Название доминирующей функции кейса | Тип кейса | Характеристика функций кейса | Примеры |
Тренинг | Тренировочный | Тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях | Химия: тренировка практических навыков получать разный результат в химических реакциях в зависимости от разных условий |
Обучение | Обучающий | Овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов | Анатомия: организм человека и животного |
Анализ | Аналитический | Выработка умений и навыков аналитической деятельности | Анализ явлений и объектов любой науки и практики |
Исследование | Исследовательский | Получение нового знания относительно развивающихся объектов | Исследовательский проект |
Систематизация | Систематизирующий | Систематизация ситуационного знания | Разнообразные статистические материалы. География: анализ средних температур за определенный период времени в каком-либо регионе |
Прогнозирование | Прогностический | Получение сведений о развитии данной системы | Прогноз событий. Литература: прогноз развития событий в литературном произведении. Экология: возможные последствия решения экологических проблем |
Условия эффективного применения технологии кейс-стадии
|
|
Наличие у учащихся | Профессиональная готовность преподаватели |
Базовых теоретических знаний; базовых знаний по методам и процедурам анализа и исследования научных и производственных процессов и явлений; навыков участия в дискуссии и работы в малых группах. Это предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса; предварительной самостоятельной подготовки к анализу и обсуждению кейс-технологии | К формированию интегрированного межпредметного знания; использованию методов активного обучения и приемов стимулирования творческого мышления; постоянному удержанию класса на пике напряженности, используя, в том числе, и жесткий регламент обсуждения |
Требования к кейсу
Требования к кейсу | Развернутая характеристика кейса |
Фабула, история, ситуация | Реальная, интересная, жизненная |
Конфликт | Напряженность, психологичность, неоднозначность, профессиональность |
Проблема | Сложность и скрытый характер проблемы |
Концепция | Должна быть основой кейса |
Действия | Многовариантность, реальность, напряженность |
Персонажи | Привлекательны, обладают выраженными личностными качествами |
Решения | Возможность принятия решений, их многовариантность, неоднозначность, наличие риска |
Опыт | Концентрируется в содержании |
Информация | Информативность и многоплановость |
Объем | Краткость |
|
|
Любой вышеназванный вид проблемной ситуации может быть построен разными способами в зависимости от способа оформления текста, содержащего проблему, скрытые вопросы.
1-й способ заключается в представлении ситуации в виде новой и сложной информации для обучаемых. Данный способ предполагает в процессе работы обучаемых над кейсом с целью заострения внимания к новым объектам или их свойствам искать ответ на вопросы: «Что это значит?», «О чем говорит (свидетельствует) данная информация (факты) и т. и.?».
2-й способ создания проблемной ситуации — рассмотрение противоречивой информации, разные взгляды на один и тот же вопрос. Для того чтобы выявить проблему, необходимо обнаружить противоречивый характер связи между явлениями и установить природу противоречия или понять, что данное противоречие лишь кажущееся.
Иллюстративные ситуации (блиц-ситуации). Ориентированы на формирование профессионального языка и умения идентифицировать проблему в кейс-технологии, общий объем не более одной страницы. |
Примечание: речь может идти не о полноте всего объекта или системы в целом, а лишь о неполноте одной из характеристик, функций или одного из условий и т. п.
4-й способ заключается в построении своеобразных загадочных ситуаций, когда определенная информация отсутствует, не указаны субъекты или объекты данной ситуации, но даны их характеристики, условия, или наоборот, дан сам объект, но не указаны его характеристики, условия, функции. Понимание данной проблемной ситуации заключается в обнаружении того, что предмет мысли не выражен в ответе на вопрос: «О чем здесь говорится, каковы характеристики данного объекта, каковы условия протекании данного процесса?».