МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Часть 3. Особенности оказания сестринской помощи детям
ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
Эталоны ответов к манипуляциям ДЗ поПП
Эталон ответа №1
Сбор мочи на общий анализ у девочки раннего возраста
Цель:
— определить патологические изменения в моче.
Оснащение:
— резиновые перчатки;
— полотенце;
— резиновый круг и 2 пеленки;
— тарелка;
— клеенка;
— сухая чистая баночка для мочи с этикеткой;
— бланк-направление в лабораторию.
Обязательные условия:
— не допускать длительного хранения мочи, так как при ее хранении происходит разложение форменных элементов, изменяется реакция мочи, вследствие чего значительно искажаются результаты исследования.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
• Объяснить маме / родственникам цель и ход проведения процедуры, получить согласие | • Обеспечение права на информацию, участие в процедуре |
• Подготовить необходимое оснащение • Выписать направление в клиническую лабораторию | • Обеспечение четкости выполнения процедуры |
• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | • Обеспечение инфекционной безопасности |
• Положить на постель клеенку • Слегка надуть резиновый круг и обернуть его пеленками • Поставить на клеенку тарелку и положить на нее обернутый пеленками резиновый круг (края пеленок не должны попадать в тарелку) | • Предупреждение попадания мочи на постель • Исключение негативной реакции ребенка при соприкосновении с холодной резиновой поверхностью • Необходимое условие для сбора мочи у девочек грудного возраста |
• Подмыть девочку под проточной водой в направлении спереди назад • Просушить половые органы полотенцем промокательными движениями | • Исключение побочного загрязнения мочи и получение достоверных результатов • Профилактика раздражения кожи |
Выполнение процедуры | |
• Уложить девочку на резиновый круг • Открыть кран или попоить ребенка водой | • Стимуляция мочеиспускания |
• После мочеиспускания снять девочку с круга • Пеленкой или полотенцем осушить половые органы ребенка | • Создание гигиенического комфорта |
• Осторожно слить из тарелки собранную мочу в чистую сухую | • Обеспечение достоверности результатов |
• Снять перчатки | • Обеспечение инфекционной безопасности |
• Организовать транспортирование полученного материала в лабораторию не позднее 1 часа после сбора | •Обеспечение достоверности результатов исследования |
Эталон ответа №2, 3
Разведение антибиотиков и в ведение
необходимой дозы ребенку
Цель:
— обеспечить введение ребенку назначенной врачом дозы.
Оснащение:
— резиновые перчатки;
— флакон с антибиотиком;
— растворитель для антибиотика;
— разовый шприц с иглами;
— 70% этиловый спирт;
— стерильный столик с ватными шариками, пинцетом;
— лоток для отработанного материала.
Обязательное условие:
— детям раннего возраста разводить антибиотика
растворителем в соотношении 1:1, то есть на каждые 100 000 ЕД антибиотика берется 1 мл растворителя (при таком разведении в 1 мл приготовленного раствора всегда содержится 100 000 ЕД антибиотика);
- детям старшего возраста антибиотики разводить в соотношении 2:1, т. е. на каждые 100 000 ЕД антибиотика берется 0,5 мл растворителя (при таком разведении в 1 мл приготовленного раствора содержится 200 000 ЕД антибиотика).
Этапы | Обоснование | |
Подготовка к процедуре | ||
• Объяснить маме 1 ребенку цепь и ход проведения процедуры получить согласие | • Обеспечение права на информацию участие в процедуре
| |
• Подготовить необходимое оснащение | • Обеспечение четкости выполнения процедуры
| |
• Прочитать надпись на флаконе и растворителе (наименование доза, срок годности) | • Исключение ошибочного введения препаратов введение препаратов с просроченным сроком годности
| |
• Определить необходимое количество растворителя для соответствующего растворения антибиотика | • При растворении в соотношении 1:1 на 100 000 ЕД антибиотика берется 1 мл растворителя при разведении 2:1 - 0 5 мл
| |
• Определить количество готового раствора, которое необходимо ввести ребенку, чтобы обеспечить введение ему необходимой дозы | • При разведении 1:1 в 1 мл готового раствора всегда содержится 100 000 ЕД антибиотика • При разведении 2:1 - в 1 мл готового раствора всегда содержится 200 000 ЕД антибиотика
| |
• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | • Обеспечение инфекционной безопасности
| |
• Вскрыть упаковку шприца (сбросить в лоток) • Надеть на него иглу с колпачком, зафиксировать иглу на шприце • Снять с иглы колпачок (сбросить его в лоток) • Собранный шприц поместить внутрь стерильного столика | • Обеспечение инфекционной безопасности • Предупреждение падения иглы во время работы
| |
• Ватным шариком, смоченным этиловым спиртом, обработать алюминиевую крышечку флакона с антибиотиком, вскрыть ее и вновь обработать спиртом (ватный шарик сбросить в поток) | • Обеспечение инфекционной безопасности
