В соответствии Бюджетным кодексом РФ (ст. 6) бюджетная система РФ — это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ и регулируемая нормами права.
Статья 10. Структура бюджетной системы РФ.
К бюджетам бюджетной системы РФ относятся:
1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3. местные бюджеты, в том числе:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
бюджеты городских и сельских поселений.
Функционирование бюджетной системы основывается на следующих принципах, зафиксированных в Бюджетном кодексе РФ (статья 28):
1. единства бюджетной системы РФ;
2. разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между уровнями бюджетной системы РФ;
|
|
3. самостоятельности бюджетов;
4. равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
5. полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
6. сбалансированности бюджета;
7. результативности и эффективности использования бюджетных средств;
8. общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;
9. прозрачности (открытости);
10. достоверности бюджета;
11. адресности и целевого характера бюджетных средств;
12. подведомственности расходов бюджетов.
13. единства кассы
Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений.
Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.
|
|
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финанси
рования дефицитов бюджетов подлежат отражению в бюджетах бюджетной системы в
обязательном порядке и в полном объеме.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотрен
ных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета
и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип результативности и эффективности использования бюджет
ных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и
получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения за
данных результатов.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все
расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений
из источников финансирования его дефицита.
Принцип прозрачности (открытости) означает:
обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза
социально-экономического развития соответствующе территории и реалистичность рас
чета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели
бюджетных средств вправе получать бюджетные средства только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и
осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.
Тема 1.2 Бюджетная классификация.
Рациональное управление государственными финансами в условиях большого разнообразия бюджетных поступлений и расходов, а также сложности финансово - бюджетных отношений невозможно без использования единой, законодательно утвержденной системы учета движения денежных потоков.
Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Значение бюджетной классификации. Бюджетная классификация используется при: прогнозировании и планировании, формировании и исполнении бюджетов, ведения учета и составления отчетности, проведения контроля за полным и своевременным поступлением платежей по видам плательщиков, а также целевом использовании средств, проведения аналитической работы по отдельным видам доходов и расходов, а также бюджетов в целом.
Научно построенная классификация позволяет четко распределять и учитывать поступления и расходы бюджета, последовательно проводить курс финансовой и социально-экономической политики страны. В демократическом государстве бюджетная классификация дает возможность обществу контролировать бюджетную деятельность государства в лице исполнительных органов власти.