Понятия СМИ, СМК и механизмы их влияния на подростков

 

На законодательном уровне в Российской Федерации понятие СМИ закреплено в Законе РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации». Согласно данному определению, средствами массовой информации являются «периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)» [1].

В свою очередь, массовая информация определяется как печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, которые предназначены для неограниченного круга лиц.

Анализ научной литературы свидетельствует о существовании различных определений исследуемого понятия. Так, Р.Н. Анхимова рассматривает следующие определения понятия «СМИ», представленные в таблице 1.

 

Таблица 1 – ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ СМИ, АНАЛИЗИРУЕМЫЕ Р.Н. АНХИМОВОЙ [3, с. 464]

Автор (источник) Определение СМИ
Философский энциклопедический словарь СМИ представляют собой комплексы устройств, обеспечивающих осуществление быстрой передачи и массового тиражирования больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.
Большой российский энциклопедический словарь СМИ представляют собой устройства, обеспечивающие систематическое распространение информации, целью чего является утверждение духовных общественных ценностей, воздействие на мнение и поведение людей.
И.В. Ерофеева СМИ представляет собой общение с применением технических средств, таких, как печать, радио, телевидение и интернет
И.Д. Фомичева СМИ представляет собой каналы, способы, материальные носители, посредством которых фиксируется, хранится и передается информация для массовой аудитории.

 

Обязательным условием информационного взаимодействия в сфере средств массовой информации является установление контакта с «контрагентами», а также налаживание связи с социальными институтами и массовой аудиторией. Средства массовой информации эффективно выполняют коммуникативную функцию тогда, когда они обеспечивают диалог сторон, а также равноправные позиции в информационном обмене. Типом и уровнем политической системы управления определяется, функционируют ли СМИ в режиме диалога.

Средства массовой коммуникации представляют собой орудия производства, хранения и распространения всевозможной информации с заложенными в ней ценностями, рассчитанными на массовое восприятие. Следует отметить, что средства массовой коммуникации (СМК) - категория более широкая, чем СМИ. Кинематограф, шоу-бизнес, видеопродукция ввиду своей непериодичности не могут быть средствами массовой информации.

СМИ и СМК играю важную роль в процессе формирования информационного общества, выступая в качестве особого социального института. В виде его основной задачи выступает регулирование потребностей населения посредством формирования соответствующих информационных полей. Проявление результатов деятельности СМИ можно увидеть в формировании устойчивых потребительских норм в любой из сфер деятельности. Так, в информационном обществе у СМИ имеется возможность участия в процессе регулирования общественного развития, а также воспроизводства за счет формирования потребностей населения. Основной функцией СМИ выступает формирование информационного поля населения, которое соответствует условиям устойчивого воспроизводства в обществе [23, с. 70].

СМИ также являются институтом гражданского общества, так как они являются выразителем различных интересов людей. Они не только распространяют, но и формируют мнение людей и являются ретранслятором. СМИ открывают существенное влияние на формирование подсознания граждан. Как любые другие институты гражданского общества, он взаимодействует с другими общественными институтами, стремятся к тому, чтобы оказывать влияние на общественные процессы и на принятие различных государственных решений. Одной из главных функций СМИ является формирование и развитие общественного сознания, в частности, подростков, с целью образования у них социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества.

Телевидение является мощным средством обращения к массовой аудитории - оно охватывает людей независимо от возраста, пола, дохода или уровня образования. Кроме того, телевидение воздействует на зрение и слух, создает драматические и реалистичные представления об окружающем мире. Радио также охватывает разнообразную массовую аудиторию. Специализация радиостанций по возрасту, вкусу и полу слушателя позволяет избирательно охватывать аудиторию.

Интернет как вид СМИ открывает огромные возможности воздействия на аудиторию, в первую очередь, подростков. Интернет предоставляет им более жесткий автономный контроль над тем, какие сообщения просматривать и когда к ним обращаться. В Интернете можно разместить почти любую информацию и распространить его в любом месте, имеющем доступ в Интернет. Газеты как средства массовой информации допускают такой уровень детализации передаваемой информации, который невозможен для вещательных СМИ.

СМИ и СМК оказывают психологическое воздействие на подростков. В процессе просмотра телепередач, чтения газет, пользования Интернетом и т.д. у подростков создаются те или иные привлекательные, желанные или напротив образы. Например, определенные желания всегда возникает на определенном этапе осознания потребности, при этом четкие формы и силу оно приобретает по мере конкретизации объекта, что происходит в процессе просмотра телевизионных программ.

С точки зрения таких исследователей, как А.А. Гришина, М.В. Данилова, психологическое воздействие на подростков СМИ осуществляется путем информирования, убеждения, внушения, побуждения, нейролингвистического программирования [7, с. 162]. Информация, которая не имеет эмоциональной окраски, не может считаться полноценной, в первую очередь потому, что она не сможет вызвать интерес у подростков. Способ подачи ин­формации, который сильно влияет на их отношение, представляет собой психологическое воздействие.

Важнейшим способом психологического воздействия СМИ на подростков, является убеждение. Характерной чертой убеждения является то, что процесс убеждения направлен на рациональную сферу сознания. При этом убеждение имеет выделенную цель, открытый характер аргументации и доказательств, логическую обоснованность, допущение обоюдосторон­ней критики. Итогом этого становиться добровольное принятие позиции субъекта воздействия, тт.е. принятие передаваемой посредством СМИ информации.

Другой вид психического воздействия СМИ на подростков – внушение, которое является процессом воздействия на психику, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания. Суть внушения заключается в том, что оно воздействует на чувства подростка, а не на его волю и разум. Именно СМИ оказывает большое влияние на чувства подростков.

Таким образом, в научной литературе существуют различные определения СМИ, при этом, данное понятие в РФ закреплено на законодательном уровне. Так, СМИ являются: периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Средства массовой коммуникации являются более широкой категорией, чем СМИ, включая в себя кинематограф, шоу-бизнес, сеть Интернет и т.д.

СМИ и СМК оказывают сильное психологическое воздействие на подростков. Механизмами данного воздействия являются информирование, убеждение, внушение, побуждение и т.д., например, чертой убеждения является то, что процесс убеждения направлен на рациональную сферу сознания подростков. Внушение является процессом воздействия на психику подростков, связанным со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: