Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.
Структура экзамена:
1) 2 теоретических вопроса;
2) 5 терминов;
3) лингвистическая задача.
Структура билета:
ДИСЦИПЛИНА: Введение в языкознание
№1.
1. Понятие языка, его сущность, формы существования и функции.
2. Грамматические категории.
3. Дайте дефиницию следующим терминам:
язык
фонема
синоним
предложение
языковая семья
4. Определите тип омонимии.
Лук (растение) – лук (оружие), быстрый плот – зрелый плод, парить ноги – парить в небе, выборная кампания – дружная компания, вид (внешность) – вид (разновидность)
Перечень вопросов к экзамену
Модуль 1.
1. Предмет и объект языкознания. Основные разделы языкознания. Связь языкознания с другими науками. Синхрония и диахрония как два аспекта изучения языка.
2. Методы языкознания. Сравнительно-исторический метод в языкознании.
3. Понятие языка, его сущность, формы существования и функции.
4. Проблема происхождения языка. Гипотезы происхождения языка. Современное состояние проблемы.
|
|
5. Язык как система. Односторонние и двусторонние языковые единицы. Основные отношения между единицами языка.
6. Язык и речь: связь и различие между ними. Единицы языка и единицы речи.
7. План выражения и план содержания языка.
Модуль 2.
8. Типы знаков и знаковых систем. Специфика языкового знака. План выражения и план содержания языкового знака.
9. Асимметрия знака в лексике и грамматике.
10. Отличие человеческого языка от других знаковых систем.
11. Происхождение и основные этапы развития письма. Использование пиктографии, идеографии и фонографии в современном обществе.
12. Происхождение алфавитного письма.
Модуль 3.
13. Соотношение фонетической системы языка и письма (звука и буквы). Графика и орфография. Основные принципы орфографии.
14. Принципы классификации звуков речи.
15. Принципы классификации гласных звуков.
16. Принципы классификации согласных звуков.
17. Сегментные и просодические единицы фонетики.
18. Типы словесного ударения.
19. Лингвистический аспект изучения звуков. Фонема как единица языка.
20. Фонологические оппозиции и фонологические дифференциальные признаки.
21. Петербургская и Московская фонологические школы.
22. Звуки речи и звуки языка. Позиционные и комбинаторные изменения звуков речи.
Модуль 4.
23. Слово как единица языка. Проблема определения слова. Типы слов в языке.
24. «Семантический треугольник». Слово и предмет. Слово и понятие. Понятия: «сигнификат», «денотат», «референт».
25. Лексическое значение слова и его типы. Основные компоненты языкового значения слова.
26. Лексическая парадигматика.
|
|
27. Полисемия и омонимия. Типы омонимов.
28. Синонимия и антонимия: типы и роль в лексической системе языка.
29. Многозначность слова. Прямое и переносное значение. Виды переноса наименований.
30. Фразеология. Виды и источники фразеологизмов.
31. Хронологическое расслоение лексического состава языка.
32. Стилистическое расслоение лексического состава языка.
33. Генетическое расслоение словарного состава языка. Причины и типы заимствований. Пуризм. Кальки.
34. Способы пополнения лексического состава языка.
Модуль 5.
35. Понятие морфемы. Парадигматика и синтагматика морфем. Типы и техника объединения морфем. Морфема и морф.
36. Грамматические формы.
37. Грамматические категории.
38. Грамматическое значение: специфика и способы выражения.
39. Принципы классификации грамматических классов слов. Функциональная классификация.
40. Словосочетание: типы и специфика. Виды зависимости.
41. Предложение – основная единица синтаксиса. Предикативность как важнейшее свойство предложения. Понятие формы предложения. Типы предложений.
42. Основные аспекты рассмотрения предложений. Предложение и высказывание.
Модуль 6.
43. Принципы классификаций языков мира.
44. Генеалогическая классификация языков.
45. Индоевропейская семья языков. Славянская группа языков.
46. Типологический принцип классификации языков.
47. Языковые контакты и контактные языки.
48. Внешние и внутренние факторы развития языков.
49. Международные языки естественные языки. Роль английского языка в современном мире.
50. Международные искусственные языки.