Методические рекомендации

1. Преобразования Петра I в области культуры могут быть определены как культурная революция – резкий и глубокий переворот мироощущения и миропонимания затронул прежде всего верхушку русского общества и наиболее активную его часть. Общественное сознание было переориентировано с приверженности традициям, приоритета вечных, вневременных ценностей на динамичность развития, на признание значимости мирских ценностей. Православная культура, сохранив свое качественное своеобразие, перестала быть универсумом, заключающим в себе верующего человека. Она переместилась на периферию сознания ее носителя, втянутого в процесс европеизации общественной жизни. Объясните неизбежность этого процесса.

Приведите конкретные примеры культурных инноваций, осуществленных Петром  I. Покажите, что одним из последствий культурной политики Петра I стала глубокая социокультурная пропасть между привилегированной верхушкой русского общества и основной массой населения, превращение русской культуры в “расколотую культуру”. Остановитесь на вопросе о значении Санкт-Петербурга как своеобразного полигона для испытания и освоения европейских форм городской культуры.

2. Уделите основное внимание развитию культуры русского Просвещения. Дайте оценку культурной политики Екатерины П. Расскажите об основных достижениях этого времени в области развития науки, образования, искусств и литературы. Назовите наиболее ярких деятелей культуры этой эпохи. Какую позицию они занимали по отношению к “просвещенной монархии” Екатерины II?  

Дайте оценку социокультурной ситуации в России, сложившейся в связи с началом процесса формирования гражданского общества. Какую роль в этом процессе сыграли введенные Екатериной II «дворянские вольности», какую – влияние европейского Запада, одним из проводников которого стало масонство?

Обратите внимание на состояние традиционной русской культуры в XVIII в., которая начала активно изучаться некоторыми современниками: появились первые записи былин, исторических песен, сказок, описание обрядов и обычаев.

Отметьте роль дворянского поместья как центра распространения культуры европейского типа в русской деревне: архитектура усадеб, господские оркестры и домашние театры, портретные галереи представителей помещичьего рода в подавляющем большинстве случаев были обязаны своим существованием таланту крепостных крестьян, получивших образование по прихоти помещика

Тема 22. Европейская культура первой половины XIX века.

Изменение культурной картины мира

1. Исторические условия развития европейской культуры в первой половине XIX века.

2. Достижения европейской философии, науки и техники.

3. Новые формы культурной жизни. Романтизм против классицизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: