Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

Целью данной работы по теме «Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников» стало нахождение путей оптимального решения задач интеллектуального развития дошкольников (3-4 лет) посредством развивающей игры: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки организма, с другой. Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих задач:

•   развивать познавательные психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь;

•   развивать любознательность и умственные способности; первичные интеллектуальные умения и навыки;

•   последовательно увеличивать у детей запас знаний, проводить их упорядочение, уточнение, систематизацию.

К средствам достижения цели и решения поставленных задач использовался дидактический материал, которым каждый ребенок может пользоваться как индивидуально, так и для групповых дидактических игр.

Высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают только, если обучение направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на "зону ближайшего развития". Дидактическая игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить интеллектуальные способности ребёнка. Следует напомнить, что понятие "развитие интеллекта" включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, то есть всех умственных способностей. Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом. Проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить интеллектуальные способности.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры обращаю особое внимание на присутствие в образовательной деятельности элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п. Систематически усложняя материал с учётом особенностей ребенка, воспитатель через дидактические игры сообщаются доступные знания, формируются необходимые умения, совершенствуются психические процессы.

Игры-занятия с дидактическими игрушками развивают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени каким-то делом, развивают способность подражать взрослому. Действия с подобными предметами всегда ставят перед ребёнком умственную задачу - он старается добиться результата. Постепенно включаются задачи сенсорного характера: научить различать величину, форму, цвет. Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений, поиск того, кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Учитывая рекомендации физиологов, о необходимости тренировки пальцев рук в целях развития речевых зон мозга, следует проводить с детьми соответствующие игры, Развитость мелкой моторики - основной показатель готовности ребёнка к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом; руки, голова и язык связаны одной ниточкой, и любые отставания в этой цепи приводят к отставанию. Большую ценность в интеллектуальном развитии детей представляют словесные игры (народные загадки, молчанка, запретное слово). Эти игры возбуждают умственную активность. Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. В играх ребёнок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться её решения. Дети этого возраста лучше могут управлять своими психическими процессами, речью и мышлением. Систематически проводя с детьми группы дидактические игры, можно не только развить умственные способности детей, но и выработать у них нравственно-волевые черты характера, приучать детей к более быстрому темпу умственной деятельности.

Дошкольное детство-первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени - школьного обучения. Таким образом, роль игры в развитии интеллектуальных способностей дошкольников несомненна.

 

Организация учебно-воспитательного процесса

Учебно-воспитательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы любому ребенку было интересно во время организованной образовательной деятельности, чтобы он стал активным участником происходящего. А после образовательной деятельности, во время прогулки или просто в свободное время непроизвольно идет обсуждение среди детей только что полученной информации. В начале каждой образовательной деятельности проводились специальные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук.

При отборе содержания игры необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал образовательной деятельности обязательно включаются четкие, конкретные образы. Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков контингент, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно- климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе.

При проведении организационной образовательной деятельности всегда помню, что нельзя переутомлять детей играми, необходимо следить за правильной позой ребенка.

Необходима и соответствующая работа с законными представителями детей, чтобы и родители в своем семейном воспитании использовали различные игры для развития познавательных психических процессов: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь.

 

Вопросы и задания

1) Внимательно прочитайте лекцию. Ответьте на вопросы:

§ Что такое интеллект ребенка, интеллектуальное развитие?

§ Синонимичны ли понятия «интеллектуальное развитие» и «умственное развитие»? Обоснуйте свой ответ.

§ Какие рекомендации по интеллектуальному развитию Вы еще дали бы?

2) Проанализируйте методы и средства интеллектуального развития ребенка в дошкольном возрасте на основе материалов МАДОУ г. Нижневартовска детского сада № 25 "Семицветик" по ссылке https://madou25nv.caduk.ru/p543aa1.html. Выпишите их.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: