Административное принуждение: понятие, особенности и виды

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МЕТОДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ АП.

Метод деятельности – способы осуществления управленческих функций и средства воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты.

Для методов управления характерно следующее:

1) они реализуются в процессе государственно-управленческой деятельности, органически связаны с целевым назначением исполнительной ветви государственной власти;

2) они используются субъектами исполнительной власти в качестве средства реализации закрепленной за ними компетенции;

3) в них находят свое непосредственное выражение юридически-властные полномочия субъектов исполнительной власти;

4) выбор конкретных методов управляющего воздействия находятся в прямой зависимости от особенностей объекта управления (например, от формы собственности, индивидуального или коллективного характера, ведомственной принадлежности)

5) поскольку управляющее воздействие осуществляется как нормативное либо индивидуальное юридически-властное волеизъявление субъекта управления, методы управления находят свое выражение в установлении обязательных для конкретных адресатов, иногда общеобязательных правил поведения(нормотворчество), либо в формулировании индивидуальных предписаний, относящихся к конкретным объектам и по конкретным вопросам (распорядительство);

6) методы управления нуждаются в правовой форме их непосредственного выражения, которая придает им обязательный характер;

7) свое наиболее ощутимое проявление методы получают в правовых актах управления.

Социальные взаимосвязи между управляющими субъектами и управляемыми объектами по характеру могут быть служебными, официальными и внеслужебными, неформальными, причем формы тех и других чрезвычайно разнообразны.

Официальные, служебно-формальные отношения существуют и реализуются в формах прямой непосредственной подчиненности, подведомственности, подконтрольности, подотчетности, поднадзорности. Внеслужебные, неформальные отношения между управляющими субъектами и руководимыми лицами могут иметь характер не правового и даже неофициального взаимодействия между ними с использованием мер воспитательного, идеологического, психологического или организационно-экономического стимулирующего воздействия.

Виды методов:

По масштабам применения все методы управления можно разделить на всеобщие и частные.

1) Всеобщие методы управления применяются во всех областях, отраслях и сферах государственного управления, на всех его иерархических уровнях для решения любых задач и осуществления управленческих функций. К этой группе методов управления относятся убеждение и принуждение.

2) Частные же методы управления применяются лишь в немногих отраслях и сферах государственного управления либо хотя и во многих, но эпизодично, для решения лишь отдельных управленческих задач.

По характеру и направленности организующего взаимодействия следует выделить правовые и неправовые методы взаимоотношений управляющих субъектов с управляемыми объектами.

1) Правовые вызывают юридические последствия, например, применение мер административной ответственности. Среди них можно выделить:

- прямое распорядительство (устанавливаются полномочия многих субъектов АП – в уставах, положениях)

- рекомендации (применяются в управлении государственными предприятиями и учреждениями – распорядок работы, ориентировочные показатели работы)

- разрешение (с разрешения избирается вид производственной деятельности вновь созданного предприятия, проводятся многие виды работ, связанные с опасностью – взрывные)

- согласование (принимаются многие акты управления, например, между несколькими министерствами)

2) К неправовым относят рекламу, выставки, проверка исполнения предписания и т.д.

Среди правовых и неправовых выделяют еще целый ряд их разновидностей:

А - методы идеологического воздействия, связанные с использованием различного рода призывов, лозунгов, политических программ, социальных концепций и других идеологических средств группового воздействия;

Б - методы психологического воздействия, при которых различными организационно-психологическими средствами создаются условия психологической предрасположенности к труду, проявлению социальной активности и выполнению каких-либо гражданских обязанностей (повышение общественной репутации профессии, всевозможные психологические побуждения к выполнению гражданского долга, возбуждение патриотических чувств и т.д.);

В - методы экономического воздействия с помощью различных систем материального стимулирования, ценообразования, налоговых льгот и других рычагов организационно-экономического воздействия (используются цены, налоги, %, премии, льготы, экономические санкции и т.д.);

Г - методы административного воздействия, формы проявления которого весьма разнообразны

- нормативно-правовое воздействие (способы осуществления: директива, приказ, поручение и т.д., запреты, ограничения, обязывание, дозволения, рекомендации, поощрение);

- структуризация, т.е. метод организации (способы: создание структурных подразделений, организаций, их реорганизация, ликвидация, распределение и перераспределение полномочий, подчинение и изменение подчинения);

- правонаделение (способы: прием, призыв на службу, наделение правами, выдача разрешений и лицензий);

- установление плановых и иных заданий;

- учет;

- контроль;

- распределение (способы: бюджетное финансирование, кредитование, фондирование продукции, распределение жилых и нежилых помещений, земельных участков, выдача пенсий, пособий);

- разрешение споров;

- военное подавление;

- принуждение;

- убеждение

По видам применяемых средств воздействия на управляемые объекты и подчиненных лиц методы управления делятся на методы убеждения, стимулирования и принуждения.

1) Сущность методов убеждения, применяемых управляющими субъектами, состоит в том, чтобы убедить подчиненные лица и руководимые коллективы в необходимости проведения в них добровольно и сознательно, доказать необходимость, правильность, целесообразность своей деятельности.

Метод убеждения широко используется как во взаимоотношениях различных звеньев аппарата исполнительной власти, так и во взаимоотношениях органов государственной исполнительной власти и населения, граждан. Убеждение в системе аппарата государственной и муниципальной исполнительной власти реализуется в форме разъяснений, согласований, инструктивных рекомендаций, различного рода информационных обзоров и т.д. Во взаимоотношениях же аппарата исполнительной власти с гражданами метод убеждения реализуется в различных формах организационно-массовой работы, в агитации и пропаганде, в применении различных мер поощрения граждан за оказание содействия в работе различным органам исполнительной власти (милиции, органам управления различными видами транспорта и т.д.), обучение, разъяснение, обмен опытом, митинги, демонстрации и т.д..

2) Принуждение всегда должно быть вторичным, дополнительным по отношению к убеждению методом управленческого воздействия. Наука и административная практика выработали некоторые общие условия правильного применения принуждения при реализации функций и полномочий субъектов исполнительной власти:

принуждение может применяться лишь к меньшинству на базе убеждения большинства;

сначала должен использоваться метод убеждения и лишь затем, если результата достичь не удалось – метод принуждения

применение принуждения должно всегда иметь законное основание, предусмотренное правовой нормой.

3) Наряду с убеждением и принуждением весьма распространенным методом управления выступает стимулирование. По своим целям и средствам управленческого воздействия метод стимулирования очень тесно связан с методом убеждения в форме применения к подчиненным лицам и руководимым объектам различных мер материального и морального поощрения. Но в применении различных мер материального и морального поощрения в рамках метода убеждения и метода стимулирования имеются весьма существенные различия, которые и обусловливают своеобразие и самостоятельность стимулирования в системе методов реализации исполнительной власти.

Во-первых, метод стимулирования предполагает заранее предусмотренное правовыми нормами применение определенных видов и мер материального и морального поощрения при достижении конкретных, также заранее обусловленных, количественных и качественных показателей и результатов работы подчиненных лиц и руководимых объектов, тогда как применение различных мер материального и морального поощрения в рамках метода убеждения осуществляется по воле и усмотрению начальства без каких-либо заранее оговоренных условий и показателей их работы.

Во-вторых, применение соответствующих мер материального или морального стимулирования при выполнении заранее определенных условий и достижении обусловленных конкретных показателей объективно гарантировано и защищено возможностью обращения к административному и судебному способам государственной защиты.

В-третьих, хотя сфера применения метода стимулирования и широка, но все же более ограничена, чем сфера применения различных мер материального и морального поощрения как побудительных и оценочных моментов в рамках использования убеждения как всеобщего универсального метода управления. Так, в отраслях социально-культурной области (образование, здравоохранение, культура) применение стимулирования крайне ограничено, а в отраслях административно-политической деятельности государства (Минобороны, МВД, ФСБ и т.д.) во многом и вовсе исключено, потому что нельзя стимулировать количество задержаний, доставлений, количества и сумм взысканных штрафов и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: