Психолого - педагогическое сопровождение в условиях цифровой образовательной среды с использованием мобильного электронного образования имеет ряд отличий, в первую очередь, определяемых спецификой организации обучения.
В процессе такого обучения появляются дополнительные трудности, на преодоление которых и должно быть направленно психолого - педагогическое сопровождение данного процесса.
Трудности, которые могут испытывать ученики:
· тревожность и психологический дискомфорт, вызванный недостаточной ИКТ-компетентностью;
· трудности восприятия содержания учебного курса у обучающихся с различными ведущими каналами восприятия;
· недостаточность умений самоорганизации деятельности, умения рационально планировать самостоятельную работу с учебными материалами, распределять время, отведённое на решение поставленной задачи;
· трудности в самостоятельном отслеживании этапов урока;
· сложности в построении общения с учителями и учениками в режиме личных сообщений, малая информированность о нормах сетевого этикета;
|
|
· недостаток общения в виртуальной среде;
· недостаток коммуникативных навыков (умение слышать друг друга, умение задавать вопросы, умение отстаивать своё мнение, лаконично и уверенно выступать и пр.);
· трудности в распределении ролей при работе в группе.
Трудности, которые могут испытывать учителя:
· сложности в организации деятельности учащихся с применением учебных онлайн-курсов МЭО на основе индивидуальных особенностей учащихся;
· трудности в выборе стиля общения с отдельными учащимися;
· проблемы формирования эффективно работающих малых учебных групп;
· трудности в оценивании степени индивидуального участия ученика при работе в группе;
· проблемы повышения мотивации обучения.
Трудности, которые могут испытывать родители:
· дискомфорт, вызванный недостаточной ИКТ - компетентностью;
· трудности в оптимальной организации распорядка дня;
· сложности в составлении индивидуального учебного графика;
· трудности в организации общения с сетевыми педагогами в электронной среде.
Использование дистанционных образовательных технологий при реализации различных форм получения образования
Главная задача образовательного процесса современной российской школы заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью. Поэтому традиционный объяснительно-иллюстративный процесс заменяется новыми педагогическими технологиями. Одной из них является дистанционное обучение с использованием комплексных электронных образовательных продуктов системы МЭО, «Российской электронной школы» («РЭШ»), образовательных платформ «Яндекс. Учебник» и «Учи. Ру».
|
|
Обучение в режиме онлайн позволяет повысить качество образования за счёт увеличения доли самостоятельного освоения материала, причём последнее особенно важно, поскольку постепенно обеспечивает выработку таких качеств, как ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения, без чего немыслима дальнейшая успешная деятельность.
Изменение метода обучения с объяснительного на деятельностный позволяет развивать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, способствует формированию у ребёнка ведущей образовательной компетенции – умения учиться, формированию готовности к саморазвитию. Использование различных дидактических моделей на основе применения возможностей современных продуктов электронного обучения позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, а также с разными образовательными потребностями, создавая при этом адаптивную среду обучения.
Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может совместно с учителем и родителями определять последовательность освоения предметов, учиться в удобном для себя месте, с индивидуальной скоростью и в удобное для себя время. Поэтому основным преимуществом такого обучения следует считать определённую свободу в плане местонахождения, времени обучения и его темпов, что делает его привлекательным для тех пользователей, которые по той или иной причине не имеют возможности или желания обучаться в классно-урочной системе в школе.
Целевая аудитория потребителей сетевого образовательного ресурса:
· обучающиеся, осваивающие учебные программы в полном объёме, в форме очно-заочного, заочного, семейного образования и самообразования;
· обучающиеся с особыми образовательными потребностями (с ограниченными возможностями здоровья, одарённые дети и дети – учащиеся спортивных школ и школ искусств);
· обучающиеся, желающие получить дополнительное образование по общеобразовательным предметам основного общего образования;
· дети соотечественников за рубежом;
· дети, находящиеся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений;
· обучающиеся, которым требуется ликвидировать пробелы в знаниях.
Дистанционное обучение с использованием учебных онлайн-курсов имеет ряд отличительных характеристик, которые выделяют его среди других форм и подчёркивают его инновационность.