Университет культуры и искусств, 2009

И. В. Чарная

Введение в экономику культуры

 

 

МОСКВА 2009

 

Рецензенты:

 

 

Чарная И.В.

 

Введение в экономику культуры: Учеб. пособие. – М.: МГУКИ, 2009 – 137 с.

 

В учебном пособии рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся идентификации отрасли культуры в системе общественного разделения труда и ее внутреннего экономического и организационного устройства, определяемого отношениями собственности и механизмами обмена (рыночной связи) между субъектами экономической деятельности. 

Пособие предназначено для студентов вузов, изучающих экономику культуры, в частности, для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии (культура и искусство)».

 

Ó Чарная И.В., 2009

Ó Московский государственный

университет культуры и искусств, 2009

Оглавление

 

Глава 1. Продукты отрасли культуры……………….………………………5

    § 1. Характеристика потребительских качеств

продуктов отрасли культуры.

    § 2. Экономическая форма продуктов культуры

    § 3. Потребители и производители продукции культуры.

Выводы.

Тесты по теме «Продукты отрасли культуры».

Глава 2. Отраслевая и организационная структура культуры…………….21

§ 1. Отраслевая структура культуры.

    § 2. Организационная структура культуры.

Выводы.

Тесты по теме «Отраслевая и организационная структура культуры».

Глава 3. Отношения собственности в отрасли культуры………………….41

    § 1. Собственность как экономическая категория.

    § 2. Учреждения культуры в системе отношений собственности.

    § 3. Формирование частной собственности в отрасли культуры.

    § 4. Передел собственности в отрасли культуры

    § 5. Отношения собственности по поводу объектов

культурного наследия (памятников).

Выводы.

Тесты по теме «Отношения собственности в отрасли культуры».

Глава 4. Экономические отношения по поводу

интеллектуальной собственности…………………………………………….73

    § 1. Правовой аспект интеллектуальной собственности.

    § 2. Рыночная классификация объектов

интеллектуальной собственности.

    § 3. Экономическое использование интеллектуальной собственности.

    § 4. Экономическая оценка интеллектуальной собственности.

Выводы.

Тесты по теме «Экономические отношения по поводу

интеллектуальной собственности».

Глава 5. Рынок продуктов отрасли культуры……………………………….102

    § 1. Характеристика спроса.

    § 2. Характеристика предложения.

    § 3. Структура рынка продукции культуры.

Выводы.

Тесты по теме «Рынок продуктов отрасли культуры».

Глава 6. Ценообразование на продукцию культуры ……………………………

§ 1. Цена и ее функции на рынке культуры……………………………

     § 2. Виды цен и факторы ценообразования на продукцию культуры……

Выводы

Тесты по теме «Ценообразование на продукцию культуры»

Использованная литература…………………………………………………..127

Приложения……………………………………………………………………131

 

Предисловие

Со времени первого издания учебного пособия «Введение в экономику культуры» произошли определенные изменения, касающиеся в основном правового и организационного поля отрасли культура. Так, структурные изменения в федеральном ведомстве культуры, связанные с размежеванием культуры и СМИ, позволили точнее видеть область культурного производства. Они подтвердили практическую ценность признаков технологической однородности отрасли, рассмотренных в пособии.

Стали реальностью новые организационно-правовые формы учреждений культуры – свидетельства динамики хозяйственного механизма отрасли и её отношений  собственности.

Пали последние «бастионы» государственной экономики в культуре: мораторий на приватизацию был снят, и в сферу рыночного обмена включили памятники.

Расчистилось, структурировалось правовое поле интеллектуальной собственности: появился долгожданный комплексный правовой механизм её регулирования – Четвёртая часть Гражданского кодекса РФ.

Эти и другие новации, совершенствуя, развивая организационно-правовые отношения, уточняли и выверяли маршрут культуры в направлении рыночной экономики.

Изменения необходимо было отразить в учебном пособии, чем и было вызвано его переиздание. Помимо этого новой главой о ценообразовании расширена характеристика рынка культуры. Значительно расширена доказательная или иллюстративная база пособия – приложения.

Переделки не изменили цель учебного пособия – идентификация наиболее сложной и синкретичной отрасли экономики, какой является культура, определение её места в системе общественного разделения труда. Пособие предваряет и делает возможным изучение проблем хозяйственного механизма отрасли – её внутреннего экономического устройства. В соответствии с этим в первой главе дается характеристика производимого в отрасли продукта, во второй – характеризуется подход к определению масштабов этого производства – экономических и административных границ. Базовые отношения собственности и обмена – анализируются в третьей и последующих главах.


Глава 1. Продукты отрасли культуры

Отрасли как крупные образования экономики объединяют производителей одинаковых или сходных (идентичных) продуктов. Продукция конкретной отрасли может быть охарактеризована со стороны содержания и со стороны экономической формы.

        

§ 1 Характеристика потребительских качеств продуктов отрасли культуры

    Продукт – это результат труда, и в то же время – средство удовлетворения потребности. Суммируя, можно определить продукт как результат труда, созданный ради удовлетворения потребности. Охарактеризовать эту способность продукта удовлетворять какую-либо потребность - значит оценить его потребительские качества, потребительную стоимость и тем самым содержательную сторону продукта.

Однако сделать это применительно к продуктам отрасли культуры достаточно сложно в связи с тем, что само понятие «культура» имеет множество смыслов, основными из которых являются:

- абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;

- обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д., в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация;

- абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;

- абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности1. 

Используя последний из перечисленных смыслов, мы будем рассматривать культуру как сферу художественной (культурной)[1] деятельности, как ту отрасль экономики, где создаются, обмениваются, доводятся до потребителя культурные продукты. Критерий художественности позволит установить границы отрасли культуры и её место в общей системе отраслей экономики.

Продукты культуры – культурные блага[2] – создаются с целью удовлетворения потребностей в художественной (культурной) деятельности.

    Удовлетворение её может быть организованно самостоятельно самим потребителем в виде собирания и чтения книг домашней библиотеки, домашнего музицирования, организации домашних вечеров, видео- и аудиотек, просмотра телепередач и т.д. Эта форма художественной, культурной деятельности в последнее время развивается особенно динамично благодаря быстрому распространению коммуникационных и информационных технологий. Она является существенным фактором развития экономики в целом, в связи с тем, что спрос на предметы культурного потребления (телевизоры, аудио- видеотехнику, книги и т.п.) со стороны домохозяйств составляет быстрорастущий сектор совокупного спроса. Однако, при определении отраслевых границ общественного производства этот вид культурной деятельности домохозяйств не учитывается. В отрасль культуры включают только общественно-организованное потребление благ культуры, т.е. удовлетворение потребностей в культурной деятельности, организуемое производителями (индивидуальными или организациями), ориентированными на рынок. Это значительно сужает представления о масштабах отрасли. В основе разнообразных видов культурных благ – произведений живописи, литературы, музыки, сценического искусства, кинематографии и др. – лежит система художественных образов.

Художественный образ – это мысль, идея, представление, выраженное в конкретно-чувственной форме. Это специфическая форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств автора произведения. Художественный образ является тем кирпичиком, из которого строится произведение (культурное благо). Художественный образ рождается в воображении автора, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, пантомимической, словесной) и воссоздается воображением воспринимающего художественный образ зрителя, слушателя, читателя. В науке авторского права созданные автором образы именуются внутренней формой произведения. Именно она является результатом творческой деятельности, отражением индивидуальности творца, новизны произведения, именно она охраняется авторским правом как объект интеллектуальной собственности. Блага, создаваемые в отрасли культуры, объединяет именно это свойство – наличие внутренней образной формы, обращенной к эмоциональному, художественному восприятию. Блага культуры – театральный спектакль или лекция в планетарии, экспозиция зоопарка или обучение в музыкальной школе, посещение парка культуры и отдыха или памятник архитектуры – создаются на основе законов художественного творчества и по этим законам могут быть оценены. Они обращены не к миру рационального, а к миру эмоций, переживаний. Одни культурные блага имеют в своей основе вновь созданные художественные образы, новую образную форму. Такие продукты создают организации искусства (театры, киностудии, филармонии, цирки) и индивидуальные производители: художники, скульпторы, писатели. Другие культурные блага производятся на основе использования ранее созданных художественных образов, ранее найденной образной формы. Они служат ее сохранению и распространению. Эти продукты производят культурно-просветительские организации и индивидуальные производители. Так, массовые библиотеки, музеи, архивы сохраняют ранее созданные произведения литературы и искусства, их образную форму, клубные учреждения, парки культуры, планетарии, зоопарки – используют ее в технологии производства своих продуктов, кинотеатры доводят новую образную форму (кинофильм) до потребителя. Все они образовывают и информируют, служат средством общения и развлечения, но прежде всего они художественно развивают, совершенствуют художественное восприятие, являются источником эстетического удовольствия и наслаждения. 

Художественные образы составляют содержание культурного блага, его внутреннюю форму. Внешней формой культурного блага может быть вещь (примерами благ в такой сфере являются скульптура, картина, рукопись, ювелирное украшение, архитектурное здание, фотография) или живой труд (спектакль, концерт, выдача книги, экскурсия – примеры того, как удовлетворение потребности зрителя, читателя, посетителя происходит в процессе труда актера, музыканта, библиотекаря, экскурсовода).

Помимо внутренней образной формы многообразным видам культурных благ свойственны следующие общие черты:

- отсутствие объективных критериев качества культурных продуктов в отличие от продуктов материального производства. У последних конкретные свойства и показатели качества (калорийность пищи, мощность двигателя, объем памяти винчестера, разрешение матрицы фотоаппарата) описываются и фиксируются в стандартах качества и выражаются в цене (разное качество – разная цена);

- неизмеримость качества культурного продукта, что является следствием названного выше свойства. В отличие от измеряемых показателей качества материальных продуктов у культурных благ нет измерителей качества. Чтобы судить о нём часто используют косвенное измерение. Например, зрительская оценка – «хороший спектакль» – это косвенная, порой неосознанная оценка зрителями профессиональной работы режиссера и актеров, технологичности сценического оборудования, рациональности организации театрального производства;

- высокая дифференциация качества [3]. Культурные блага создаются трудом, имеющим в значительной мере творческий характер, основные черты которого – уникальность и невоспроизводимость. Самая точная копия картины, выполненная художником, становится самоценным произведением. Каждый театральный спектакль – штучный продукт, отличающийся по своим качественным характеристикам (игре актеров, атмосфере их взаимодействия со зрителями, режиссуре) от одноименных театральных продуктов. Невозможность точного повторения, невоспроизводимость качества культурных благ порождает другую их черту:

- неопределенность результатов потребления культурных благ: перед началом спектакля ни труппа, ни зрители не знают, каким будет результат их взаимодействия. Социально-экономические процессы и в том числе культурная деятельность, являются вероятностными по своему характеру, а результат их, по выражению К. Маркса, всегда гадателен. Одна из причин этого названа выше – это невоспроизводимость, уникальность самих культурных благ. Другая причина связана с тем, что предметом труда, совершаемого в отраслях культуры, является человек, потребитель. Результат «культурного производства» будет зависеть в значительной мер от его интеллектуального и эмоционального уровня, а значит от факторов, не имеющих непосредственного отношения к культурному производству, причем, чем более развит и образован «предмет культурного воздействия», тем шире круг возможных вариантов его реакции, а следовательно, степени удовлетворения его потребности;

- использование в производстве продукции наиболее редкого экономического ресурса – творческих, интеллектуальных способностей работника. Их естественная производительная сила позволяет создавать оригинальные, уникальные культурные блага. Владение этой естественной силой, по выражению К. Маркса, составляет монополию в руках владельца и дает возможность извлекать дополнительный доход. Государство и общество, заинтересованные в производстве уникальных культурных благ, поддерживают эту монополию и условия извлечения монопольной прибыли, обеспечивая правовую, экономическую и общественную защиту авторских прав;

- многогранность и комплексность воздействия на потребителя. Помимо эстетического наслаждения и эстетического развития, потребление культурных благ образовывает, социализирует личность, является средством рекреации. Невозможность установления меры того или иного воздействия создает определенные сложности при установлении организационно-административных границ отрасли культуры: так, детские музыкальные школы длительный период времени являются предметом административных споров между муниципальными органами образования и органами культуры. Эта же причина осложняет определение уровня эффективности отрасли;

- потребность в культурных благах не является жизненно важной, поддерживающей физиологическую основу жизни потребителя. В иерархии потребностей культурные, как и другие духовные потребности, являются вторичными по отношению к базовым, физиологическим. Они не мотивируют поведение человека, если хотя бы частично не удовлетворены базовые потребности. Это свойство в значительной мере определяет главные особенности экономики культуры: значительный сектор государственного участия, ограниченность финансовых средств и остаточный метод финансирования, низкий средний уровень заработной платы работников, сдержанная динамика цен на продукты культуры и др.;

- в потреблении благ культуры отсутствует прямая экономическая выгода. Другие нематериальные потребности, например, потребность в образовании и поддержании здоровья стимулируются в значительной мере тем, что например, повышение квалификации, получаемое с помощью услуг образования, дает возможность роста оплаты труда, а с помощью услуг здравоохранения, спорта, физкультуры – роста производительности и интенсивности труда, что также косвенно приводит к росту его оплаты;

- существенное значение в потреблении благ культуры играет фактор времени. Речь идет, во-первых, о временной неравномерности спроса на культурные блага (колебание их по времени суток и времени года), что вызывает определенные технологические и экономические сложности при организации деятельности и требует адекватной системы организационных мер: дифференциации цен в зависимости от времени суток и сезона, использования временных работников и совместителей. Во-вторых, существует значительный временной лаг (промежуток) между моментом потребления блага (моментом производства затрат на культурное благо) и получения эффекта от этого потребления. Речь идет не только о непосредственном эффекте, который выражается в количестве посетителей организации и мероприятия, а прежде всего о конечном эффекте культурного потребления, росте уровня культуры потребителей. Этот разрыв во времени, а также методологические трудности определения уровня культуры как оценочного показателя, делает сложным расчет эффективности культуры как экономической системы и обоснование размеров бюджетной потребности отрасли.

 

§2 Экономическая форма продуктов культуры

На рынке, где продукты получают общественное признание, они приобретают экономическую форму: становятся товарами и услугами.

Товар – это продукт труда в форме вещи, созданный для обмена. Именно товарами становятся вынесенные на рынок культурные блага в вещной форме. Товарам свойственны такие черты, как возможность транспортировки, хранения, накопления. Товар и его свойства существуют отдельно от работника и качеств труда, создавшего товар. Потребитель товара не участвует в его производстве.

Определенная часть продуктов культуры в форме товара создается внутри отрасли культуры – это картины, скульптуры, объекты архитектуры, аудио и видеозаписи, произведения декоративно-прикладного искусства[4], фотоискусства, искусства моды. Товарную форму имеет быстро развивающийся сектор имущественных прав на продукцию культуры и средства ее индивидуализации: свидетельств на знаки обслуживания, фирменные наименования и др. – материальных носителей прав интеллектуальной собственности.

Значительная часть культурных благ приобретает законченную товарную форму в организациях отраслей смежных с культурой: издательствах, кинокопировальных фабриках.

Услуга – это полезность живого труда, совершаемого ради обмена. Услуги бывают чистыми и материальными. Первые создаются в процессе «обработки людей людьми» или преобразования общественных отношений и потому не имеют вещную форму как результат. Вторые направлены на восстановление ранее созданной материальной формы товара, на восстановление его потребительной стоимости. Они не создают вещь как таковую, а лишь изменяют ее некоторые свойства. Чистые услуги создаются, например, театрами, цирками, библиотеками, клубными учреждениями, выставочными залами, кинотеатрами. Индивидуальными производителями чистых услуг являются, например, художники, устраивающие уличный перформанс[5] (представления, показываемые внутри помещений, как правило, -продукт производства какой-либо организации), ими же являются индивидуальные производители (организаторы) празднеств и торжеств. Материальные услуги производятся в реставрационных мастерских.

Услугам и, в частности, услугам культуры свойственны следующие черты:

- для производства услуги необходим субъект (производитель) услуги, объект (потребитель) услуги и существование прямой и обратной связи между ними, таким образом, потребитель может участвовать в производстве услуги;

- процесс производства услуги совпадает во времени и пространстве с процессом ее потребления, однако это технологически разные процессы;

- свойства услуги неотделимы от свойств труда работника, создающего услугу; благо, создаваемое в процессе услуги определяется совокупностью полезных свойств этого труда;

- невозможность транспортировки, хранения и накопления;

- невозможность гарантировать постоянство качества услуги в связи с непосредственным, живым характером процесса услуги;

- близость к потребителю – основной принцип размещения производителей услуг, обусловленный невозможностью транспортировки услуг;

- территориальная локальность (ограниченность определенной территорией) рынка услуг, также связанная с нетранспортируемостью услуг;

- информационная асимметрия – неравномерное распределение информации об услуге между ее производителем (продавцом) и покупателем (продавец знает об услуге почти всё – покупатель почти ничего), возникающее потому, что покупатель принимает решение о приобретении услуги до того, как проявятся ее конкретные свойства (купля-продажа услуги, как правило, предшествует ее оказанию).

- ухудшающий отбор как закономерное следствие информационной асимметрии, в условиях которой падает ответственность производителя и доля качественной продукции на рынке. (Об ухудшающем отборе – см. Приложение 1 «Рынок  «лимонов» Джорджа Акерлофа»).

Услуга, создаваемая организациями культуры, есть результат совокупного труда ее работников. Различные виды процессов труда в организации (например, в театре – игра актеров, оборудование и освещение сцены, работа гардероба и буфета, охрана и руководство) вплетены в процесс создания совокупного результата. Функция такой услуги – организация посещения учреждения культуры, в процессе которого производится и потребляется культурное благо. Числом посещений можно количественно измерить объем произведенной организацией культурной продукции.

Пропорции между рынком товаров и рынком услуг в культуре подвижны. Значительная часть продуктов культуры по-прежнему создается в форме услуги. Даже в тех случаях, когда процесс внутреннего производства связан с вещной формой продуктов культуры (например, организация экспозиции картин в музее, обработка книг в библиотеке), услуга, состоящая в доведении вещи до потребителя (экскурсия в музее, выдача книги в библиотеке), оказывается конечным этапом производства продукта.

Глобальная информатизация способствует расширению рынков цифровых культурных продуктов (кино и видео, мода и фотография, музыка и литература), а следовательно расширению рынков товаров культуры. Рынок собственно услуг культуры сужается, уступая рынку торговых услуг: услуги консерваторий, театров, цирков замещаются услугами по продаже аудио и видео товаров с художественным компонентом. В то же время развиваются культурные услуги посреднического характера – кастинговых и билетных агентств, продюсерских центров, брендинговых и кинопрокатных компаний, художественных и книжных ярмарок.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: