Коcта нырнул в кривой переулок и скрылся в парадном, позвонил в дверь. Дверь отворилась, и огненно-рыжий пёс бросился на Косту, положил передние лапы на плечи мальчику и стал лизать длинным розовым языком нос, глаза, подбородок. Оба – мальчик и собака – с неимоверной скоростью устремились вниз. Потом их встречал худой человек с костылём. Собака тёрлась о его единственную ногу, длинные мягкие уши сеттера напоминали уши зимней шапки.
– Вот, погуляли до завтра, – сказал Коста.
В соседнем доме на первом этаже болел парнишка – был прикован к постели. У него была такса – чёрная головёшка на четырёх ножках.
– Она тебя ждёт, – говорил больной. – Мать хочет продать Лаптя: ей утром некогда с ним гулять.
– Приду утром, – после некоторого раздумья отвечал Коста…
Город кончался, начались дюны. Неожиданно вдалеке, на самой кромке берега, возникла собака. Её взгляд был устремлён в море, она ждала кого-то.
Коста подошёл к собаке, провёл рукой по свалявшейся шерсти, собака едва заметно шевельнула хвостом. Мальчик присел на корточки и разложил перед собакой хлеб. Собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище. Коста взял кусок хлеба и поднёс ко рту собаки. Та вздохнула глубоко и громко, как человек, и принялась медленно жевать хлеб.
– Идём, погуляем.
Собака снова посмотрела на мальчика и послушно зашагала рядом…
На другой день в конце последнего урока Коста уснул.
– Вы знаете, почему он уснул? – шёпотом произнесла Евгения Ивановна. – Я вам расскажу… Он гуляет с чужими собаками, кормит их. А собаки всегда чувствуют добрых и отзывчивых людей. И настоящий человек никогда не бросит попавшего в беду, даже если это собака.
Зазвенел звонок с последнего урока. Коста не слышал звонка, он спал. Евгения Ивановна склонилась над спящим мальчиком, положила руку ему на плечо и легонько потрясла. Он вздрогнул и открыл глаза.
– Звонок с последнего урока, тебе пора.
Коста вскочил. Схватил портфель. И в следующее мгновение скрылся за дверью.
(По Ю.Я. Яковлеву) 295 слов
Задание 1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту произведения Ю.Я. Яковлева. 2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Какого человека можно назвать добрым?
Изложение с творческим заданием № КИ-9-9
Однажды я гулял в лесу. Было тихо, только дятел где-то долбил дерево да синицы попискивали. И трава, и ветки на деревьях были белые от инея. Вода в речке была чёрная. Я стоял на берегу, смотрел, как белые снежинки тают в чёрной воде, и думал: «А где же теперь рыбы? А летучая мышь? А бабочки? Рыбы сидят в ямах на дне. Летучая мышь где-нибудь в дупле спит. А бабочки зимой не могут спать: они маленькие и нежные, сразу замёрзнут». И я стал искать бабочек. Пускай не живых, а которые от холода умерли. И в траве смотрел. И под кочкой искал. Нигде нет бабочек.
Под соснами, во мху, остался гриб, весь сморщенный. Я его стал выкапывать и в земле нашёл коричневую, вроде сучка, куколку. Только на сучок она не похожа. Она похожа на бабочку без крыльев, без ножек и твёрдая.
Дома я показал куколку отцу. Он спросил, где я её нашёл. Я сказал, что под сосной.
– Это соснового шелкопряда куколка, – сказал отец.
Я спросил: – Она совсем мёртвая?
– Нет, не совсем. Весной увидишь.
Куколку я положил в спичечную коробку, а коробку спрятал под кровать и забыл про неё.
Весной, когда снег растаял и лес стал зелёный, я проснулся утром и слышу: кто-то шуршит под кроватью. Я подумал: мышь. Посмотрел под кровать – там мыши нет, только спичечная коробка. В коробке кто-то шуршит. Я открыл коробку. Из неё вылетела золотистая, как сосновая чешуйка, бабочка. Я даже не успел её поймать. Я не понял, откуда она. Ведь в коробке была куколка, твёрдая, как сучок.
Бабочка вылетела в окно и полетела к соснам на берегу реки. В лесу пели птицы, пахло травой, кричал петух, а я смотрел на пустую спичечную коробку и думал: «Она живая!»
(По Г.Я. Снегирёву) (278 слов)
Задания 1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту произведения Г.Я. Снегирёва. 2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему природу называют живой?