ДИСТАНЦИОННЫЙ УРОК ОТ А ДО Я
Алгоритм разработки дистанционного урока
1. Определите тему дистанционного урока.
2. Определите тип урока (вводный, изучение нового материала, повторение изученного и др.)
3. Определите цели урока относительно учащегося, учителя, их совместной деятельности.
4. Выберите самую оптимальную форму дистанционного урока, исходя из технических и технологических особенностей урока, а также с учетом возрастных особенностей и технических возможностей учащихся.
5. Решите, каким способом будет представлена учебная информация (презентация, таблицы, диаграммы, графика, текст, видеозапись и т. д.).
6. Структурируйте материал: составьте краткий план занятия с указанием времени выполнения на каждый пункт плана.
7. Подготовьте глоссарий по теме дистанционного урока (при необходимости).
8. Подготовьте необходимые материалы, которые понадобятся учащимся: ссылки на web-сайты по данной тематике, сайты электронных библиотек, собственные web - квесты, тексты «бумажных» пособий, необходимые лабораторные материалы, CD-ROM и др. Определите, какие материалы будут рекомендованы учащимся для выполнения каждого пункта плана либо выстройте последовательность изучения этих материалов для учащихся (например: 3. перейди по ссылке на сайт РЭШ, посмотри видео в основной части урока, выполни тренировочное задание; 4. изучи таблицу в прикреплённых файлах, выполни контрольное задание по ссылке и т.д.).
|
|
9. Разработайте разноплановые самостоятельные задания для каждой темы (подтемы) урока (для отработки умений и навыков, осуществления самоконтроля, развития креативного мышления). Подумайте над системой и критериями оценивания: что будет оцениваться учащимся самостоятельно по предоставленным Вами эталонным ответам, что будете оценивать Вы в баллах, а что – вербально. С целью повышения мотивации к обучению можно предусмотреть систему бонусов за активное участие в уроке, за проявление креативности. За поиск дополнительной информации и т.д.
9. Определите продолжительность урока, исходя из возрастной категории учащихся. Учитывайте, что длительность непрерывной работы за компьютером должна быть не более:
1-й класс - 10 мин,
2-5-е классы - 15 мин,
6-7-е классы - 20 мин,
8-9-е классы - 25 мин,
10-11-е классы - 30 мин
Если урок проходит в режиме онлайн, распределите время:
· Ознакомление с инструкцией – 5 минут;
· Работа в соответствии с планом урока – 20 минут;
· Выполнение индивидуальных заданий по желанию – 10 минут;
· Обсуждение результатов урока – 10 минут.
10. Подготовьте технологическую карту урока (план урока, конспект урока, сценарий урока) и / или инструкцию (алгоритм действий) для учащихся, где последовательно пропишите то, что учащемуся нужно выполнить в ходе занятия (Например: Добрый день! Ребята, сегодня мы закрепляем знания по теме «_________». Наша цель: ____________. Для её достижения Вам необходимо:
|
|
1) изучить информационные материалы (познакомиться с презентацией – слайды 1-6, посмотреть видеофайл);
2) выполнить тренировочный тест (файл «Тест» прикреплен в материалах к уроку);
3) выполнить самопроверку теста (ответы прикреплены в файле «Ответы для самопроверки»);
4) рассмотреть решение задачи (презентация, слайды 7-10);
5) решить задачу (учебник, с. 89 - № 95);
6) выполнить самопроверку решения задачи (презентация, слайды 11-13);
7) ответить устно на вопросы (слайд 14);
8) выполнить домашнее задание в своей рабочей тетради, сфотографируйте работу. Отправьте по адресу электронной почты: ana2020@mail.ru. В теме письма укажите фамилию, имя и класс (Иванов Алексей, 7-Б).
* Если Вы размещаете для учащихся технологическую карту (конспект / сценарий урока), где четко прописаны действия учащегося дополнительная инструкция не нужна. Если Вы предлагаете учащимся информационные и контрольно-оценочные материалы без конспекта урока, наличие пошаговой инструкции является обязательным!
Инструкция по обучению и выполнению заданий составляется на основе анализа результатов уровня ИКТ - компетентности учащихся.
11. Разместите материалы урока на платформе, которую вы используете для дистанционного обучения.
12. Если Вы планируете проводить урок в режиме онлайн (например, с использованием Скайпа, Zoom или других инструментов), необходимо провести пробное тестирование урока, убедиться в том, что учащиеся имеют техническую возможность и нужные знания для подключения к уроку.
13. Внесите необходимые изменения в урок по результатам тестирования.
14. Проведите урок.
15. После проведения урока проанализируйте его: что удалось/не удалось достичь из задуманного? С какими сложностями столкнулись? Обязательно получите обратную связь от учащихся.
СЦЕНАРИЙ ДИСТАНЦИОННОГО УРОКА
Сценарий дистанционного урока может быть представлен в форме плана-конспекта, развернутого конспекта, технологической карты, где прописаны основные этапы урока, задания, требования к ответам и критерии оценки ответов, время выполнения заданий и т.д.
Удобной формой проектирования урока является технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности учащихся, деятельность учителя и деятельность учащихся.
Например:
Сценарий проведения дидактической модели урока самопроверки с использованием дистанционных образовательных технологий (подготовка к тематической контрольной работе)
Тема урока: ______________________________
Цель урока: расширить и систематизировать знания учащегося о _________
Задачи урока:
1. Обучающая:
2. Развивающая:
3. Воспитательная:
Данный урок позволяет развивать следующие ключевые компетенции учащегося: _______________________________________________________
Тип урока: ______________________________
Методы и приёмы обучения, применяемые на уроке:
• частично-поисковый (анализ трудностей в изучении темы контроля);
• контроля и самоконтроля (закрепление знаний, тестирование).
Интегрирующая дидактическая цель:
Формат проведения урока: OFF – LINE режим, ON-LINE – режим
Форма организации деятельности –
Учет результатов – электронный журнал
Глоссарий:
Материально-техническое обеспечение урока:
Используемые информационные и образовательные ресурсы:
|
|
№ п/п | Организационный элемент (этап) урока | Задание, ссылка на ЭОР | Деятельность обучающегося | ЗУНы и компетенции, на формирование которых направлено задание | Критерии оценивания | Время / Д/ з |
ШАБЛОН технологической карты урока
Ф. И. О. педагога:.................................
Предмет:..............................................
Класс:..................................................
Тип урока:............................................
Технологическая карта урока с использованием дистанционных технологий
Дидактическая структура урока | Деятельност ь учеников | Деятельн ость учителя | Форма взаимодейс твия | Режим взаимодейс твия | Планируемые результаты | Методы | |
Предмет ные | УУД | ||||||
Организационный момент | |||||||
Проверка домашнего задания | |||||||
Изучение нового материала | |||||||
Закрепление материала | |||||||
Контроль | |||||||
Рефлексия |
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали):
· реализацию учителем целей урока;
· использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
|
|
· осуществление оценивания и контроля.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности учащихся на каждом этапе.
Право выбора формы сценирования урока остается за образовательной организацией и учителем. Главное, чтобы составленный сценарий был четким. Последовательным, понятным и удобным для работы, как учителю, так и учащемуся.