Административная ответственность

Административная ответственность: понятие, признаки, основания

Административное правонарушение: понятие и признаки.

Юридический состав административного правонарушения

Субъекты административной ответственности.

1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ОСНОВАНИЯ.

Административная ответственность – вид юридической ответственности, который выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

Признаки административной ответственности:

1) урегулирована нормами административного права, содержащимися в федеральных законах и законах субъектов РФ;

2) она состоит в официальном осуждении и применении к виновным административных наказаний;

3) к ней привлекаются физические и юридические лица;

4) она применяется должностными лицами органов исполнительной власти, коллективными органами (административными комиссиями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав), а также судьями (главы 22 и 23 КоАП РФ)

5) порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами.

Особенности административной ответственности:

1) наступает не за любое правонарушение, совершенное в сфере реализации исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности (с ней «соседствует» иные виды ответственности);

2) меры административной ответственности не могут применяться руководителями органов исполнительной власти, государственных предприятий и учреждений в отношении подчиненных им работников.

3) В ее цели входит не только защита административно-правовых норм. КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за нарушение требований правовых норм иных отраслей российского права, например, конституционного (гл. 5), трудового (гл.5), предпринимательского (гл. 14), таможенного (гл. 16), экологического (гл. 8).

4) Свое непосредственное выражение административная ответственность получает в применении особых мер административного принуждения – административных наказаний.

Основания административной ответственности:

1) юридическое;

2) фактическое – совершение административное правонарушение;

3) процессуальное – акт о наложении конкретного административного наказания).

Юридическим основанием административной ответственности является правовые нормы, в соответствии с которыми устанавливается и применяется административная ответственность.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ.

КоАП РФ акцентирует внимание на предметах ведения РФ в области законодательства об административных правонарушениях, и закрепляет следующие основные положения:

1) установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) установление перечня видов административных наказаний и правил их применения,

3) составы административных правонарушений;

4) круг субъектов, имеющих право назначать административные наказания;

5) установление порядка производства по делам об административных правонарушениях и порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний относятся к ведению РФ;

6) именно КоАП РФ определяет подсудность и подведомственность дел об административных правонарушениях.

Т.е. КоАП РФ кодифицировал материальные и процессуальные нормы об административной ответственности в единый акт. Однако есть здесь и исключения:

 1) административная ответственность за нарушение налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами регулируется Налоговым кодексом РФ;

2) вопросы принудительного исполнения постановления о применении штрафа, конфискации регулируются КоАП РФ и ФЗ «Об исполнительном производстве»;

3) ряд вопросов регламентируется Арбитражно-процессуальным кодексом РФ;

4) административная ответственность за нарушение законов субъектов РФ регулируется региональном законодательством.

Субъекты федерации в лице своих представительных (законодательных) органов вправе устанавливать своими нормативными актами административную ответственность в пределах совместного ведения при условии, что:

1) административная ответственность по данному предмету не установлена федеральным законодательством;

2) установление административной ответственности за те или иные деяния не будет вторжением в сферы общественных отношений, составляющих предмет исключительного ведения РФ (валютное и таможенное регулирование, ядерная энергетика, государственная граница, оборона и т.д.)

3) на региональном уровне могут быть предусмотрены только 2 вида административных наказаниях: предупреждение и штраф.

4) муниципальные органы не вправе устанавливать административную ответственность.

Субъекты федерации принимают нормативные акты, устанавливающие административную ответственность, и находят свое проявление в регулировании общественных отношений в области охраны общественного порядка, жилищно-коммунального хозяйства, экологии, городского транспорта, борьбы со стихийными бедствиями, торговли и общественного питания и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: