Тема 18. Основной Закон ФРГ 1949 г. и система государственных органов ФРГ
Базовые конституционные принципы, характеризующие современную Германию как государство
Особенности регулирования правового статуса личности
Германия - федеративное государство
Особенности законодательной власти ФРГ
Исполнительная власть ФРГ
Глава государства
Судебная система ФРГ
Государственное право Германии формировалось в течение длительного исторического периода. В Германии продолжают действовать имперские законы, ряд норм Веймарской Конституции, а также действующего ныне Основного Закона 1949 года.
Базовые конституционные принципы, характеризующие современную Германию как государство
Исходя из Основного закона ФРГ 1949, в его сегодняшней редакции, можно выделить базовые конституционные принципы, на которых основывается современное немецкое государство и которые характеризуют сегодняшнюю Германию:
- Германия (ФРГ) является федерацией 16 земель;
- земля согласно Основному Закону провозглашается государством в составе ФРГ, которое имеет собственную историю, исторически сложившуюся территорию, особенности национального состава, часто - свой диалект немецкого языка, свою конституцию, парламент (ландтаг), правительство, иные государственные органы, а также собственную символику (герб, гимн и флаг); однако фактически земляне является государством в полном смысле этого слова - она не имеет суверенитета, права выхода из ФРГ, которая является единым союзным государством, а не союзом государств;
- Германская федерация строится по принципу "сильный центр - сильные земли", на началах субординации и разделения полномочий между центром и землями, а также координации и наличия "горизонтальных связей" между землями;
- федеральное право имеет приоритет над правом земель;
- общепризнанные международные договоры иные правовые документы действуют в Германии непосредственно и являются частью национального права;
- законодательство связано конституционным строем, а исполнительная власть и правосудие - правом;
- Германия признает основополагающие права и свободы человека;
- важнейшими из прав, закрепленных в Основном законе, являются право на достоинство и равенство немцев;
- в основе построения системы органов государственной власти лежит принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
- законодательную власть в стране осуществляют однопалатный парламент - бундестаг, а также особый орган представительства земель - бундесрат;
- исполнительную власть осуществляет формируемое бундестагом правительство во главе с обладающим большими полномочиями ("сильным") канцлером - главой правительства и фактически первым лицом государства;
- в стране существует разветвленная система судов;
- значительную роль в судебной системе играют Федеральный конституционный суд и конституционные суды земель;
- олицетворяет немецкое государство федеральный президент, избираемый особой коллегией играющий церемониальную роль;
- германия является демократическим и социальным государством.
Особенности регулирования правового статуса личности
Немецкий Основной закон стал одной из первых европейских и мировых конституций, поставивший права и свободы человека на первое место среди вопросов конституционного регулирования. Этому примеру в дальнейшем последовал ряд других государств.
Среди прав и свобод, закрепленных Основным Законом, наиболее главенствующее положение занимают:
- право на достоинство, которое лежит в основе многих иных прав;
- равенство всех немцев. Оно подразумевает:
- равенство всех перед законом;
- равенство мужчины и женщины;
- равенство независимо от происхождения, расы, языка, места рождения, родства, вероисповедания, религиозных или политических взглядов;
- равенство детей, родившихся в браке и вне брака;
- равенство доступа ко всякой государственной должности;
- равенство каждого немца в каждой земле.
- право на жизнь и физическую неприкосновенность;
- право на свободное развитие своей личности;
- свободу совести;
- свободу поиска и получения информации;
- свободу преподавания, науки и искусства;
- право матери на поддержку и защиту со стороны общества;
- право на объединения;
- свободу шествий и демонстраций;
- тайну переписки, почтовой связи иной коммуникации;
- право на свободу передвижения;
- запрет принудительного труда;
- право собственности и свободу наследования;
- право петиций;
- обязанность пройти службу в вооруженных силах или альтернативную гражданскую службу.
Особенностью немецкого конституционного регулирования основных прав человека является возможность их ограничения со стороны государства. Так, лица, которые используют:
- свободу печати;
- свободу преподавания;
- свободу собраний;
- свободу объединений;
- тайну переписки, почтовой, телеграфной и иной электросвязи;
- право собственности;
- право убежища.
для борьбы против демократического строя, могу быть лишены этих прав решением Федерального конституционного суда.
Также ограничиваются права военнослужащих и лиц, проходящих альтернативную службу:
- на свободу собраний;
- на подачу коллективных петиций;
- на выражение и распространение своего мнения устно, письменно и посредством изображения.
Регулированию основных прав человека посвящено только 19 статей Основного закона ФРГ, причем большое количество обычно закрепляемых другими конституциями прав и свобод вообще оказалось за пределами конституционного регулирования.
Германия - федеративное государство
Оно состоит из 16 земель, многие из которых имели многовековые традиции собственной государственности (Бавария, Саксония, Шлезвиг-Голштейн, Баден и др.), некоторые созданы искусственно, из частей ликвидированной союзниками Пруссии - ядра общегерманской государственности (Бранденбург, Берлин, Мекленбург-Передняя Померания). 3 из 16 земель являются городами (Берлин - как столица; Гамбург и Бремен в прошлом были городами-республиками и входили в Ганзейский Союз).
Земли сильно различаются по территории и населению. Самая маленькая из них - Бремен (и по территории, и по населению). Самая большая - Бавария - превосходит в 176 раз, а самая населенная - Северный Рейн-Вестфалия превосходит тот же Бремен примерно в 25 раз. Однако федерацию в ФРГ нельзя назвать ассиметричной. Все земли имеют равные права.
Основной закон регламентирует распределение полномочий между федеральным центром и землями. Выделяются вопросы:
- исключительной компетенции федерации;
- совместной компетенции;
- компетенции земель.
В исключительной компетенции федерации находятся:
- международная политика ФРГ;
- оборона;
- гражданская оборона;
- гражданство;
- валюта;
- режим мер и весов, точного времени;
- таможня;
- воздушное сообщение;
- почта и телекоммуникации;
- авторские права и иная интеллектуальная собственность;
- федеральная государственная службу;
- статистика.
Около 25 вопросов находится в сфере совместной компетенции федерации и земель, важнейшими из них являются:
- гражданское право, уголовное право, исполнение наказаний, судопроизводство;
- акты гражданского состояния;
- гражданство в землях;
- трудовое право;
- сельское хозяйство;
- экология;
- судоходство;
- дорожное движение.
Права земель определяются по принципу остаточной компетенции, т.е. земля имеет исключительную свободу во всех вопросах, не входящих в федеральную или совместную компетенцию.
Каждая земля имеет однопалатный парламент - ландтаг (в Баварии - двухпалатный, в землях-городах ландтаги именуются городскими собраниями), избираемый на 4-5 лет. Партия (блок партий), получившая большинство в ландтаге, формирует правительство во главе с премьер-министром.
Особенностью немецкой федерации является и то, что наряду с федеральной в каждой земле имеется своя конституционная юстиция, представленная конституционными судами земель. В земле Шлезвиг-Голштейн функции конституционного суда земли переданы Федеральному конституционному суду.
Помимо вышеперечисленных необходимо также выделить и другие черты, характеризующие немецкую федерацию:
- немец в любой земле имеет равные права;
- конституционный строй земель должен соответствовать конституционному строю ФРГ, основным принципам республиканского, демократического, социального государства;
- государство стремится к обеспечению единого уровня жизни на всей территории земель;
- в высших учреждениях федерации должны использоваться в надлежащем соотношении чиновники из всех земель;
- все учреждения федерации и земель должны оказывать друг другу взаимную правовую и административную помощь;
- федерация и каждая земля раздельно ведут финансовые расходы.
Важной особенностью немецкой федерации является возможность федерального принуждения земли к выполнению каких-либо действий в случаях, если земля не выполняет обязанностей, возложенных на нее Основным законом и иными законами. Федеральное принуждение в различных формах применяется федеральным правительством с одобрением бундесрата.
При необходимости территория земель может меняться, земли имеют право объединяться, выделять из своего состава новые земли. Подобные решения принимаются референдумами в заинтересованных землях. Однако не может быть предметом пересмотра федерализм в целом и сам принцип разделения федерации на земли.