1. Ренессансный тип культуры долгое время сосуществовал со средневековым типом сознания не только на Севере Европы, но и в Италии, родине гуманизма. Однако значение ренессансного сознания для развития европейской цивилизации настолько велико, что целую переходную эпоху, включающую в себя позднее средневековье и раннее Новое время, принято называть эпохой Ренессанса. Дайте характеристику причин исторических условий формирования антропоцентризма как ведущей характеристики нового миропонимания. Укажите основные черты ренессансной картины мира.
2. Расскажите о новых явлениях в области литературы, изобразительного искусства, философии, морали в Италии XIV-XV вв. Стремление к гармоничному, полноценному существованию проявилось на разных уровнях - от формально-логического до конкретно-художественного. Какое место в представлениях итальянских гуманистов о человеке занимала проблема творчества, активной деятельности? В каких выдающихся произведениях итальянских художников, архитекторов и скульпторов нашел свое выражение жизнеутверждающий пафос ренессансного мировоззрения?
|
|
3.В странах Северной Европы гуманистические идеи распространились несколько позже. В то время европейские народы не были достаточно хорошо знакомы со своим этнокультурным прошлым, да и не имели такой богатой дохристианской традиции, как греческий мир и Италия. Поэтому новые нравственные и эстетические ценности в этих странах искали на путях переосмысления библейских текстов, стремились восстановить чистоту и непосредственность ранней христианской эпохи. В то же время для выражения новых взглядов использовались образы и сюжеты, заимствованные из классической мифологии. Проанализируйте творчество Себастьяна Бранта, Эразма Роттердамского, Луки Кранаха, Альбрехта Дюрера, Питера Брейгеля. Покажите, что в центре их творческих исканий находится проблема человека.
Тема 19. Европейская культура в XVII веке
1. Первая научная революция и формирование новой культурной картины мира.
2. Барокко и ранний классицизм – ведущие стили эпохи.
3. Формирование национальных школ в западноевропейском искусстве.