Ерошкина Е.Н. г.Магнитогорск
Сценарий урока-викторины «Русское слово».
Класс: 8
Предмет: русский язык
Тема: Повторение изученного материала в 8 классе.
Цель: в игровой форме заинтересовать обучающихся в изучении русского языка, истории и литературы Южного Урала.
Задачи:
v способствовать развитию наблюдательности и внимательного отношения к слову;
v создавать необходимые условия для развития эмоциональной сферы обучающихся;
Оборудование: выставка словарей (толковый, этимологический, орфоэпический, орфографический, грамматический и другие), книг Южноуральских писателей, дидактический материал.
Ход:
1. Распределение по группам и инструктаж. Каждому участнику выдан маршрутный лист.(приложение).
Все участники распределены на 3-4 группы. Каждый участник выполняет в общей сложности 20 заданий индивидуально. Подсчитывается общий балл участника викторины и выходит победитель и призёры (выставляются отметки).
Инструктаж участников (приложение)
2. Ход викторины.
|
|
Согласно маршрутному листу каждый участник посещает 4 станции: этимологическая, грамматическая, пунктуационная, орфоэпическая.
Станции распределены в кабинете 4 «островка». В каждом представлена тематическая выставка словарей. Команды переходят от станции к станции, выполняя задания в бланках. Сдают жюри (4 сильных ученика (или старшеклассников) и учителю) для проверки.
Виды заданий:
v дописать пропущенное слово;
v соотнести ответы, заполнить таблицу;
v вставить пропущенные буквы и знаки препинания;
v составить словосочетания и разобрать их;
v составить предложения;
v выполнить морфологический, синтаксический, пунктуационный разбор;
v работа с перфорированным текстом;
v решить кроссворд, ребус;
Регламент:
v инструктаж-3минуты
v выполнение заданий-7минут (28минут);
v переход к следующей станции -2минуты
v рефлексия после викторины-2минуты
v подведение итогов-5минут
Общее время проведения викторины: 40минут
3. Рефлексия участников викторины. Ответ(ы) подчеркнуть:
o Трудно и не интересно;
o Интересно и познавательно;
o У меня всё получилось;
o Работал сам и помогал другим;
4. Работа жюри. Работа жюри ведётся параллельно с выполнениями заданий: группа выполнила - сдала на проверку. Заполнение протокола (приложение).
Приложение 1
Маршрутный лист участника викторины.
(три-четыре группы в зависимости от количества участников; в одной группе 6-10 обучающихся).
В маршрутном листе указывается:
§ Фамилия и имя участника (должно быть впечатано заранее организаторами);
§ + / - (был ли участник на определённой станции - заполняет сам участник);
|
|
§!-отметка организатора/жюри о выполнении задания или нарушении дисциплины
§ Отметка жюри в баллах
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 1 группа
МОУ | ||||
ФИ УЧАСТНИКА | ||||
№ | Название станции | +/- | ! | балл |
1 | этимологическая | |||
2 | грамматическая | |||
3 | пунктуационная | |||
4 | орфоэпическая | |||
анкета |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 2 группа
МОУ | ||||
ФИ УЧАСТНИКА | ||||
№ | Название станции | +/- | ! | балл |
1 | Грамматическая | |||
2 | пунктуационная | |||
3 | орфоэпическая | |||
4 | этимологическая | |||
анкета |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 3 группа
МОУ | ||||
ФИ УЧАСТНИКА | ||||
№ | Название станции | +/- | ! | балл |
1 | Пунктуационная | |||
2 | орфоэпическая | |||
3 | этимологическая | |||
4 | грамматическая | |||
анкета |
Приложение 2
Инструктаж
2.1. Инструктаж для участника
1.Громко не разговаривать.
2. Передвигаться от станции к станции организованно со всей командой по истечении времени.
3. В бланке писать аккуратно, разборчиво.
4.Следовать своему маршрутному листу.
5. Внимательно читайте задания и справочный материал в бланке.
6.Записывайте задания в поля для ответа, либо дописывайте ответ в текст, либо подчёркивайте правильный ответ.
7.Если вы решили исправить ответ, то зачеркните написанный и подпишите правильное решение.
8.Постарайтесь выполнить все задания за 7 минут. По истечении времени писать не разрешено, нужно сдать работу и перейти к другой станции, указанной в маршрутном листе.
Приложение 3
Задания викторины «Русское слово».
Время выполнения заданий на каждой станции - 7минут.
За каждый правильный ответ-1 балл в каждой станции: 5баллов.
Максимальный балл викторины: 20
КАРТОЧКА УЧАСТНИКА
Этимологическая станция
Ф И участника______________________________________________
1. Вставьте пропущенное слово и определи топоним это был или гидроним(см.справку):
стихотворение | Н.Кондратковская Ветер сказывал сказы Про вас и про нас. Ему вторили скалы Над речкой …. | Н.Кондратковская А башкир-гуртоправ На реке … Добрым сказам подыграл На степном курае | М.Львов Далеко в Греции-Парнас, А здесь- Магнитка и …. |
Вставленное слово | |||
Топоним или Гидроним? |
2. Прочитайте дополнительный материал и заполните таблицу, соотносите этимологию и значение слова. В таблице запишите цифры к указанным словам.
Этимология | значение | слово | произведение |
1 | гуртоправ | ||
2 | курай | ||
3 | дверевой |
3.Рассмотрите фотографии (см.доп.материал), подпишите их, указав профессии. Используй предыдущий материал
1 | 2 | 3 |
4. Вставьте пропущенные слова по смыслу, выбрав их из справки.
Справка: площадка. Степь, Карагайский, Таганай, пансионаты, памятники
Справа простирается безграничная …, слева красуется знаменитый….бор. Рядом с ним располагаются здравницы,…, детские лагеря.
5. Решите ребус, и вы узнаете, чем может быть осложнено предложение. Составьте три предложения, употребив это осложнение в начале, в середине и в конце.
Справка
Топонимия-раздел языкознания, изучающий совокупность топонимов какой-нибудь местности, страны. Топоним- собственное название отдельного географического места (населённого пункта). Гидроним- Гидро=вода Например: Яик- Я+большая река- Ик –приток Камы- приток Урала- Илек. Дословно: «Я на реке»=ЯИК.