Цель: диагностика логического мышления.
Инструкция: "Условие" - это условие задачи, некоторые обстоятельства, которые считаются ранее каким-то образом доказанными и всегда истинными. "Следствие" - это логическое следствие из условия. Из трех следствий одно и только одно правильно. Ваша задача - проверить свою способность отделять правильные логические следствия от неправильных.
Интерпретация:
Количественный анализ: 24 баллов
Качественный анализ: 20-25 очков:
Хорошо развитое логическое мышление. Однако возможны ошибки в нестандартных или запутанных случаях. Получив какой-нибудь вывод в результате рассуждения, не торопитесь принимать его за истину. Возьмите за правило перепроверять свои выводы, искать в них ошибки и просто слабые места. Не удивляйтесь, не возмущайтесь, если вас поправляют: возможно, за дело.
Методика «Сравнение понятий»
Цель: применяется для исследования процессов анализа и синтеза мышления.
Инструкция: Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Все его ответы полностью записываются в протокол. Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом – различий.
|
|
Кол-во названных черт | Кол-во обобщений | Кол-во различий | Выводы |
27 | 12 | 14 | Диагностируется высокий уровень развития операции сравнения и процессов анализа и синтеза мышления. |
Оценка результатов теста:
Высокий уровень развития операции сравнения отмечается в том случае, когда он назвал более 20 черт, средний – 10-15 черт, низкий – менее 10 черт.