Так назывался один из фильмов к юбилею Северодвинска. А сколько подобных работ было всего?

 

Вопрос возник не случайно. 9 июля в «Вечернем Северодвинске» мы сообщали о том, что полномочный представитель президента России Владимир Булавин предложил мэру Северодвинска Михаилу Гмырину «подумать о создании художественного фильма на основе истории нашего города». Таких фильмов с основой на «северодвинском материале» еще не снималось - это точно. Однако известно, что в городе в свое время работали два своих кинопроизводства - народная киностудия «Северянка» и творческое кинообъединение «Чайка» и работы по истории Северодвинска, пускай не художественные, в их активе были.

Об этом мы беседуем с бывшим руководителем народной киностудии «Северянка» Евгением Барановым.

 

- Евгений Михайлович, начнем издалека. Скажите, снимались ли фильмы о Северодвинске? Мне, например, видеть их не доводилось.

 

- Северодвинск в исторической кинохронике представлен мало, что понятно – многие годы город считался закрытым, запрещалось даже упоминать, чем заняты его главные заводы. Первым полноценным, точнее сказать, профессиональным фильмом о городе считается «Здравствуй, Северодвинск». Это дипломная работа группы документалистов - выпускников Всероссийского государственного института кинематографии имени Герасимова 1971 года. Фактически вся съемочная группа тогда состояла из москвичей. Исключение составлял Георгий Бездольный – один из авторов сценария. Хотя по справедливости – наша народная киностудия «Северянка» помогала москвичам. Этот фильм 35-миллиметрового формата идет 45 минут, но, конечно, о главном назначении северодвинских заводов там ни слова…

 

- Его можно где-то посмотреть?

 

- Можно. Фильм по меркам кинематографа уже старый, но его удалось сохранить в пленочном варианте, а потом я перевел его в цифровой формат и целых три года реставрировал…

 

- А дальше? Ведь Северодвинск отпраздновал не один свой юбилей…

 

- Фильмы к юбилею города выходили и к 25-летию, и к 30-летию, и дальше через каждые десять лет, но в разряде любительских – в большинстве снимались на 16-миллиметровой пленке: «Город у моря», «Я остаюсь здесь», «Город мой молодой», «Провинция у моря»… Все они выпущены народной киностудией Северянка». Кинообъединение «Чайка» появилось позже «Северянки», в начале 80-х, на базе народной киностудии ягринского ДК. Коллектив за то десятилетие, когда его возглавлял Олег Химаныч – ваш отец, снял более 30 короткометражных фильмов, и некоторые из них - «Дом. Федор Абрамов», «Гараж», «87-й», «Реликвия» - удостаивались наград на всероссийском и всесоюзном конкурсах. Кажется, к 50-летию Северодвинска «Чайка» тоже снимала свой фильм…

 

- Наверняка «Северянка» готовила работы о достойных жителях Северодвинска, о людях труда – так тогда называли эту тему…

 

- Конечно. Назову на память только два фильма – об Иннокентии Степановиче Бахтине и о Герое Труда Николае Тимофеевиче Егорове.

- Вы говорили о реставрации фильмов. Поясните, в каком смысле.

- К сожалению, кинопленка со временем подвергается старению, деформации, даже если строго соблюдать режим ее хранения. Поэтому не всем фильмам удалось дожить до наших дней. Но, к счастью, и технический прогресс не стоит на месте. Я уже говорил о возможности перевода пленочного фильма в цифровой формат. Одновременно совершенствуются и технологии, которые возвращают старым кадрам цвет, контраст, яркость, звук и так далее… Между прочим, мы с вашим отцом попытались и уже восстановили несколько работ кинообъединения «Чайка», которые ранее считались утраченными.

Поверьте, реставрация кино - тяжелый и длительный процесс. Ею я занимаюсь исключительно в свободное время, а его не так уж много. Но дело стоит того. «Северянка» отражала поистине исторические события в жизни Северодвинска, в кадрах присутствуют исторические личности эпохи. Взять, к примеру, церемонию награждения Северодвинска орденом Ленина, это 1984 год. Между прочим, снимали ее на цвет и на широкую пленку 35 миллиметров…

- Снять хороший фильм о городе самим северодвинцам - это возможно?

- Возможно. Однако с несколькими оговорками. Первое – нужен не самодеятельный подход, а чтобы фильмом занимались профессионалы, уже проверенные в деле. Второе - очень многое зависит от качества сценария. У телевизионных работ о Северодвинске, которые появлялись в последние годы, сценарии слеплены по шаблону, нет там изюминки. И третье, о чем постоянно приходится напоминать: кинопроизводство – занятие дорогостоящее, на ура хорошее кино, как правило, не делается.

- И напоследок. Евгений Михайлович, практически всю свою сознательную жизнь я помню вас человеком стойким и неунывающим. В чем секрет?

- Люблю жизнь такой, какая она есть. У меня молодая жена и совсем еще юная дочь, которую никогда не наказываю. У меня сохранилось много хороших друзей. Многие годы отдал кино, работе в двух киностудиях. Не боюсь смерти, больше не задумываюсь о ней. В свои годы все еще полон энтузиазма и оптимизма. Я люблю жизнь.

 

Беседовал Ярослав ХИМАНЫЧ


 

Дом шестнадцать дробь один

06.07.2013

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: