Старая пинакотека, Мюнхен

та же Елена с её доверчивым взгля­дом и солнечной улыбкой.

Более прозаичен «Портрет суп­ругов Рубенс» (1631 г.). Они чинно прогуливаются по заботливо ухо­женному саду. Сам художник смотрит

50

на зрителя сдержанно-приветливо, строгая Елена за что-то выговарива­ет своему пасынку Николасу, мальчик слушает упрёки с грустной почти­тельностью.

В поздние годы жизни Рубенс достиг изумительного совершенст­ва и лёгкости в искусстве владения кистью. Точные, подвижные мазки прекрасно передают разреженность воздуха, упругость и тяжесть дорогих тканей, тепло здорового тела.

В 1635 г. Рубенс купил поместье Стеен в Брабанте, провинции Юж­ных Нидерландов. Отныне основ­ным содержанием его творчества стали образы близких людей и

скромная, но величественная брабантская природа. Художник по-прежнему не мыслил природы от­дельно от обживающих её людей. Явно под впечатлением от произве­дений Брейгеля Старшего он написал свою «Кермессу» (1635—1636гг.). По спокойной равнине с высохшей реч­кой, уснувшими от полуденного зноя деревьями, пологими холмами на горизонте, словно вихрь, проносится толпа разгорячённых, опьяневших крестьян. Отчаянно отплясывают они бешеный танец. Жадно обнимаются пары влюблённых, кривляются ста­рички, матери кормят младенцев грудью, а детишек постарше угощают

*Кермеса — ярмарочное гулянье в Нидерландах.

«ПОРТРЕТ КАМЕРИСТКИ ИНФАНТЫ ИЗАБЕЛЛЫ» РУБЕНСА

В 1772 г. российская императрица Екатерина II при­обрела у парижского антиквара Кроза в числе других картин, в дальнейшем составивших основу прекрасно­го собрания фламандской живописи Эрмитажа, порт­рет молодой женщины. Он написан маслом на неболь­шой дубовой доске и относится примерно к 1625 г. Строгое чёрное платье с большим белым воротником отражает стиль брюссельского двора того времени, пе­ренявшего у испанцев дух горделивой сдержанности. Этот наряд соответствует скромной должности каме­ристки (дворцовой служанки) при инфанте Изабелле.

Тёмный зеленовато-серый фон подчёркивает неж­ность лица девушки с большими глазами и ртом, с немного выдающимися скулами и маленьким подбород­ком. Оно показалось бы неприметным среди многолюд­ной толпы, но Рубенс сумел сделать его незабываемым.

Индивидуальность моделей у Рубенса проявляет­ся в непроизвольных движениях и мимолётных чертах. В портрете камеристки это непослушная прядь тёмно-золотых волос, выбившаяся на виске из гладкой при­чёски; лёгкий румянец, проступивший на щеке; напря­жённая линия рта, прячущего непослушную улыбку.

Портрет получил своё название благодаря надпи­си «Камеристка инфанты в Брюсселе», сохранившейся на подготовительном рисунке к нему. Но там изобра­жена оживлённая, не таящая улыбки девочка-подрос­ток. На живописном портрете героиня Рубенса пыта­ется быть серьёзной, поэтому выглядит старше своего возраста.

В 1959 г. американский искусствовед Ю. Хелд сли­чил этот рисунок с портретом Клары Серены, старшей дочери художника, умершей в возрасте двенадцати лет в 1623 г., и обнаружил большое сходство. Быть может, Рубенс пытался представить, какой стала бы его дочь, достигнув совершеннолетия? Или же он взялся писать портрет камеристки, потому что был поражён сходством девушки с его дочерью?

Питер Пауэл Рубенс.

Портрет камеристки инфанты Изабеллы. Около 1625 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: