Этимологическая станция

Ерошкина Е.Н. г.Магнитогорск

Сценарий урока-викторины «Русское слово».

Класс: 8

Предмет: русский язык

Тема: Повторение изученного материала в 8 классе.

 

Цель: в игровой форме заинтересовать обучающихся в изучении русского языка, истории  и литературы Южного Урала.

Задачи:

v способствовать развитию наблюдательности и внимательного отношения к слову;

v создавать необходимые условия для развития эмоциональной сферы обучающихся;

Оборудование: выставка словарей (толковый, этимологический, орфоэпический, орфографический, грамматический и другие), книг Южноуральских писателей, дидактический материал.

Ход:

1. Распределение по группам и инструктаж. Каждому участнику выдан маршрутный лист.(приложение).

Все участники распределены на 3-4 группы. Каждый участник выполняет в общей сложности 20 заданий индивидуально. Подсчитывается общий балл участника викторины и выходит победитель и призёры (выставляются отметки).

Инструктаж участников (приложение)

2. Ход викторины.

Согласно маршрутному листу каждый участник посещает 4 станции: этимологическая, грамматическая, пунктуационная, орфоэпическая.

 Станции распределены в кабинете 4 «островка». В  каждом представлена тематическая выставка словарей. Команды переходят от станции к станции, выполняя задания в бланках. Сдают жюри  (4 сильных ученика (или старшеклассников) и учителю) для проверки.

Виды заданий:

v дописать пропущенное слово;

v соотнести ответы, заполнить таблицу;

v вставить пропущенные буквы и знаки препинания;

v составить словосочетания и разобрать их;

v составить предложения;

v выполнить морфологический, синтаксический, пунктуационный разбор;

v работа с перфорированным текстом;

v решить кроссворд, ребус;

Регламент:

v инструктаж-3минуты

v выполнение заданий-7минут (28минут);

v переход к следующей станции -2минуты

v рефлексия после викторины-2минуты

v подведение итогов-5минут

Общее время проведения викторины: 40минут

 

3. Рефлексия участников викторины. Ответ(ы) подчеркнуть:

o Трудно и не интересно;

o Интересно и познавательно;

o У меня всё получилось;

o Работал сам и помогал другим;

4. Работа жюри. Работа жюри ведётся параллельно с выполнениями заданий: группа выполнила - сдала на проверку. Заполнение протокола (приложение).

Приложение 1

Маршрутный лист участника викторины.

 (три-четыре группы в зависимости от количества участников; в одной группе 6-10 обучающихся).

 В маршрутном листе указывается:

§ Фамилия и имя участника (должно быть впечатано заранее организаторами);

§ + / - (был ли участник на определённой станции - заполняет сам участник);

§!-отметка организатора/жюри о выполнении  задания или  нарушении дисциплины

§ Отметка жюри в баллах

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ    1 группа

 МОУ

ФИ УЧАСТНИКА

Название станции +/- ! балл
1 этимологическая      
2 грамматическая      
3 пунктуационная      
4 орфоэпическая      
  анкета      

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ                  2 группа

МОУ

ФИ УЧАСТНИКА

Название станции +/- ! балл
1 Грамматическая      
2 пунктуационная      
3 орфоэпическая      
4 этимологическая      
  анкета      

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ                   3 группа

МОУ

ФИ УЧАСТНИКА

Название станции +/- ! балл
1 Пунктуационная      
2 орфоэпическая      
3 этимологическая      
4 грамматическая      
  анкета      

Приложение 2

Инструктаж

2.1.   Инструктаж для участника

1.Громко не разговаривать.

2. Передвигаться от станции к станции организованно со всей командой по истечении времени.

3. В бланке писать аккуратно, разборчиво.

4.Следовать своему маршрутному листу.

5. Внимательно читайте задания и справочный материал в бланке.

6.Записывайте задания в поля для ответа, либо дописывайте ответ в текст, либо подчёркивайте правильный ответ.

7.Если вы решили исправить ответ, то зачеркните написанный и подпишите правильное решение.

8.Постарайтесь выполнить все задания за 7 минут. По истечении времени писать не разрешено, нужно сдать работу и перейти к другой станции, указанной в маршрутном листе.

 

 

Приложение 3

Задания викторины «Русское слово».

Время выполнения заданий на каждой станции - 7минут.

За каждый правильный ответ-1 балл в каждой станции: 5баллов.

 Максимальный балл викторины: 20

КАРТОЧКА УЧАСТНИКА

Этимологическая станция      

Ф И участника______________________________________________

1. Вставьте пропущенное слово и определи топоним это был или гидроним(см.справку):

стихотворение Н.Кондратковская Ветер сказывал сказы Про вас и про нас. Ему вторили скалы Над речкой ….   Н.Кондратковская А башкир-гуртоправ На реке … Добрым сказам подыграл На степном курае М.Львов Далеко в Греции-Парнас, А здесь- Магнитка и ….
Вставленное слово      
Топоним или Гидроним?      

2. Прочитайте дополнительный материал и заполните таблицу, соотносите этимологию и значение слова. В   таблице запишите цифры к указанным словам.

Этимология значение слово произведение
1   гуртоправ  
2   курай  
3   дверевой  

 

3.Рассмотрите фотографии (см.доп.материал), подпишите их, указав профессии. Используй предыдущий материал

1 2 3
     

 

 

4. Вставьте пропущенные слова по смыслу, выбрав их из справки.

Справка: площадка. Степь, Карагайский, Таганай, пансионаты, памятники

 

Справа простирается безграничная …, слева красуется знаменитый….бор. Рядом с ним располагаются здравницы,…, детские лагеря.

5. Решите ребус, и вы узнаете, чем может быть осложнено предложение. Составьте три предложения, употребив это осложнение в начале, в середине и в конце.

 

Справка

Топонимия-раздел языкознания, изучающий совокупность топонимов какой-нибудь местности, страны. Топоним- собственное название отдельного географического места (населённого пункта). Гидроним- Гидро=вода Например: Яик- Я+большая река- Ик –приток Камы- приток Урала- Илек. Дословно: «Я на реке»=ЯИК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: