Основные направления воспитательной работы

Содержание

1. Воспитание в УДО как педагогический компонент социализации.

 

2. Основные направления воспитательной работы

 

3. Технология проектирования (конструирования) воспитательного процесса

 

4. Этапы проектирования воспитательного дела.

 

5. Анализ воспитательного дела.

 

6. Воспитательная работа внутри детских творческих объединений.

 

7. Планирования воспитательной работы в детском объединении.

8. Структура плана воспитательной работы в детском объединении

 

9. КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН РАБОТЫ НА МЕСЯЦ

 

 

10. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В КАНИКУЛЯРНЫЙ ПЕРИОД

 

11. Структура, формы и содержание воспитательного мероприятия

как условие эффективности воспитания

совместной деятельности педагогов и обучающихся

12. Структура организации и проведения воспитательного мероприятия.

13..Формы воспитательной работы с детскими объединениями.

14. Личностно-ориентированный час общения как средство развития индивидуальности воспитанника

 

Воспитание в УДО как педагогический компонент социализации.

Развитие российского образования связано с утверждением принципов гуманизации и гуманитаризации, что проявляется в повороте к личности, содействии ее развитию и позитивной социализации.     Целевая установка при этом – создание условий для наиболее полной самореализации индивидуальных способностей, возможностей, потребностей, развития приоритетных характеристик, обеспечивающих успешное социальное самоопределение. Содержательно процесс обеспечения готовности к позитивной социализации представляет собой формирование разностороннего социального опыта.

Традиционно под социализацией понимают адаптацию к определенным условиям среды. Вместе с тем А.В.Мудрик обращает внимание на две возможные формы социализации: адаптация или интеграция. Адаптация как форма социализации – это пассивное приспособление к среде; интеграция – активное взаимодействие со средой, когда человек способен влиять на среду, изменяя ее или себя самого. Имея в виду две возможные формы социализации, мы можем утверждать, что для успешной жизнедеятельности и удовлетворенности собой воспитанник школы должен быть готов к социализации в форме интеграции, и сформировать эту готовность – цель воспитания.

Одной из задач учреждения дополнительного образования, наряду с творческим развитием детей, их самореализацией, является создание условий для их социализации.

Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс оказывает влияние окружающая среда и, прежде всего, система социальных отношений, в которые с самого раннего детства включается ребенок.

Социализация рассматривается как усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Человек с точки зрения процесса социализации может быть рассмотрен как объект (это зависит от заинтересованности общества, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, были законопослушными гражданами, создавали благополучную семью); в то же время, может быть рассмотрен и как субъект процесса социализации - с этой точки зрения, он как субъект усваивает социальные нормы и культурные ценности в единстве с саморазвитием, самореализацией, т.е. активно участвует в жизненном процессе общества, влияет на самого себя, на свои жизненные обстоятельства.

Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей, осмысление их значимости. Общение человека неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном этапе. Самопознание личности предполагает становление в человеке "Я" - концепции, которая включает в себя знание себя, оценка себя и отношение к себе.

 

 

Основные направления воспитательной работы

 

 В соответствии с «Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» воспитательная работа Центра осуществляется по следующим направлениям  организации воспитания и социализации учащихся:

 

1) Гражданско-патриотическое

2) Нравственное и духовное воспитание

3) Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

4) Интеллектуальное воспитание

5) Здоровьесберегающее воспитание

6) Социокультурное и медиакультурное воспитание

7) Социокультурное и медиакультурное воспитание

8) Правовое воспитание и культура безопасности

9) Воспитание семейных ценностей

10) Формирование коммуникативной культуры

11) Экологическое воспитание

 

1). Гражданско-патриотическое:

Цель:формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества;

Задачи патриотического воспитания:

  • формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,
  • сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;
  • воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.
  • воспитать любовь к родному городу, республике, Родине, её истории, культуре, традициям;
  • способствовать изучению истории своей семьи, школы, района, города, культуры народов мира, своей страны.
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, культуру;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Содержание деятельности:

1. Изучение тем, связанных с патриотическим воспитанием учащихся на уроках;

2. Организация выставок, конкурсов на патриотическую тематику;

3. Посещение музеев, выставок, экскурсии по историческим местам;

4. Проведение диспутов, бесед, ведение поисковой деятельности.

2). Нравственное и духовное воспитание:

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

· Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.

· Формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

· Воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам.

· Воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.

Формы реализации:

1. Мероприятие, посвященное Дню Матери.

2. Проект «Они защищали Родину»:

· занятие памяти «Златоуст во время великой Отечественной войны»;

· конкурс рисунков, газет, плакатов, посвященных знаменательным

датам;

· просмотр художественных и документальных фильмов

 

3). Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

-Цель: формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

 

Формируется в процессе подготовки и уборки своих рабочих мест, посадкой растений, организации летнего лагеря труда и отдыха; подготовки к соревнованиям, выставкам и другим мероприятиям различного уровня.

Работа в период каникул является неотъемленной частью системы учебновоспитательного процесса учреждения и строится с учетом разнообразных форм отдыха.

 

 

4).. Интеллектуальное воспитание:

Цель: оказание помощи учащимся в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Задачи:

1. Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.

2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

3. Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

Формы реализации:

- учебные занятия;

- доклады и сообщения учащихся;

- участие в НОУ, олимпиадах, конкурсах.

 

5). Здоровьесберегающее воспитание:

Цели:

1)использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения;

2) обучение правилам безопасного поведения учащихся на улице и дорогах;

3) обучение ОБЖ.

Задачи:

· Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

· Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

  • Способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу.
  • Познакомить учащихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте, на природе.
  • Познакомить учащихся с дорожными знаками, сигналами светофора.

Формы реализации

1 Спортивные праздники и соревнования.  

2. Проект «Здоровье и безопасность»

· ознакомление со свойствами организма;

· «Если дети любят мыло и зубной порошок, эти дети очень милы - поступают хорошо»;

· «Хорошая, полезная и вкусная еда – здоровью вашему поможет всегда»;

· «Мое чудесное тело»;

· «Наши болезни»;

· «Азбука безопасности»;

· трудовая деятельность;

· художественная деятельность;

 

6). Социокультурное и медиакультурное воспитание:

-Цель:формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм»,

«терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);

 

7). Культуротворческое и эстетическое воспитание:

 

Цель: создание условий для проявления учащимися объединения инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

· Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.

· Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.

· Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

Формы реализации:

1. Участие в делах объединения.

2. Участие в мероприятиях УДОД.

3. Цикл мероприятий «Спешите делать добро».

4. День матери.

5. Праздник Осени.

6. Новогодний праздник.

7. «А, ну-ка, мальчики!».

8. Праздничный концерт для мам.

9. Итоговое занятие в каждом учебном году.

 

8). Правовое воспитание и культура безопасности:

- формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;

9). Воспитание семейных ценностей:

Цель: формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;

- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

Формы взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и семьи относятся:

- анкетирование родителей;

- индивидуальные беседы;

- проведение консультаций на разнообразные темы;

- оформление уголка сменной информации для родителей (памятки для родителей, информационные объявления, тематические стенды);

- родительские собрания;

- наглядные формы пропаганды.

Задачи взаимодействия:

· формирование активной педагогической позиции родителей;

· вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

· активное участие родителей в воспитании детей.

 

10). Формирование коммуникативной культуры:

Цель: формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;

 

11). Экологическое воспитание:

 

Цель: воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

· Расширение знаний по экологии, географии, истории.

· Интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся.

·Расширение знаний об окружающем мире.

·Развитие творческой, познавательной и созидательной активности;

·Укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным и духовным развитием.

· Воспитание патриотизма посредством занятий краеведения.

· Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Формы реализации:

1.Участие в экологических акциях, выставках, конкурсах.

2.Участие в делах УДОД.

 

Выбор направлений воспитательной работы в объединении осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов обучающихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: