Формирование «Я-концепции» двигательно активной личности через создание портфолио индивидуальных достижений обучающегося в области физической культуры

Я-концепция – это относительно устойчивая, осознанная система знаний и представлений индивида о самом себе, система установок относительно собственной личности, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. По выражению немецкого психолога В. Нейбауэра, Я-концепция – это "теория самого себя".

Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях.

Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество обучающихся и педагогов в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

· диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

· целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

· мотивационную (поощряет обучающихся и педагогов к взаимодействию и достижению положительных результатов);

· содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

· развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, и обучения);

· рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений);

· обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);

· корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

Психологическая характеристика спортивной деятельности. Определение актуальных отрезков соревновательной деятельности в избранном виде спорта как условие совершенствования интегральной подготовленности юных спортсменов.

Спорт как вид деятельности имеет свои психологические особенности, среди которых выделяют 7 основных.

• Одной из важнейших особенностей спортивной деятельности, составной ее частью является психомоторика — функциональная взаимосвязь различных психических процессов с движениями и деятельностью человека. Психомоторика — связующее звено между основными факторами и закономерностями психического развития, обеспечивающее совершенное владение техникой конкретного вида спорта. К психомоторным процессам относят специализированные восприятия («чувство воды», «чувство мяча»), все произвольно управляемые действия (в том числе двигательные навыки), быстроту и точность реагирования на раздражители. Вторая особенность — стремление спортсмена к совершенствованию в избранном виде спорта (необходимость овладения совершенной техникой выполнения физических упражнений) и достижению наивысших результатов в нем. Это требует от спортсмена систематической и длительной тренировки,в процессе которой формируются и совершенствуются определенные двигательные навыки и развиваются необходимые для конкретного вида спорта качества.

• Третья особенность — наличие спортивной борьбы, которая приобретает особо острый характер во время спортивных соревнований и сопровождается проявлением ярко выраженных эмоций.

• Четвертая особенность — наличие ярко выраженного стресса, особенно на уровне соревнований крупного масштаба.

Так, стрессогенный характер современного спорта определяют: бурный рост спортивных результатов, условия острой соревновательной борьбы равных по силам соперников (на современном этапе развития спорта физическая и техническая подготовленность сильнейших спортсменов находятся примерно на одном уровне, поэтому исход соревнований определяется в значительной степени психологическими факторами), увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок, омолаживание спортсменов (на арену крупных соревнований выходят подростки, которые не отличаются психической зрелостью, эмоциональной устойчивостью).

• Пятая особенность — наличие психологических особенностей личности спортсмена (волевых, интеллектуальных, эмоциональных и др.), способствующих успешности деятельности.

• Шестая особенность — взаимодействие участников спортивной деятельности, протекающее в форме непосредственной или опосредованной борьбы. В процессе соревнований оно выступает в двух формах: противоборства — по отношению к противнику (соперничество), взаимодействия — по отношению к команде (сотрудничество).

-Седьмая особенность спортивной деятельности — вербальное и невербальное общение (коммуникация): специальные жесты (жесты спортивных судей), мимика, пантомимика, а также непроизвольные моторные действия. Соревновательная деятельность в системе подготовки юных спортсменов представляет собой непосредственное проявление в соревнованиях своих возможностей и их соответствие с правилами и способами ведения спортивной борьбы в избранном виде спорта. Это различные приемы и действия, которые осуществляются непосредственно в игре или поединке на помосте, или на дистанции и т.п. Соревнования являются кульминацией и итогом тренировочного процесса. Соревнования включаются в мероприятия спортивной школы, в форме календаря соревнований на учебный год для каждого этапа и уровня спортивной подготовки обучающихся, и способствуют решению основных задач воспитания юных спортсменов. В российской системе физического воспитания сформировалась следующая система спортивных соревнований по различным видам спорта. Все крупнейшие спортивные соревнования в различных видах спорта для учащихся ДЮСШ можно разделить на 3 группы:

1) спартакиады Российской Федерации, универсиады, всероссийские юношеские игры и др;

2) ежегодные Чемпионаты, соревнования на Первенство Российской Федерации;

3) соревнования всероссийского масштаба, посвященные знаменательным датам или памяти выдающихся людей, а также праздникам, учрежденные организациями.

Достигнуть спортсмену высокого уровня спортивных результатов возможно при условии создания стабильной, отлаженной его системы подготовки, которая включает в себя несколько крупных блоков компонентов:

- система отбора и спортивной ориентации;

- система соревнований;

- система спортивной тренировки;

- система внетренировочных и внесоревновательных факторов оптимизации тренировочно-соревновательной подготовки. В зависимости от целевого назначения соревнования подразделяются на:

1) подготовительные, с целью адаптации спортсмена к условиям соревновательной борьбы, отработка технических приемов в разнообразных условиях соревнований, отбор целесообразных тактических вариантов, приобретение соревновательного опыта, совершенствование специфических для вида спорта психических качеств. Данные соревнования являются эффективным средством интегральной подготовки юных спортсменов;

2) контрольные соревнования в ходе учебно-тренировочных занятий проводятся с целью педагогического контроля состояния уровня тренированности и учета спортивных достижений. В них проверяется эффективность прошедшего этапа подготовки, оценивается уровень физических качеств, технического и тактического совершенствования, интеллектуальных и психологических возможностей спортсменов;

3) подводящие, в которых отрабатывается модель соревновательной деятельности, предполагаемой для реализации на главных соревнованиях. Данные соревнования следует проводить в условиях максимально приближенных к условиям главных соревнований. Они могут быть специально организованными или официальными;

4) соревнования с целью выявления сильнейших спортсменов для комплектования сборной команды. В данных соревнованиях для спортсмена ставится задача занять определенное место, выполнить контрольный норматив, который позволит участвовать в главных соревнованиях и надеяться на успешное выступление в них;

5) главные соревнования, которые ориентированы для победы или завоевание возможно более высокого места и результата;

Кроме того, можно выделить дополнительно еще:

6) массовые соревнования с целью сдачи контрольных разрядных нормативов на уровне школы или района;

7) показательные соревнования для популяризации различных видов спорта.

По форме организации различают следующие виды соревнований:

1) закрытые соревнования для спортсменов одного коллектива (класса, школы, спортивного клуба);

2) открытые - в которых могут участвовать спортсмены других коллективов, оспаривая призовые места, соревнования по предварительной договоренности между командами спортивных школ, коллективов, спортивных клубов;

3) ведомственные соревнования («Спартак», «Динамо» и т.д.)

4) заочные соревнования между спортивными клубами, спортивными школами и коллективами физкультуры в районе, городе, области и т.д.

В зависимости от возраста соревнования бывают: детские, юношеские, юниорские и взрослые. В Российской Федерации функционирует система соревнований по возрастным группам:

1 группа: мальчики и девочки 7-8, 9-10, 11-12 и 13-14 лет, занимающиеся в спортивных секциях, спортивных школах, сформированных по месту жительства;

2 группа: юноши и девушки 15-16 и 17-18 лет, проходящие систематическую подготовку в спортивных секциях, коллектив физкультуры, спортивных школах;

3 группа: юниоры 19-21 и 22-24 года, которые совершенствуют мастерство в спортивных клубах, ШВСМ и т.д. Эта группа выделяется в отдельных видах спорта для планомерного перехода в группу взрослых спортсменов.

4 группа: взрослые спортсмены.

Итоговым результатом соревновательной деятельности, как части спортивной подготовки, является спортивное достижение, которое служит показателем спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженное в конкретном количественном или качественном уровне результата в спорте.

Предсоревновательные психические состояния. Раскройте сущность психического состояния как «целостной характеристики психической деятельности за определенный период времени, показывающей своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности».

2.Психическое состояние, связанное с соревнованиями это переживание личностью конкретного отношения к возможным результатам деятельности в данный момент времени (при этом конкретность будет обусловлена мотивами и силой мотивации, актуальность отрезка деятельности- характером решаемых задач и целей). Выделяют следующие предстартовые состояния боевая готовность, предстартовая лихорадка, предстартовая апатия и состояние самоуверенности

Психические состояния, как и прочие явления психической жизни, имеют свою причину, которая заключается чаще всего в воздействии внешней среды. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в какой-либо род деятельности, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом взаимное влияние на успешность данной деятельности. Непрерывно сменяясь, психические состояния сопровождают протекание всех психических процессов и видов деятельности человека.

Если рассматривать психические явления в плоскости таких характеристик, как «ситуативность – долговременность» и «изменчивость – постоянство», можно сказать, что психические состояния занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами личности. Между этими тремя видами психических явлений существует тесная взаимосвязь и возможен взаимный переход. Установлено, что психические процессы (такие как внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния (например, тревога, любопытство и т. д.) способствуют развитию соответствующих устойчивых свойств личности.

На основании современных исследований можно утверждать, что неврожденные свойства человека являются статической формой проявления тех или иных психических состояний либо их совокупностей. Психические свойства являются долговременной основой, обусловливающей деятельность личности. Однако на успешность и особенности деятельности большое влияние оказывают и временные, ситуативные психические состояния человека. Исходя из этого можно дать и такое определение состояний: психическое состояние – это сложное и многообразное, относительно устойчивое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее активность и успешность жизнедеятельности индивида в сложившейся конкретной ситуации.

Раскройте способ эмоциональной регуляции психического состояния через присвоение установки «психическая адаптация является центральным звеном в общей адаптации человека, поскольку именно характер психической регуляции определяет характер адаптации в целом». Поясните сущность данной психолого-педагогической идеи.

Регуляция эмоциональных состояний по Ф.Б. Березину.

Первый подход в решении проблемы представлен работами Ф.Б. Березина. Регуляцию эмоционального состояния он рассматривал через призму психической адаптации, характер которой влияет на всю адаптацию в целом. Его подход основан на следующих положениях: - Адаптация протекает на всех уровнях организации человека, включая психическую сферу; - Центральное звено в общей адаптации человека – это психическая адаптация.

Ф.Б. Березин считает, что действия механизмов противостояния тревоге, а это разнообразные формы психологической защиты и компенсации, обусловливают успешность адаптации. Психологическая защита представляет собой специальную регулятивную систему стабилизации личности. Её действия направлены на устранение чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта или сведение его до минимума. Психологическая защита выполняет важную функцию – «оградить» сферу сознания от негативных переживаний, которые травмируют личность. Ученый выделяет четыре типа психологической защиты: Переживания угрозы, вызывающие тревогу; Факторы, позволяющие фиксировать тревогу; Факторы, снижающие уровень побуждений; Факторы, устраняющие тревогу. Исследования, проведенные в этой области, позволили говорить о том, что различные формы психологической защиты имеют различные возможности противостоять как тревоге, так и другим негативным состояниям. Когда в противостоянии тревоге одна форма защиты не помогает, включается другая её форма. Нарушение механизмов психической адаптации, а также использование неадекватной формы защиты приводят к соматизации тревоги, в этом случае она направлена на формирование предболезненных состояний и срыву адаптации. Неадекватная форма психологической защиты, которую использует индивид, способствует возникновению гипертревоги и сопровождается сверхнапряжением. В этом случае возникает состояние фрустрации. Как синдром разочарования она является следствием психического напряжения и часто сопровождается внутренними конфликтами. Симптомы фрустрации: Безвыходное положение; Сложность отказаться от того, что происходит и не обращать на это внимание; Неумение найти выход и желание выйти из создавшегося положения. С ситуацией интрапсихического конфликта может быть связан и эмоциональный стресс. Вероятность этого конфликта обусловлена особенностями когнитивной сферы, которая играет свою роль в развитии стресса. Несоответствие между когнитивными элементами приводит к возрастанию напряженности, а в дальнейшем к нарушению интеграции поведения, т.е. настроенности организма и психики на достижение конкретных результатов. На интеграцию поведения оказывают влияние: Установки; Система отношений; Ролевые структуры. Все эти факторы могут привести к дезорганизации поведения человека, нарушению «Я-образа», «Я-концепции» и сопровождаться негативным эмоциональным фоном. Поэтому без построения интегрированного поведения невозможна регуляция негативных эмоциональных состояний. Коррекция эмоционального состояния, не подкрепленная формированием интегрированного поведения, дает только временное облегчение и создает иллюзию того, что проблема решена. Эмоциональное состояние и невроз Автор концепции отношений личности В.Н. Мясищев считал, что эту систему отношений составляет ядро личности. Сама система формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности. Концепция В.Н. Мясищева нашла широкое применение в области исследования и лечения неврозов. Невроз является следствием длительного или очень интенсивного эмоционального напряжения, в основе которого лежит интрапсихический конфликт и запутанность душевной жизни. Конфликт, лежащий в основе большинства неврозов, сопровождается очень сильными и интенсивными переживаниями, например, ощущение вины, какого-либо упущения, которое привело к травмирующей ситуации и др. Если переживания для человека особо значимы, то они становятся источником невроза, поэтому основная часть интрапсихических конфликтов социальна. Они могут стать причиной заболеваний человека, потому что по отношению к нему была проявлена несправедливость, нарушившая его веру в добро и зло, в смысл человеческого существования. Человек может решить многие личностные проблемы, если повысить самооценку и уверенность в себе. Эта внутренняя уверенность является той самой мишенью, на которую необходимо ориентироваться в профилактической работе негативных эмоциональных состояний. Практический аспект регуляции эмоциональных состояний Другой подход к рассмотрению проблемы регуляции эмоциональных состояний связан с именем Р.М. Грановской. Все стратегии выхода из напряженной ситуации она делит на три группы: Ликвидировать или изменить проблему; Снизить её интенсивность, изменив свою точку зрения на проблему; Облегчить её воздействие, включив ряд способов. Чтобы управлять своим состоянием, человек должен осознать жизненные цели и соотнести с ними конкретные ценности, они в этом играют ключевую роль. Чем быстрее это будет сделано, тем больше у человека шансов избежать негативных последствий эмоционального напряжения. Трудная ситуация заставляет человека соотнести её значение с главными жизненными ориентирами и если это сделано своевременно, то состояние его нормализуется. Часто неблагоприятные последствия возникают не из-за самих случаев, а из-за реакции на них. Таким образом, получается, что один из способов избежать чрезмерного эмоционального напряжения, является гармоничное развитие личности человека и формирование у него самостоятельной мировоззренческой позиции. По мнению Р.М. Грановской другим способом регуляции эмоциональных состояний является правильный выбор момента для принятия решения. Сознание в экстремальной ситуации сужается, а это приводит к нарушению ориентировки в окружающем. Стратегия поведения человека в состоянии тревоги и волнения меняется, он стремится избежать риска, боится идти в том направлении, которое грозит ошибками и заблуждениями. В результате каждую новую информацию человек стремится связать

с той, которая ему уже известна, и опять принять неправильное решение. Естественно, можно сделать вывод о том, что надо учиться выбирать момент для реализации своих планов в сложной ситуации и делать это правильно. Следующий способ заключается в ослаблении мотивации, например, на время отказаться от достижения поставленной цели. Еще один способ борьбы с эмоциональными стрессами и эмоциональной напряженностью выделяет Р.М. Грановская. Он заключается в стратегиях отступления, заранее подготовленных. Это запасной вариант поведения в той или иной ситуации. При запасном варианте снижается излишнее возбуждение и увеличивается вероятность успешного решения задачи. Даже в случае неудачи запасной вариант помогает с ней смириться и сохранить оптимистическое расположение духа. Запасные стратегии, таким образом, уменьшают страх неблагоприятного развития событий и способствуют созданию оптимального фона для решения задачи. Безусловно, все способы выхода из стрессовой ситуации, надо иметь в виду, но необходимо помнить и о том, что бессмысленно бороться против того, что является уже свершившимся фактом. «Пробить» стену лбом достаточно сложно.

Опишите сущность стратегий выхода обучающегося и тренирующегося из напряженной ситуации через: изменение или ликвидацию проблемы; уменьшение ее интенсивности за счет смещения своей точки зрения на нее; облегчение ее воздействия.

1. Изменение направленности сознания - снизить эмоциональную напряженность через произвольное перенесение внимания, концентрируя его не на значимости результата выполняемой деятельности, а на анализе технических деталей задачи или тактических приемах или на посторонних объектах.

2. Переключение связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т. п.) или мысленное повторение предстоящих действий, сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата, дает лучший эффект, чем отвлечение от предстоящей деятельности.

3. Использование контрфактического мышления – это представления об альтернативном реальности исходе события по типу «если бы..., то...». Например, после не очень успешной сдачи экзамена студент думает: «Если бы я не сидел столько за компьютером, то вполне мог бы сдать экзамен на четверку». Студент конструирует альтернативный сценарий событий, который мог бы привести к лучшему по сравнению с реальностью результату или: «Если бы я вчера не пролистал учебник, то не получил бы на экзамене даже тройку». Здесь, наоборот, выстраивается сценарий, по которому нынешнее положение воспринимается как относительно хорошее, так как могло бы быть и хуже. Именно его и нужно использовать, чтобы улучшить свое эмоциональное состояние.

4. Понижение субъективной значимости события или полученного результата путем переоценки ситуации по типу «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это», «не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе» и т. д. При этом критическая ситуация рассматривается на фоне общей перспективы, например всей жизни человека, в результате чего значимость ситуации может резко снизиться. Понижение субъективной значимости события помогает готовиться к следующему штурму без лишней траты сил.

5. Правильный выбор момента для принятия решения или реализации своего плана. Тревога, волнение меняют стратегию поведения, человек стремится избежать малейшего риска, поэтому каждую новую информацию он стремится связать с аналогичной, уже известной ему. В этой ситуации человек очень часто совершает ошибки, принимая неправильное решение.

6. Наличие запасного варианта поведения в той или иной ситуации снижает излишнее возбуждение и делает более вероятным успех решения задачи на генеральном направлении. Не подготовив альтернативного решения, человек необоснованно пессимистично оценивает ситуацию, которая может возникнуть в случае провала основного варианта. Имея запасной вариант действий, в случае провала первого человеку проще смириться с неудачей и сохранить при этом оптимистическое расположение духа. Следовательно, запасные стратегии уменьшают страх перед неблагоприятным развитием событий и тем самым способствуют созданию оптимального фона для решения задачи

Психологическое обеспечение тренировок и соревнований. Психологическая подготовка: общая и специальная подготовка к соревнованиям. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям с учетом сложности противоборства с соперниками и содействия с партнерами.

Психологическое обеспечение спортивной деятельности — это комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем, которые регулируют психическую функцию организма и поведение спортсмена, решая при этом задачи тренировки и соревнований. Комплекс мероприятий психологического обеспечения тренировки и соревнования условно делится на четыре составляющих компонента: психодиагностика, психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, психологическая подготовка, управление состоянием и поведением спортсмена. Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности. Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации и спланировать более эффективную систему воздействий на спортсмена. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации имеют отношение к отбору учеников для занятий тем или иным видом спорта, к определенному тренировочному занятию или циклу, к соревнованиям вообще или конкретному соревнованию, к спортивному режиму. Психологическая подготовка делится на психологическую подготовку тренера и спортсмена. В психологической подготовке спортсмена выделяют четыре раздела, тесно связанных между собой: психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному, тренировочному процессу; общая психологическая подготовка к соревнованиям; коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к соревнованиям; специальная подготовка к конкретному соревнованию. Управление состоянием и поведением спортсмена необходимо при недостатках в психологической подготовке, когда требуется срочно повлиять на психическое состояние спортсмена.

В планировании подготовки, в оценке готовности спортсменов и команд, в определении специфики нагрузок тренеры и спортсмены постоянно встречаются с необходимостью определения структуры, то есть знания видов подготовки и взаимосвязей этих видов.

Общая психологическая подготовка характеризуется направленностью на формирование и развитие универсальных (всеобъемлющих, разносторонних, пригодных для многих целей) свойств личности и психических качеств, которые, являясь ключевыми в спорте, ценятся и во многих других видах деятельности человека.

 Общими средствами психологической подготовки спортсменов являются: физические упражнения, средства техники и тактики данного вида спорта.

Специальная психологическая подготовка характеризуется направленностью на формирование и развитие психических качеств и свойств личности спортсменов, способствующих успеху в особых, конкретных условиях спортивной деятельности.

Решение задач психологической подготовки спортсменов осуществляется с помощью соответствующих средств и методов.

       Специальные психологические средства – психологические упражнения, влияния, воздействия. Организация психологического климата в спортивном коллективе, групповых командных действий. Психологическое образование тренеров и спортсменов.Психологические средства регуляции и саморегуляции психического состояния.  

Для развития и формирования психических процессов и функций спортсменов необходимо применять следующие средства, методы и приемы: выполнение различных упражнений (физических, психологических и др.) на фоне утомления, эмоционального возбуждения, в условиях дефицита времени и ограничения пространства, максимальных физических усилий, в условиях моделирования спортивной деятельности.

    Для развития тактического мышления – разработка и составление тактических вариантов и творческих заданий, моделирование игры противника, просмотры кинофильмов, видеозаписей, анализ проведенной тренировочной работы, составление индивидуальных и командных планов, заданий по тактическим действиям.

    Для воспитания морально-волевых качеств личности спортсмена и эмоциональной устойчивости первостепенное значение имеют: личный пример тренера, разъяснение, убеждение, побуждение к деятельности, поощрение, поручение, обсуждение, взыскание, наказание; различные приемы психорегуляции и саморегуляции, упражнения в усложненных условиях деятельности и т.д.

    Еще дополнительно выделяют такие средства психологической подготовки спортсменов, как контроль, самоконтроль, внушение, самовнушение, физиотерапевтические (сауна, массаж, бассейн и т.п.), психофармакологические (транквилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы, ноотропы и т.д.).

    В последнее время для решения задач психологической подготовки в учебно-тренировочном процессе все шире и шире используются различные технические средства, которые можно подразделить на три группы:

       Различное оборудование и тренажеры.

       Регистрационная аппаратура.

Демонстрационная аппаратура (видеомагнитофон, кинопроектор т.д.).

В практическом решении проблем психологической подготовки спортсменов к соревнованиям очень важным является вопрос о ее планировании.

Психологическая подготовка к соревнованию должна начинаться с того момента, когда спортсмен узнает о возможности или необходимости своего участия в этом соревновании, а кончается последним выступлением в нем — финалом. Весь этот промежуток времени, как бы изменчив он ни был, целесообразно разделить на три периода:

первый период — от получения сообщения о предстоящем соревновании до получения сведений о расписании и жеребьевке (о составе забегов, заплывов, предварительных групп, пар, о номерах участников, о последовательности подходов, снарядов и т.д.);

второй период — от ознакомления с результатами жеребьевки до начала первого этапа соревнования (предварительного забега, заплыва, заезда, первого боя, подхода, упражнения, игры, попытки);

третий период — от начала первого этапа соревнований до окончания финала.

Предсоревновательная подготовка предусматривает решение следующих задач:

- определить основную цель и поставить конкретные задачи действий спортсмена в предстоящем соревновании с учетом индивидуальных особенностей (психологической характеристики) спортсмена;

- учесть объективные условия предстоящего соревнования и составить конкретный план подготовки к наиболее эффективным действиям спортсмена в этих условиях;

- учесть (изучить, no-возможности) сильные и слабые стороны

соперника, спортивной команды и разработать тактический план

соревновательной деятельности с учетом собранной информации;

- разработать несколько вариантов тактических действий;

- определить уровень технической готовности спортсмена, еще

раз провести оценку навыка выполнения двигательного действия с

учетом уровня спортивного мастерства;

- сформировать активное стремление к победе через

целевую установку спортсмену на состав соревновательных действий в каждом конкретном соревновании;

- сформировать твердую уверенность в своих силах и возможностях для достижения победы или высокого спортивного результата

в предстоящем соревновании;

- создать у спортсмена оптимально высокий уровень притязаний как основу направленности личности на достижение победы;

- поддержать бодрое эмоциональное состояние личности через

преодоление отрицательных эмоций, вызванных ожиданием предстоящего соревнования;

- развить и усовершенствовать приемы саморегуляции и самодиагностики (гетеро- и аутотренинг) и создать состояние эмоциональной устойчивости;

- сформировать готовность к максимальным волевым усилиям и

к преодолению максимальных физических напряжений в условиях

соревнований;

- создать четкую систему организации внимания спортсмена

(направленности его сознания) через разработку специальной про-

граммы контроля за своими действиями на протяжении всего времени

участия в соревнованиях.

Психологическое воздействие на спортсмена в предстартовый и предсоревновательный периоды соревновательной деятельности должно быть направлено на сохранение и поддержание на высоком уровне состояния тренированности.

Особая роль в системе воздействия в предсоревновательные дни отводится формированию навыка мобилизации к выступлениям на предстоящих соревнованиях. Подобная мобилизация характеризуется максимальной активизацией сознания, спортивной деятельности и личности субъекта будущих соревнований.

В системе формирования навыка мобилизации готовности в предсоревновательные дни различают субъективные и объективные компоненты.

К объективным факторам мобилизации готовности спортсмена к соревновательной деятельности относятся:

1.    Режим тренировочной деятельности спортсмена. Он способствует формированию оптимального психического состояния и эмоциональной устойчивости спортсмена в предсоревновательные дни.

2.    Ознакомление с местами предстоящих соревнований. Место расположения стадиона, манежа, бассейна, зала, расположения различных секторов соревнований, покрытия и состояния беговой дорожки, газона, освещение, шумовой фон, преобладающее направление ветра (роза ветров), примерная характеристика зрителей, судей, спортивного соперника (менталитета населения, состава участников и др.). Все это помогает тренеру и спортсмену сформировать положительное отношение к условиям соревновательной деятельности.

3.    Оценка уровня тренированности. Главным компонентом тренированности является психологическая подготовленность спортсмена, его способность целенаправленно управлять своими действиями в условиях жесткой соревновательной борьбы, умение произвольно (осознанно) формировать предстартовое состояние «боевой готовности» и не допускать проявлений «стартовой лихорадки» и «стартовой апатии».

4.    Психологической основой соревновательной деятельности является умение спортсмена проявлять свои волевые качества - целеустремленность, решительность, настойчивость, смелость и самообладание.

Значительное влияние на результаты соревновательной деятельности в спорте оказывают нравственные стороны проявлений личности. Сюда относятся:

- «Чувство Родины», «Долг и ответственность перед командой», «Коллективизм» и др. могут и должны быть учтены тренером в процессе формирования навыков мобилизации готовности спортсмена к соревнованиям.

- У спортсменов, не входящих в сборные команды страны и не претендующих на призовые места в соревнованиях, личная направленность мотива участия в соревнованиях на личное первенство не всегда способствует формированию навыка оптимальной мобилизации готовности. Если в соревнованиях «личная» природа мотива преобладает над «общественной», как члена команды, то и в этих случаях надежность спортивной деятельности значительно снижается. Поэтому в предсоревновательные дни работа тренера по нравственному совершенствованию личности должна продолжаться.

К субъективным факторам мобилизации готовности спортсмена к соревнованиям следует отнести, в основном, проявления личностных качеств. Именно, личность проявляется как отражение

субъективных сторон спортивной деятельности. Независимо от периода соревновательной деятельности решающую роль в становлении личности у спортсмена занимает его стремление добиться высоких спортивных результатов.

Главная задача тренера и спортсмена в предсоревновательный период подготовки: - сформировать осознанную целеустремленность и мотив участия в соревнованиях, через соединение в единое целое субъективные и объективные факторы мобилизации готовности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: