Лекция Деятельность гувернера по интеллектуальному развитию ребенка в семье

 

Интеллект - это некая сумма знаний и умений плюс способность эти самые знания усваивать и решать с их помощью любые нестандартные ситуации. Опыт подсказывает, что человека часто окружают нестандартные ситуации, но найти выход из подобных ситуаций способны только те люди, которые обладают интеллектом. Интеллект человека формируется в ходе освоения человеком общественного опыта, в результате его деятельности и общения. Особую роль в формировании и развитии интеллекта ребёнка играют целенаправленные воздействия взрослого в форме обучения и воспитания.

Специальные научные наблюдения и исследования фиксируют неравномерность интеллектуального развития: ускорение или замедление умственного роста, неожиданные его подъёмы или задержки. Для педагогики должно быть более важно не то, что достигнуто, а то, что педагогами предпринимаются усилия по поиску лучших обстоятельств, лучшей групповой организации. Педагогическое действует только там, где учитель еще сам обучается. Если он сам еще в развитии, то он может способствовать развитию детей.

Что влияет на умственное развитие?

  • социальный статус семьи, связанный с экономическим и культурным неравенством в обществе, этническими и поведенческими особенностями различных социальных групп;
  • особенности питания ребенка, его достаточностью или недостаточности для полноценного развития;
  • психическая стимуляция интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых (известно, что дети, живущие в детских домах, заметно отстают в умственном развитии от сверстников);
  • число детей в семье:чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллекта;
  • мозг человека способен впитать ограниченный объем информации: можно говорить о том, что на определенном этапе срабатывает биологическая защита от информационной перегрузки.

Решающим фактором является интеллект — способность мозга так мобилизовать на эвристическом уровне свою работу, чтобы использовать собственный массив информации с максимальной эффективностью. Процесс поиска решений происходит на подсознательном (интуитивном) уровне и волевому управлению практически не поддается.

Нужно ли развивать интеллект? Имея достаточный опыт в работе с детьми, принято считать, что необходимо развивать интеллект ребенка целенаправленно, систематически, с учётом возрастных особенностей, во всех видах детской деятельности, привлекая к этому развитию всех участников педагогического процесса.

Что такое интеллект ребенка? Это специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Основные задачи умственного развития ребенка:

  • формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни;
  • развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;
  • развитие любознательности и умственных способностей;
  • развитие интеллектуальных умений и навыков;
  • формирование простейших способов умственной деятельности;
  • сенсорное развитие;
  • развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);
  • становление речи;
  • воспитание любознательности, познавательных интересов.

В рекомендациях для интеллектуального развития ребенка педагогам и родителям были разработаны следующие рекомендации:

  • поощряйте его активность, его стремление что-либо разбирать, собирать, открывать, закрывать, ломать и чинить…
  • подберите интересную для обоих (взрослого и ребенка) интеллектуальную задачу, игру и попытайтесь вместе этим позаниматься;
  • научите ребенка любить чтение;
  • выбирая для ребенка образовательное учреждение (детский сад, школу), обратите внимание на отношение педагогов к детям: достаточно ли они добры к ним, дают ли возможность полюбить занятия;
  • развивайте у ребенка творчество – детское или же совместное;
  • интеллектуальное развитие ребенка начинается в семье: с простых игр, со сказок, которые вы рассказываете ему на ночь, с отношений между малышом и взрослым…
  • помните о главном условии развития интеллектуальных способностей ребенка – необходимо, чтобы ребенок получал удовольствие, радость от самого процесса познания.

Процесс интеллектуального развития дошкольника должны контролировать, в первую очередь, родители ребенка. Ведь только в семье малыш получает такое важное родительское одобрение, поддержку и заботу.

 

Интеллектуальное развитие — непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т. е. в актах, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта.

 

Интеллектуальное развитие дошкольника

Современные психолого-педагогические исследования демонстрируют преемственность понятий умственного и интеллектуального развития. Иногда эти термины почти подменяют друг друга.

Что же входит в понятие "умственное развитие" ребенка.

Умственное развитие - это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка (под влиянием воспитательных воздействий возраста, обогащения опытам, необходимым условием которых является полноценность органического субстрата, понимаемая как сохранность нейроанатомических структур и тонких физиологических механизмов мозговой деятельности и всех функциональных систем организма

В целом уровень умственного развития можно определить как совокупность знаний, умений и свободное оперирование сформировавшимися при их усвоении умственными действиями и формами мышления (наглядно-действенными, наглядно-образными и словесно-логическими)

Интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научиться самостоятельно мыслить. Эти процессы, например, можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе.

Интеллектуальное развитие ребенка, в зависимости от возраста, имеет несколько стадий.

В конце первого - начале второго года, пока малыш еще не овладел активно речью, ему присуще наглядно-действенное мышление. В этом возрасте наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребеночку познакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познавания мира.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста развивается именно, когда он ненамеренно, а естественным образом, неосознанно впитывает все знания об окружающем мире и о системе мироздания. Тогда к школьному возрасту у ребенка сложится собственное мировоззрение, благодаря которому он будет способен высказывать суждения. Поэтому не следует сводить развитие интеллекта ребенка к примитивному освоению чтения и письма в раннем возрасте, а следует идти по пути развития в самом широком понимании этого слова, где интеллектуальное развитие пересекается с физическим, эстетическим и, в конечном итоге, становится общим.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: