а) звук
б) морфема
в) слово
г) слог
11. Литературный язык – это:
а) язык художественной литературы;
б) обработанная (нормализованная) форма национального языка;
в) центральный диалект;
г) книжный вариант языка;
12. Укажите верный вариант определения термина “историзмы”.
а) заимствованные слова
б) старые слова, заменённые новыми
в) слова, имеющие «историческое» значение
г) устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех предметов или явлений, которые они обозначали
д) слова, представленные в этимологических словарях
13. Чем являются по отношению друг к другу подчёркнутые слова в предложении Вода стекла со стекла?
а) омоформы
б) значения одного слова
в) омофоны
г) омографы
14. Отметьте верный вариант определения термина “синонимы”.
а) слова, одинаковые по написанию и произношению, но разные по значению
б) слова одной «части речи», не совпадающие по написанию и произношению, но близкие или тождественные по значению
в) слова, противоположные по значению
|
|
г) устаревшие слова, вышедшие из употребления
д) слова, имеющие два и более значения
Укажите верное определение понятия ф о н е т и к а.
а) Раздел языкознания, который занимается изучением нормативного литературного произношения.
б) Раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка.
в) Это словарный состав языка.
г) Раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов.
Формы и содержание текущего контроля знаний
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости включают вопросы к семинарским занятиям, а также тесты по отдельным темам и модулям программы в связи с промежуточными аттестациями.
Разнообразные оценочные средства направлены на выявление качества усвоенных знаний, степени сформированности умений оперирования понятийным аппаратом языкознания.
Указанные оценочные средства, литература к каждому семинару, по темам докладов, тесты по модулям программы представлены отдельно в виде «Методических указаний и рекомендаций к семинарским занятиям по языкознанию», а также «Тестов» по языкознанию.
Формы текущего контроля знаний
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | ТЕСТЫ | |||
Модуль 1. Введение в науку о языке | |||||
1. | Языкознание как наука. Понятие языка, формы его существования и функции. Язык и речь. Cистемный характер языка. Уровни и единицы языковой системы. Основные отношения языковых единиц | + | |||
2. | Проблема происхождения языка | + | |||
Модуль 2. Типы знаков и знаковых систем | |||||
1. | Язык как знаковая система особого рода. Понятие лингвистического знака. Типы знаков, их свойства и функции. Отличие человеческого языка от систем коммуникации животных.
| + | |||
2. | Письмо, его история и типы. | + | |||
Модуль 3. Основы общей фонетики и фонологии | |||||
1. | Фонетика: акустический, артикуляционный и лингвистический аспекты. Фонетические единицы и фонетические процессы. | + | |||
Модуль 4. Основы общей лексикологии | |||||
1. | Лексикология: понятие слова, типы и структура лексического значения. | + | |||
2. | Лексикология: лексико-семантическая система языка. Принципы классификации лексики. Пути обогащения лексического состава языка. | + | |||
Модуль 5. Основы общей морфологии и синтаксиса | |||||
1. | Грамматика: морфология. | + | |||
2. | Грамматика: синтаксис. | + | |||
Модуль 6. Языки в их отношении друг к другу | |||||
1. | Классификации языков мира. Международные языки. | + | |||
2. | Внешние и внутренние факторы развития языков. Процессы взаимодействия языков. | + | |||
Итого: | 11 | ||||
Критерии оценки сформированности компетенций
Для оценки сформированности компетенций предлагается два уровня:
1. Пороговый как обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП ВПО дисциплины;
2.Повышенный, предполагающий готовность самостоятельной научно-исследовательской деятельности в своей профессиональной области.
СК 1
Уровни сформированности компетенции | Содержательное описание уровня | Основные признаки уровня |
Пороговый уровень | Студент демонстрирует знание элементов языкового материала: в фонетике: · отдельные звуки · звуки в слове · звуки в связной речи · ударение в словах · ритм и ударение в потоке речи · интонационные модели · способы письменной фиксации в лексике: · формальные признаки слова · аспекты значения · сочетаемость · словообразование (структура слова, модели словообразования); · типология: стилистически-нейтральная лексика, фоновая лексика, включающая в себя ономастическую лексику — собственные имена (антропонимы, топонимы), фразеологизмы, пословицы; безэквивалентная лексика (реалии); интернационализмы в грамматике: · формообразование · конструкции · аспекты значения · употребление Выпускник умеет: · оперировать лингвистическими понятиями | Владеет правильным произношением, способами фиксации произносительной стороны иноязычной речи (транскрипцией); объемом продуктивной и рецептивной стилистически нейтральной лексики, соответствующим требованиям ООП; способами словообразования и формообразования; способами построения текстов на изучаемом языке; видами синтаксической связи; употреблением вербальных и невербальных средств, адекватных ситуациям общения, обеспечивая владение речевой иноязычной деятельностью |
Повышенный уровень | Выпускик демонстрирует знание · элементов языкового материала, относящихся к ситуациям неофициального и официального общения; · функционально-стилистических характеристик иностранного языка; · средств выражения тема-рематической структуры текста. Студент умеет: · распознавать лингвистические маркеры социальных отношений и адекватно их использовать; · распознавать структурные элементы текста; | Владеет лингвистической терминологией, нормативным литературным и разговорным языком как основой устной и письменной иноязычной речи уровней |
СК 5
Уровни сформированности компетенции | Содержательное описание уровня | Основные признаки уровня |
Пороговый уровень | Демонстрирует знание основ дисциплины (определение основных понятий, воспроизведение основных лингвистических фактов, понятий, концепций, принципов и теорий) и методов исследования; понимает связи между различными лингвистическими понятиями и категориями в рамках предметной области «введение в языкознание». Умеет оперировать основными лингвистическими фактами понятиями, концепциями, принципами и теориями в рамках одной предметной области; применяет известные методы исследования для решения профессиональных, учебных и научно-исследовательских задач. | Владеет базовыми лингвистическими фактами, понятиями, концепциями, принципами и теориями и оперирует ими для решения профессиональных, учебных и научно-исследовательских задач; культурой профессионального лингвистического чтения. Способен проводить исследования на основе предложенного способа деятельности. |
Повышенный уровень | Демонстрирует глубокое знание дисциплины (определение понятий, воспроизведение лингвистических фактов, понятий, частных концепций, принципов и теорий) и широкого спектра методов исследования; понимает связи между различными лингвистическими понятиями и категориями на междисциплинарном уровне. Умеет оперировать основными лингвистическими фактами понятиями, концепциями, принципами и теориями на междисциплинарном уровне; способен самостоятельно выбрать совокупность методов исследования для наиболее эффективного решения профессиональных, учебных и научно-исследовательских задач на междисциплинарном уровне. Понимает место и роль данной компетенции в будущей профессиональной деятельности. | Владеет как базовыми, так и частными лингвистическими фактами, понятиями, концепциями, принципами и теориями и оперирует ими для решения профессиональных, учебных и научно-исследовательских задач на междисциплинарном уровне; способен проводить исследования на основе совокупности методов и способов деятельности. |
|
|