| |
• Протереть шейку ампулы с растворителем ватным шариком со спиртом, надрезать наждачным диском • Накрыть стерильной салфеткой и надломить (ватный шарик, салфетку сбросить в лоток) | • Обеспечение профилактики инфицирования во время инъекции
• Профилактика травмирования рук
| |
• Набрать в шприц рассчитанное количество растворителя (пустую ампулу от растворителя сбросить в лоток) • Проколов иглой резиновую пробку флакона, ввести растворитель во флакон с сухим антибиотиком | • Обеспечение необходимого соотношения растворения (1:1 или 2:1)
| |
• Снять флакон с подигольного конуса и встряхнуть его | • Достижение полного растворения антибиотика
| |
• Надеть иглу с флаконом на шприц • Поднять флакон вверх дном и набрать в шприц необходимое количество раствора | • При растворении 1:1 -в 1 мл готового раствора содержится 100 000 ЕД антибиотика, при растворении 2:1 -200 000 ЕД | |
• Снять флакон вместе с иглой с подигольного конуса • Надеть и закрепить на шприце иглу для инъекций, снять с нее колпачок(сбросить его в поток) | • Предупреждение падения иглы во время проведения инъекции
| |
• Подняв шприц иглой вверх, выпустить через иглу 1-2 капли раствора • Положить шприц внутрь стерильного столика | • Вытеснение воздуха из шприца и иглы
| |
Выполнение процедуры
| ||
• Обработать верхне-наружный квадрант ягодицы 70% этиловым спиртом (ватный шарик оставить в руке) • Ввести вакцину внутримышечно (техника выполнения внутримышечных инъекций у детей не отличается от таковой у взрослого человека)
| • Обеззараживание инъекционного поля | |
• Извлечь иглу • Обработать место инъекции ватным шариком, оставленным в руке после обработки инъекционного поля • Сбросить ватный шарик и шприц в лоток | • Профилактика развития постинъекционного абсцесса | |
Завершение процедуры
| ||
• Снять перчатки • Вымыть и осушить руки | • Обеспечение инфекционной безопасности | |
Эталон ответа №4
Взятие материала на патогенную кишечную флору
Цель: собрать материал для бактериологического исследования.
Оснащение:
— стерильная пробирка с металлической петлей и консервантом;
— перчатки;
— бланк-направление, стеклограф.
Этапы
| Обоснование
| |||||
Подготовка к процедуре
| ||||||
• Объяснить ребенку/маме цель и ход процедуры, установить доброжелательные отношения • Подготовить необходимое оснащение •Выписать направление в бак. лабораторию • Поставить стеклографом номер на пробирке, соответствующий номеру в направлении •Вымыть и осушить руки •Надеть перчатки | • Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании •Обеспечение четкости проведения процедуры
• Обеспечение инфекционной безопасности
| |||||
• Уложить ребенка на бок с согнутыми в коленях и приведенными к животу ногами • Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2 пальцами левой руки и зафиксировать ребенка в данном положении • Правой рукой взять из пробирки металлическую петлю и осторожно вращательными движениями ввести ее в прямую кишку и собрать содержимое со стенок Примечание: глубина введения петли у детей раннего возраста 3-4 см, у старших детей - 6-8 см • Извлечь петлю из прямой кишки и поместить в пробирку с консервантом Примечание: не брать кал с явными примесями крови
| •Учет аналитической особенности расположения прямой и сигмовидной кишки •Техника взятия мазка
•Возвратные особенности
• Кровь имеет бактерицидные свойства
| |||||
Завершение процедуры | ||||||
•Снять перчатки •Вымыть и осушить руки •Отправить материал в баклабораторию в сопровождении направления (допускается хранение пробирки с консервантом в холодильнике при температуре + 3 - + 4°С)
| •Обеспечение инфекционной безопасности • Обеспечение достоверности исследования
| |||||
| ||||||
Эталон ответа №5 Проведение паровой ингаляции | ||||||
Что должен знать: | Чему должен научиться: | |||||
- При каких заболеваниях | - Технике проведения паровой
ингаляции
| |||||
проводится данная | ||||||
манипуляция? |
| |||||
- Допустимый возраст ребенка |
| |||||
- С какими препаратами и |
| |||||
травами можно проводить |
| |||||
ингаляции |
| |||||
| ||||||
Последовательность | Алгоритм выполнения | контроль за выполнением | |
действий | |||
1. Приготовить: - Простой ингалятор или чайник - Плотную бумагу - Соду, ментол или другие препараты и травы | В эмалированный чайник наливают один литр воды и кладут 1 ст. ложку питьевой соды (3% содовый раствор) или Ментол ½ табл. Поставить чайник на плиту, довести до кипения Снять с плиты |
Детям раннего возраста паровые ингаляции не назначают Обязателен контроль взрослых | |
В носик чайника вставляют сделанную из бумаги трубку Ребенка усаживают перед чайником таким образом, чтобы струя пара попадала в рот. Вдох должен производиться ртом, а выдох - носом Процедура продолжается 10-15 мин | Беречь ребенка от ожога |
Эталон ответа №6