Методы исследования психических процессов, психоэмоциональных состояний, психических свойств, направленности личности спортсмена и тренера

Основная ценность любой методики в свете требований спортивной психо-диагностики заключается в возможности адекватно измерять значимые психологические характеристики спортсменов и на этой основе решать основные практические задачи - осуществлять отбор, определять уровень готовности и прогнозировать успешность спортивной деятельности.

В связи с этими задачами далее рассмотрим содержание основных психодиагностических методик, применяемых в спорте.

11.2.1. Методы исследования психических процессов

Как известно из курса общей психологии психические процессы - это разнообразные формы субъективного отражения объективной действительности, которым традиционно относят - ощущение, восприятие, внимание, память и мышление. Метод исследования ощущения и восприятия. Исследование ощущений в спорте преследует две основные цели: диагностику спортивных способностей и оценку функционального состояния спортсмена. Различные виды спорта предъявляют разные требования к зрительной, кинестетической и другим видам чувстви-тельности, поэтому интериндивидуальные различия в них используются для спортивного отбора. Одновременно интраиндивидуальные различия, например, динамика абсолютных и разностных порогов ощущений у одного и того же человека, могут служить характеристикой функционального состояния (утомления, детренированности, предстартовой лихорадки и т. п.).

Для исследования проприоцептивной чувствительности используются кинематометры и динамометры различной конструкции. Процедура измерения аналогична процедуре оценки точности восприятия времени. Испытуемый должен воспроизвести угол (на кинематометре) или мышечное усилие (на динамометре), равное заданному.

Методы исследования внимания. При исследовании внимания необходимо учитывать его зависимость от выполняемой деятельности, условий среды, функционального состояния спортсмена и его отношения к обследованию и т. п. Поэтому следует придавать большое значение жалобам спортсменов на расстройства внимания: трудности сосредоточения, повышенную отвлекаемость, рассеянность и др. Повышенная утомляемость, детренированность, предстартовая лихорадка часто могут дебютировать расстройствами внимания.

В психологии разработаны специальные экспериментальные приемы для исследования внимания, преимущественно ориентированные на диагностику отдельных его свойств (объема, концентрации, устойчивости и переключаемости).

Объем внимания обычно исследуется тахистоскопическим методом: исследуемому предъявляются на короткое время (до 1 с) таблицы с расположенными в клетках простыми рисунками (кружками, треугольниками, крестиками и т. п.). Объем внимания определяется по максимальному числу рисунков, расположение которых правильно зафиксировано на бланке для ответов.

Для оценки концентрации, устойчивости и переключаемости внимания применяются специальные корректурные тесты, представляющие собой ряды случайно расположенных букв, цифр или фигур (см. образец). Испытуемые выполняют с ними простые умственные операции (подсчет, вычеркивание, кодирование и т. п.). Число ошибок и скорость выполнения операций используются для количественной характеристики свойств внимания.

Методы исследования психомоторики спортсмена. Уровень развития психомоторных качеств спортсмена оценивается по показателям быстроты и точности сенсомоторных реакций в условиях предъявления зрительных дискретных и индискретных (движущихся) сигналов. Для этого применяются различные рефлексометры или специальные компьютерные программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: