Программа подготовлена на основе образовательной программы МАДОУ «Детский сад №88» и с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Рабочая программа включает разделы: целевой, содержательный, организационный. Целевой раздел включает пояснительную записку с определением цели и задач по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
В содержательном разделе дается описание образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию; указываются формы, способы, методы и средства реализации программы; представлены учебно-тематический план с указанием основных тем, реализуемая педагогическая технология «Музыкальные шедевры» (О. П. Радынова). В приложении к рабочей программе представлена диагностика.
В организационном разделе указываются психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка старшего возраста и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды по данной образовательной области, методические пособия.
Таким образом, рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» соответствует ФГОС ДО по данной области, комплексной программы «От рождения до школы» и может быть использована в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста.
Воспитатель МАДОУ «Детский сад №88»: _____________ / А. Ф. Валеева
Подпись Валеевой А. Ф. заверяю.
Заведующий МАДОУ «Детский сад № 88»: _____________ Н.И. Галимова
М. печати
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж
(ГАПОУ СМПК)
Рабочая программа
по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
для старшей группы
Разработала
Студентка IV курса, группы ДО-47
специальности 44.02.01
Дошкольное образование
Галишанова Алсу Фаритовна
на основе Образовательной программы
МАДОУ «Детский сад №88»
Стерлитамак, 2020
Содержание
№ п/п | Разделы | стр. |
1 | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цели и задачи Программы | 3 |
1.3 | Принципы и подходы к формированию Программы | 3 |
1.4 | Значимые для разработки и реализации Рабочей программы характеристики | 3 |
1.5 | Возрастные характеристики детей старшего дошкольного возраста. | 4 |
1.6 | Планируемые результаты | 4 |
1.7 | Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. | 5 |
1.8 | Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Рабочей программе. | 6 |
2 | Содержательный раздел | 6 |
2.1 | Общие положения | 6 |
2.2 | Описание образовательной деятельности в соответствии образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Специфика особенностей образовательной области. Технология О. П. Радыновой для детей старшего дошкольного возраста. | 6 |
2.3 | Учебно-тематический план старшего дошкольного возраста | 7 |
2.4 | Взаимодействие взрослых с детьми | 17 |
3 | Организационный раздел | 19 |
3.1 | Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка | 19 |
3.2. | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 19 |
3.3 | Материально-техническое обеспечение Рабочей прграммы | 20 |
4 | Краткая презентация Программы |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 88» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан. Рабочая программа обеспечивает развитие детей в возрасте 5-6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательной области художественно-эстетическое развитие.
1.2. Цели и задачи Рабочей программы
Цели Рабочей программы достигаются через решение следующих задач:
приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений;
развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
1.3. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
1. В соответствии со Стандартом Рабочая программа построена на следующих принципах:
2. Поддержка разнообразия детства.
3. Сохранение уникальности и самоценности детства.
4. Возрастная адекватность образования.
5. Развивающее вариативное образование.
6. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.
7. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.
8. Принцип научной обоснованности и практической применимости, согласно которому содержание Рабочей программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования; отбор образовательного материала для детей учитывает не только зону ближайшего развития, но также возможность применения полученной информации в практической деятельности детей.
9. Принцип развивающего образования. Применение принципа развивающего образования ориентирует педагогов на построение образования в зоне ближайшего развития ребенка.
1.4. Значимые для разработки и реализации Рабочей программы характеристики
Группа воспитанников дошкольного учреждения. |
№ п/п | Возрастная группа и название | Возраст | Количество детей |
3 | Старшая логопедическая группа «Незабудки»» | с 5 до 6 лет | 19 |
5 | Старшая группа «Колобок» | с 4 до 5 лет | 26 |
8 | Старшая группа «Волшебная страна» | с 6 до 7 лет | 19 |
9 | Старшая группа «Солнечный городок» | с 5 до 6 лет | 31 |
1.5. Возрастные характеристики детей старшего дошкольного возраста.
Пятый-шестой год жизни.
Происходит существенное развитие детского восприятия, Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами.
Дети способны:
- к элементарной эстетической оценке художественного образа,
- к осознанию некоторых эстетических средств,
На пятом году жизни расширяются представления детей о музыке как искусстве, накапливается музыкально-слушательский опыт. Дети начинают понимать, что музыка может о чем-то рассказывать. Они более внимательно прислушиваются к ее звучанию, различают празднично-веселые, нежные, грустные, спокойно-сосредоточенные интонации, начинают выделять и улавливать наиболее яркие, контрастные изменения средств музыкальной выразительности на протяжении всего музыкального произведения (изменения темпа, динамики, регистров). С удовольствием слушают музыку классическую, народные песенные и плясовые мелодии, современные детские песни. У детей начинает формироваться более устойчивый интерес к восприятию музыки, появляются собственные предпочтения, любимые произведения. У них развивается музыкальная память, дети начинают запоминать и узнавать знакомые музыкальные произведения.
Интенсивно развиваются музыкальные способности — ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Особенно отчетливо это прослеживается в разных видах музыкальной деятельности. В певческой деятельности ребенок чувствует себя более уверенно за счет укрепления и развития голосовых связок и всего голосового и дыхательного аппарата, развития вокально-слуховой координации, расширения певческого диапазона (ре первой октавы — до, до-диез второй октавы), формирования более четкой дикции. У большинства детей голос приобретает относительно высокое звучание, определенный тембр. Дети могут петь более сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно со взрослым, сверстниками и индивидуально.
1.6. Планируемые результаты
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Рабочей программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Рабочей программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Целевые ориентиры в образовательной программе определены по образовательной области «Художественно-эстетического развития» старшего дошкольного возраста.
1.7. Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Образовательная область | Старший дошкольный возраст |
Художественно- эстетическое развитие | Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность в художественной продуктивной деятельности; способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других; обладает развитым воображением; знаком с произведениями детской литературы; владеет основными музыкальными движениями. Проявляет интерес к искусству народов РБ (произведения художников, музыкальное искусство, фольклор и литература) |
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Рабочая программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии.
Организация системы мониторинга в детском саду. В процессе системы мониторинга исследуются творческие и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, диагностических заданий.
Результаты освоения Рабочей программы раскрывают динамику формирования возможных достижений воспитанников в каждый возрастной период по всем направлениям развития детей 1 раз в год - в конце учебного года (май).
1.8. Развивающее оценивание качества по художественно-эстетическому развитию.
Целевые ориентиры, представленные в Рабочей программе:
-не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
-не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки детей; -не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Рабочая программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации.
Рабочая программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
• диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Рабочей программе;
• внутренняя оценка, самооценка деятельности ДОО;
• внешняя оценка ДОО, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка. На уровне ДОО система оценки качества реализации Рабочей программы решает задачи:
Система оценки качества дошкольного образования:
- должна быть сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации основной образовательной программы в ДОО в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», определенных Стандартом;
- исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы ДОО;
- исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и методов дошкольного образования;
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения
В содержательном разделе представлены:
- описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
- описание форм, способов, методов и средств реализации Рабочей программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Реализация Рабочей программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательной программе, методических пособиях, соответствующих принципам и целям Стандарта и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Рабочей программы, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей.
Любые формы, способы, методы и средства реализации Рабочей программы должны осуществляться с учетом базовых принципов Стандарта и раскрытых в разделе принципов и подходов Рабочей программы, то есть должны обеспечивать активное участие ребенка в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностно-развивающий характер взаимодействия и общения.
При подборе форм, методов, способов реализации Рабочей программы для достижения планируемых результатов, описанных в Стандарте в форме целевых ориентиров и представленных в разделе Рабочей программы, и развития в художественно-эстетической образовательной области, необходимо учитывать общие характеристики возрастного развития детей и задачи развития для каждого возрастного периода.
Старший дошкольный возраст. Художественно-эстетическое развитие
В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для: – развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (музыкального), развития способности к восприятию музыки.
Программа относит к образовательной области художественно-эстетического развития приобщение детей к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле, а также творческую деятельность детей в изобразительном, пластическом, музыкальном, литературном и др. видах художественно-творческой деятельности. Эстетическое отношение к миру опирается прежде всего на восприятие действительности разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора. Взрослые знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации.
Взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов. В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства. В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) – создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре – языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания, настроения персонажей.
Специфика особенностей образовательной области. Технология О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы — формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.
Автором впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психо-физиологические особенности детей, взаимосвязанная со всей воспитательно-образовательной работой в детском саду.
Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия, (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желания слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность.
В центре программы — развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности — музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.
В разработанной системе формирования основ музыкальной культуры дошкольников (принципы, содержание, методы, формы организации музыкальной деятельности) обеспечивается динамика развития эмоционально-оценочного отношения детей к музыке — от эмоциональной оценки (ранний и младший возраст к опенке, все более опосредуемой деятельностью мышления и воображения и приобретающей эмоциональноинтеллектуальный, познавательно-оценочный характер.
2.3 Учебно-тематический план старшего дошкольного возраста:
Сентябрь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: упражнения пляски игры творчество | 1.Музыкально-ритмические навыки:развивать чувство ритма, умение передавать в движении характер музыки. Свободно ориентироваться в пространстве. Познакомить с движениями хоровода, менять движения по музыкальным фразам. 2.Навыки выразительного движения:развивать внимание,двигательную реакцию. Учить импровизировать движения разных персонажей. | «Марш» Надененко, «Упражнение для рук» Шостакович, «Великаны и гномы» Львов-компанеец, «Попрыгунчики» Сметана, «Русский хоровод» Ломова, «Чей кружок быстрее соберется» обр. Ломовой, «Плетень» обр. Каплуновой. |
Слушание: Восприятие музыкальных произведений Упражнение для развития слуха и голоса | Учить детей различать жанры музыкальных произведений. Воспринимать бодрый характер, четкий ритм, выразительные акценты, настроение, динамику. Развивать ритмический слух, различать звуки б 3. | «Марш деревянных солдатиков» Чайковский, «Голодная кошка и сытый кот» Салманов, «Тук, тук молотком» р.н.м. |
Пение: Развитие певческих навыков творчество | Формировать певческие навыки: петь легким звуком, в диапазоне ре1- до2, брать дыхание пере началом пения и между музыкальными фразами. Учить инсценировать песню. Формировать умение сочинять мелодии разного характера. | «Бай-бай, качи» «Жил-был у бабушки» обр. Каплуновой, «Урожай собирай» Филиппенко, «Дин - дон». |
Игра на музыкальных инструментах: | Учить детей исполнять простейшие песенки на детских музыкальных инструментах (коробка, треугольник). | «Строители». |
Самостоятельная деятельность: | Побуждать детей заниматься музыкальной, театрализованной деятельностью. | Фланелеграф, лесенка, пальчиковый театр, металлофон. |
Развлечение: | Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость. | «Здравствуй, детский сад!» |
Октябрь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: упражнения танец игры творчество | 1.Музыкально-ритмические навыки:Учить детей слышать, различать и отмечать в движении смену регистров Закреплять умение детей выполнять движения плавно, мягко и ритмично. 2.Навыки выразительного движения:Побуждать детей самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песен. Развивать ловкость и внимание. | «Марш» Золотарев, «Поскачем» Ломова, «Гусеница» Агафонников, Упражнения с лентами» Шостакович, «Ковырялочка» р.н.м., «Дружные пары» Штраус, «Чей кружок» Ломова, «Ловишка». «Шел козел по лесу» р.н.м., |
Слушание: Восприятие музыкальных произведений Упражнение для развития слуха и голоса | Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями классической музыки. Учить различать песенный, танцевальный, маршевый характер музыкальных произведений. Учить различать ритмические рисунки нескольких попевок. | «Осенняя песня» Чайковский, «На слонах в Индии» Гедике, «Парень с гармошкой» Свиридов, «Определи по ритму» Тиличеева. |
Пение: Развитие певческих навыков творчество | Формировать умение детей певческие навыки: умение петь легким звуком, произносить отчетливо слова, петь умеренно громко и тихо. Поощрять первоначальные навыки песенной импровизации. | «Осенние распевки», «Падают листья» Красев, «К нам гости пришли» Александров, «Здравствуйте!». « |
Игра на музыкальных инструментах: | Исполнять небольшие песенки на детских музыкальных инструментах индивидуально и небольшими группами. | «Смелый пилот». |
Самостоятельная деятельность: | Совершенствовать звуковысотный слух детей, побуждать к самостоятельному музицированию. | «Тук-тук, молотком» р.н.м. |
Развлечение: | Воспитывать эмоционально- положительное отношение к музыкальным спектаклям. | «Гуси-лебеди». |
Ноябрь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: упражнения танец игра творчество | 1.Музыкально-ритмические навыки:Совершенствовать движение галопа, учить детей правильно выполнять хороводный и топающий шаг. Учить танцевать в красивом, ровном кругу хоровод. 2.Навыки выразительного движения: Точно реагировать на звуковой сигнал, проявлять выдержку. Побуждать детей выразительно передавать образ танцующей кошки. | «Марш» Робер, «Всадники» Витлин, «Вертушки» Иорданский, «Топотушки» укр.н.м., «Полька» Штраус, «Ворон» Тиличеева, «Кот и мыши» Ломова, «Кошачий танец» Каплунова. |
Слушание: Восприятие музыкальных произведений Упражнение для развития слуха и голоса | Расширять представления детей о чувствах человека, существующих в жизни и выражаемых в музыке. Различать форму (три части) и слышать изобразительные моменты. Продолжать развивать ритмический слух детей. | «Сладкая греза» Чайковский, «Мышки» Жилинский, «Ритмические полоски». |
Пение: Развитие певческих навыков творчество | Совершенствовать певческий голос вокально-слуховую координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен, обращать внимание на артикуляцию. Предлагать детям импровизировать детям ответ на вопрос. | «Моя Россия» Струве, «Бедный ежик» Ермолов, «Падают листья» Красев, «Зайка, зайка, где бывал?» Скребкова. |
Игра на музыкальных инструментах: | Учить детей играть в ансамбле. | «Звенящий треугольник» Рустамов. |
Самостоятельная деятельность: | Совершенствовать умение детей различать короткие и длинные звуки. | «Определи по ритму» Тиличеева. |
Развлечение: | Приобщать детей к народному творчеству. | «Весела была беседа". |
Декабрь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: упражнения хоровод игры творчество | 1.Музыкально-ритмические навыки:Развивать чувство ритма: звенеть погремушкой несложный ритмический рисунок, затем маршировать под музыку. Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки. 2.Навыки выразительного движения: выразительно исполнять танцевальные движения: полуприседание с поворотом, «ковырялочка», притопы. Развивать творческие способности детей: учить составлять танцевальные композиции. | «Погремушки» Вилькорейская, «Поскоки» Ломова, «Три притопа» Метлов, «К нам приходит Новый год» Герчик, «Не выпустим» р.н.м., «Вальс снежных хлопьев Чайковский. |
Слушание: Восприятие музыкальных произведений Упражнение для развития слуха и голоса | Учить детей слушать и обсуждать прослушанную музыку разного характера: печальную, радостную, полетную и др. Способствовать развитию фантазии: передавать свои мысли и чувства в рисунке, в движении. Развивать тембровый слух детей. | «Болезнь куклы» Чайковский, «Новая кукла» Чайковский, «На чем играю?». |
Пение: Развитие певческих навыков творчество | Передавать радостное настроение песни. Различать форму: вступление, запев, припев, заключение, проигрыш. Учить петь умеренно громко, тихо. Побуждать детей сочинять плясовые и маршевые мелодии на слоги. | «Что нам нравится зимой?», «Елочная» Попатенко, «Трень-брень», «Топ-топ». « |
Игра на музыкальных инструментах: | Учить детей импровизировать мелодии по одному и в ансамбле. Знакомые произведения играть слаженно, начиная игру после музыкального вступления. | «Часики» Вольфензон. |
Самостоятельная деятельность: | Совершенствовать звуковысотный слух детей. | Знакомые игры. |
Развлечение: | Создать радостную праздничную атмосферу. Вызвать желание принимать активное участие в утреннике. | «Лиса-проказница». |
Январь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: упражнения танец игры творчество | 1.Музыкально-ритмические навыки:Учить детей отмечать сильную долю такта в движении, менять движения в соответствии с музыкальной фразой. Формировать умение двигаться приставным шагом в сторону, вперед, назад. 2. Навыки выразительного движения:Совершенствовать умение детей самостоятельно начинать движение после музыкального вступления, согласовывать движения с движениями партнера. Учить детей свободно ориентироваться в пространстве. | «Передача платочка» Ломова, «Приставной шаг в сторону» Жилинский, Полька «Ну и до свидания!» Штраус, «Игра с бубном» Ломова. |
Слушание: Восприятие музыкальных произведений Упражнение для развития слуха и голоса | Дать детям представление о развитии образа в музыке. Учить детей различать жанры музыкальных произведений (марш, песня, танец). Побуждать детей выражать свои мысли, чувства в рисунках, движениях. Развивать динамический слух детей. | «Походный марш» Кабалевский, «Страшилище» Витлин, «Найди шарик». |
Пение: Развитие певческих навыков творчество | Петь без напряжения, легким, плавным звуком, в сопровождении музыкального инструмента и без сопровождения. Учить детей инсценировать песню, петь с солистами. Формировать умение сочинять мелодии разного характера. | «С нами, друг!» Струве, «Зимнее утро» Полякова, «Мишка» Бырченко. |
Игра на музыкальных инструментах: | Учить детей играть на детских инструментах по одному и в ансамбле | «Гармошка» Тиличеева. |
Самостоятельная деятельность: | Совершенствовать тембровый слух детей. | «На чем играю?» |
Развлечение: | Способствовать развитию эстетического вкуса, умения ценить произведения искусства. | «Зимушка-зима». |
Февраль
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: упражнения пляски игры творчество | 1.Музыкально-ритмические навыки:Закреплять умение детей различать звучание мелодии в разных регистрах: поочередно маршировать девочек и мальчиков, идти в парах, согласуя движения с регистровыми изменениями. Самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой произведения. 2.Навыки выразительного движения: Учить различать части, фразы музыкальных произведений, передавать их характерные особенности в движениях. Инсценировать песню не подражая друг другу. | «Смелый наездник» Шуман, «Шагают девочки и мальчики», «Круговая пляска» р.н.м., «Мы - военные» Сидельников. «Я полю, полю лук». |
Слушание: Восприятие музыкальных произведений Упражнение для развития слуха и голоса | Знакомить с песнями лирического и героического характера, Воспитывать чувство патриотизма. Учить детей слышать изобразительные моменты в музыке, соответствующие названию пьесы. Развивать музыкальную память детей (знакомые попевки). | «Моя Россия» Струве, «Буденовец» Дубравин, «Музыкальный домик». |
Пение: Развитие певческих навыков творчество | Учить детей исполнять песню лирического характера напевно, чисто интонируя мелодию, отчетливо произнося слова; передавать в пении характер военного вальса, начинать петь сразу после вступления, ритмически точно исполняя мелодию. Импровизировать окончание несложной мелодии. | «Маме в день 8 Марта» Тиличеева, «Морской капитан» Протасов, «Зайка» Бырченко. « |
Игра на музыкальных инструментах: | Учит детей играть на двух пластинах металлофона. | «Лиса по лесу ходила» обр. Попова. |
Самостоятельная деятельность: | Побуждать детей самостоятельно играть, соблюдая правила игры. | «Найди шарик». |
Развлечение: | Развивать чувство сопричастности ко всенародным торжествам. | «Ты не бойся, мама!». |
Март
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: упражнения пляски игры творчество | 1.Музыкально-ритмические навыки:Закреплять навык бодрого и четкого шага. Учить детей передавать мяч по кругу на сильную долю такта. Выполнять имитационные движения игры с мячом. 2.Навыки выразительного движения: Закреплять у детей умение двигаться хороводным шагом, следить за осанкой, характерной для русского хоровода. Способствовать развитию танцевально- игрового творчества. Развивать быстроту реакции. | «Шла колонна» Леви, «Передача мяча» Соснин, «Русский хоровод» обр. Ломовой, «Будь ловким» Ладухин, «Где был, Иванушка?» р.н.м. |
Слушание: Восприятие музыкальных произведений Упражнение для развития слуха и голоса | Учить различать средства музыкальной выразительности (как рассказывает музыка). Побуждать детей эмоционально воспринимать лирическую мелодию в ритме вальса. Развивать звуковысотный слух детей. | «Шарманка» Шостакович, «Вальс» Кабалевский, «Лесенка» Тиличеева. |
Пение: Развитие певческих навыков творчество | Учить детей петь легко, весело, четко произносить слова, различать музыкальное вступление, запев, припев. Предложить детям импровизировать окончание мелодии. | «Светит солнышко» Ермолов, «Так уж получилось» Струве, «Играй, сверчок!» Ломова. |
Игра на музыкальных инструментах: | Совершенствовать игру на металлофоне в ансамбле. | «Дождик» р.н.п. |
Самостоятельная деятельность: | Закреплять умение детей различать звуки по высоте. | «Музыкальный домик». |
Развлечение: | Вызвать интерес к слушанию музыки. | «Слушаем музыку». |
Апрель
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: упражнения пляски игры творчество | 1.Музыкально-ритмические навыки:Учить двигаться ритмично пружинящим бегом, кружиться в парах на бегу. Учить переходить от энергичных движений к плавным, в зависимости отхарактера музыки и динамических изменений. 2. Навык выразительного движения:Развивать ловкость и быстроту реакции. Самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни. | «Вертушки» Степовой, «Цветные флажки», «Подгорка» р.н.м., «Ловушка» укр.н.м., «Как у наших у ворот» обр. Новоскольцевой. |
Слушание: Восприятие музыкальных произведений Упражнение для развития слуха и голоса | Учит детей различать музыкальны образы, средства музыкальной выразительности: регистры, динамика, темп, тембр, ритм. Учить детей ясно излагать свои мысли и чувства, эмоциональное восприятие и ощущения. | «Баба Яга» Чайковский, «Вальс» Майкапар, «Жучок» Каплунова. |
Пение: Развитие певческих навыков творчество | Продолжать формировать умение петь легким звуком, брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами. Предавать в пении характер песни, петь умеренно громко и умеренно громко. Побуждать детей сочинять мелодии разного характера. | «Если все вокруг подружатся» Соснин, «Солнце улыбается» Тиличеева, «Гуси» Бырченко. |
Игра на музыкальных инструментах: | Играть мелодию на металлофоне по одному и небольшими группами. | «Жучок» Каплунова. |
Самостоятельная деятельность: | Совершенствовать звуковысотный слух детей. | «Лесенка» Тиличеева. |
Развлечение: | Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. | «День Земли». |
Май
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: упражнения хоровод игры творчество | 1.Музыкально-ритмические навыки:Самостоятельно начинать движение после музыкального вступления. Свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от темпа умеренного к быстрому. 2. Навыки выразительного движения: Развивать навык инсценировки песен, тембровый слух детей (различать голоса товарищей). | «Солнце, дождик, радуга.» «На лошадке» Витлин, «Земелюшка-чернозем» р.н.м., «Догадайся, кто поет» Тиличеева. |
Слушание: Восприятие музыкальных произведений Упражнение для развития слуха и голоса | Учит детей слышать изобразительные моменты в музыке. Различать регистры, тембр, темп, динамику; характер вступления, куплетов песни. Учить передавать пение кукушки (изобразительный момент в музыке) игрой на металлофоне и треугольнике. Совершенствовать восприятие основных свойств музыкального звука. | «Две гусеницы разговаривают» Жученко. «Кукушка» Аренский, «Песенка» Тиличеева. |
Пение: Развитие певческих навыков творчество | Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих в себя разные виды мелодического движения и различные интервалы. Содействовать развитию у детей музыкальной памяти (узнавать песни), музыкальной фантазии (сочинять мелодии). | «Вышли дети в сад зеленый», «Я умею рисовать» Абелян. «Догадайся, кто поет?» |
Игра на музыкальных инструментах: | Учить детей исполнять несложные песенки. | «Сорока-сорока» |
Самостоятельная деятельность: | Совершенствовать динамический слух детей. | «Громко-тихо запоем». |
Развлечение: | Воспитывать чувство коллективизма, прививать любовь к семье. | «День семьи». |
Июнь
Вид деятельности | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: упражнения пляски игры творчество | «Бег с листочками» Жилин, «Кто лучше скачет» Ломова. «Переменный шаг» обр. Ломовой, «Кот и мыши» Ломова, «Ежик» Аверкин, «Сел комарик на дубочек» р.н.п. |
Слушание: | «Ходит месяц над лугами» Прокофьев, «Мальчик-замарашка» Попатенко. |
Пение: | «Земляничная поляна» Олифирова, «Заячий поход» Олифирова. « |
Игра на музыкальных инструментах: | «Ослик» Урбах. |
Самостоятельная деятельность: | «Лесенка» Тиличеева. |
Развлечение: старшей группы | «Наступило лето». |
Июль-Август
Вид деятельности | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: | Знакомые детям танцы, игры, хороводы. |
Слушание: | Небольшие рассказы с иллюстрациями (в основном из знакомых детям произведений). |
Пение: | Знакомые песни. |
Самостоятельная деятельность: | Знакомые дидактические игры. |
Развлечение: старшей группы | «Лучше лета приятеля нет!» |
2.4. Взаимодействие взрослых с детьми
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.
С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится рисовать.
Деятельность детей | Деятельность родителей | Деятельность педагогов |
Участие в беседах по содержанию музыкальных произведений, разучивание песен, танцев. | Слушание классической музыки, просмотр детских танцев с использованием видеоматериалов. | Информирование родителей и детей о предстоящей деятельности, распределение функций между родителями, детьми и сотрудниками. |
Экскурсия в филармонию. | Сопровождение детей в филармонию. | Организация экскурсии в филармонию. |
Участие в изготовлении дидактической игры. | Выбор темы дидактической игры, подбор материала для её содержания. | Советы родителям по созданию дидактической игры своими руками. |
Участие в изготовлении дидактической игры. | Мастер-класс по изготовлению дидактической игры своими руками. | Организация работы по изготовлению пособий для музыкального уголка. |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Рабочая ппрограмма предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО (далее - РППС) должна соответствовать требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии со Стандартом РППС дошкольного образовательного учреждения должна обеспечивать и гарантировать:
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции.
Принципы формирования РППС.
1) содержательно-насыщенная - включает средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, которые позволяют обеспечить творческую активность всех категорий детей, доступными детям;
2) транспортируемость - обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;
3) поли функциональность - обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности;
4) доступность - обеспечивает свободный доступ воспитанников к материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
5) безопасность - все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
При проектировании РППС учитывается целостность образовательного процесса в ДОО, в заданных Стандартом образовательной области: социально-коммуникативной.
В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей создаются условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. У детей есть возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. Дети имеют возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры ДОУ, а также к материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Для этого в групповых и других помещениях достаточно пространства для свободного передвижения детей.
Предметно-пространственная среда в ДОО обеспечивает условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников.
3.3. Материально-техническое обеспечение Рабочей программы
Реализация Рабочей программы требует от учреждения осуществления управления, ведения бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной и хозяйственной деятельности, организации необходимого медицинского обслуживания. Дошкольное учреждение обеспечивает материально- технические условия, позволяющие достичь обозначенные им цели и выполнить задачи, в т. ч.:
— осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей;
— обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;
— эффективно управлять организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.
Приложение
Для исследования уровня развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста был использован адаптированный вариант методики (по материалам О. П. Радыновой).
Для характеристики уровней развития музыкальных способностей были разработаны критерии и показатели, представленные в таблице №1.
Таблица №1
Уровни и показатели развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Уровни | Критерии | Показатели |
Высокий | Интонирование | Точно передает высоту музыкальных звуков, правильно берет дыхание, чувствует начало и конец фразы. |
Чувство ритма | Точно повторяет ритмический рисунок. | |
Ладовое чувство | Понимает настроение музыкального произведения, чувствует смену настроения в музыке, легко различает настроение музыки, реагирует на мажор и минор, эмоционально отзывается. | |
Средний | Интонирование | Не очень чисто интонирует, но всегда вовремя берет дыхание, четко произносит текст. |
Чувство ритма | Повторяет ритмический рисунок с помощью воспитателя. | |
Ладовое чувство | Проявляет эмоциональную реакцию, но не всегда может различить настроение музыкального произведения. | |
Низкий
| Интонирование | Фальшивит, не попадает в ноты, не чувствует конец фразы, неправильно использует дыхание. |
Чувство ритма | Не может воспроизвести ритмический рисунок. | |
Ладовое чувство | Нет заинтересованности, отсутствует реакция на музыку, не определяет настроение музыкального произведения: грустное или весёлое. |
1. Методика по определению уровня интонирования у детей старшего дошкольного возраста.
Методика применялась с целью определения уровня чистоты интонирования.
Задание №1.
Ребенку предлагается спеть небольшие распевки, точно проинтонировать, на разные слоги или слова (звуки о, а, у; слоги ма, мо, ду, ля и т.д.), с динамическими изменениями (громко-тихо) и разными способами звукоизвлечения (легато, стаккато).
Оценка результатов проводилась в соответствии со следующими критериями.
Точное интонирование мелодии с динамическим изменением и способом звукоизвлечения после первого показа воспитателя свидетельствует о высоком уровне развития интонирования; после первого/второго показа воспитателя свидетельствует о среднем уровне интонирования; после третьего показа воспитателя или не выполнение задания свидетельствует о низком уровне интонирования.
Выводы об уровне интонирования:
5 баллов – высокий уровень.
3-4 балла – средний уровень.
0-2 – низкий уровень.
С использованием методики был определён уровень интонирования у детей старшего дошкольного возраста исследуемой группы.
Результаты диагностики по методике определения уровня интонирования представлены в таблице №2.
Таблица №2
Уровень развития интонирования у детей исследуемой группы
Имя. Ф. ребенка | Баллы | Уровни | |
1. | Ульяна Б. | 5 | Высокий |
2. | Влада С. | 5 | Высокий |
3. | Самира М. | 4 | Средний |
4. | Виктория Р. | 5 | Высокий |
5. | Ксения О. | 3 | Средний |
6. | Дамир Д. | 5 | Высокий |
7. | Мирон А. | 4 | Средний |
8. | Семён Н. | 4 | Средний |
9. | Дмитрий Р. | 2 | Низкий |
10. | Михаил П. | 3 | Средний |
Из таблицы №2 видим, что высокий уровень развития интонирования имеется у 4 детей – (40%), средний уровень у 5 детей – (50%), низкий уровень у 1 ребенка – (10%).
Качественный анализ результатов показал, что высокий уровень развития интонирования проявился у Ульяны Б., Влады С., Виктории Р., Дамира Д. Эти дети точно передают высоту музыкальных звуков, правильно берут дыхание, чувствуют начало и конец фразы. Самостоятельно поют знакомые мелодии без сопровождения, правильно и внятно пропевают слоги. Хорошо открывают рот, активно работают губами и языком в соединении с правильным звукообразованием и дыханием.
Дети, у которых был выявлен средний уровень развития интонирования Самиры М., Ксении О., Мирона А., Семёна Н., Михаила П. Эти дети вовремя берут дыхание, чувствуют начало и конец фразы, четко произносят текст, но не очень чисто интонируют. Выполняют задание с помощью воспитателя. Отсутствует напевность, выразительность звука.
Низкий уровень развития интонирования проявился у Дмитрия Р. Ребенок фальшивит, не попадает в ноты, не чувствует конец фразы, неправильно использует дыхание. Чрезмерная активность, от которой появляется напряжение лица, артикуляционного аппарата, присутствует крикливость в звуке, не умеет петь в коллективе.
2. Методика по определению чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.
Методика применялась с целью определения чувства ритма.
Задание №2.
Воспитатель играет попевку на металлофоне или фортепиано. Ребенку предлагается воспроизвести ритмический рисунок попевки на металлофоне, мелодии из 3-5 звуков, в хлопках, притопах или на ударных инструментах.
Музыкальный репертуар: «Тук-тук, молотком», «Кап – кап» или «Тик-тик-так».
Точное воспроизведение ритмического рисунка после первого показа воспитателя свидетельствует о высоком уровне развития чувства ритма; после первого/второго показа воспитателя свидетельствует о среднем уровне чувства ритма; после третьего показа воспитателя или не выполнение задания свидетельствует о низком уровне чувства ритма.
Оценка результатов проводилась по количеству правильных ритмических рисунков.
3 балла – высокий уровень.
2 балла – средний уровень.
1 балл – низкий уровень.
Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике 3 балла.
Минимально возможная оценка 1 балл. Соответствует тому случаю, если ребенок не смог справиться с заданием.
С использованием методики был определён уровень развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста исследуемой группы.
Результаты диагностики представлены в таблице №3.
Таблица №3
Уровень развития чувства ритма у детей исследуемой группы
Имя. Ф. ребенка | Баллы | Уровни | |
1. | Ульяна Б. | 3 | Высокий |
2. | Влада С. | 3 | Высокий |
3. | Самира М. | 2 | Средний |
4. | Виктория Р. | 3 | Высокий |
5. | Ксения О. | 2 | Средний |
6. | Дамир Д. | 2 | Средний |
7. | Мирон А. | 2 | Средний |
8. | Семён Н. | 2 | Средний |
9. | Дмитрий Р. | 1 | Низкий |
10. | Михаил П. | 1 | Низкий |
Из таблицы №3 видим, что высокий уровень развития чувства ритма имеется у 3 детей – (30%), средний уровень у 5 детей – (50%), низкий уровень у 2 детей – (20%).
Качественный анализ результатов показал, что высокий уровень развития чувства ритма проявился у Ульяны Б., Влады С., Виктории Р. Эти дети точно повторяют ритмический рисунок. Выделяют увиденные и услышанные ритмы самостоятельно, различают и создают ритмические варианты, эмоционально, выразительно и свободно исполняют предложенные ритмы, ритмичны при исполнении заданий, быстро переключаются с одного ритма на другой.
Дети, у которых был выявлен средний уровень развития чувства ритма Самиры М., Ксении О., Дамира Д., Мирона А., Семёна Н. Эти дети повторяют ритмический рисунок с помощью воспитателя. При выполнении задания возникают затруднения, не могут свободно повторить ритмический рисунок без предварительной работы.
Низкий уровень развития чувства ритма проявился у Дмитрия Р., Михаила П. Эти дети не могут воспроизвести ритмический рисунок. У дошкольников нет активного слухового внимания на восприятие музыки, что очень важно в процессе обучения чувству ритма.
3. Методика по определению уровня развития ладового чувства.
Методика применялась с целью определения уровня развития ладового чувства.
Задание №3.
Ребенку предлагается прослушать три разнохарактерных произведения (веселое, грустное, спокойное). На первой карточке будет изображено грустное лицо, на второй карточке – веселое, на третьей – обычное. Задача ребенка поднять то настроение карточки, которое он чувствует в произведении.
Если ребенок понимает настроение музыкального произведения, чувствует смену настроения, правильно поднимает карточку с эмоцией, это свидетельствует о высоком уровне развития чувства ладового чувства; если ребенок проявляет эмоциональную реакцию, но не всегда правильно различает настроение музыкального произведения, это свидетельствует о среднем уровне ладового чувства; если ребенок не может определить настроение музыкального произведения и не выполняет задание, это свидетельствует о низком уровне ладового чувства.
3 балла – высокий уровень.
2 балла – средний уровень.
1 балл – низкий уровень.
Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике 3 балла.
Минимально возможная оценка 1 балл. Соответствует тому случаю, если ребенок не смог справиться с заданием.
С использованием методики был определён уровень развития ладового чувства у детей старшего дошкольного возраста исследуемой группы.
Результаты диагностики представлены в таблице №4.
Таблица №4
Уровень развития ладового чувства у детей исследуемой группы
Имя. Ф. ребенка | Баллы | Уровни | |
1. | Ульяна Б. | 3 | Высокий |
2. | Влада С. | 3 | Высокий |
3. | Самира М. | 2 | Средний |
4. | Виктория Р. | 3 | Высокий |
5. | Ксения О. | 2 | Средний |
6. | Дамир Д. | 3 | Высокий |
7. | Мирон А. | 2 | Средний |
8. | Семён Н. | 2 | Средний |
9. | Дмитрий Р. | 1 | Низкий |
10. |