Функции, типы и примеры кейсов

Название доминиру­ющей функции кейса Тип кейса Характеристика функций кейса Примеры
Тренинг Трениро­вочный Тренировка обуча­емых навыков дея­тельности в изменя­ющихся ситуациях Химия: тренировка практических навыков получать разный ре­зультат в химических реакциях в зависимо­сти от разных условий
Обучение Обуча­ющий Овладение знаниями относительно дина­мичных развива­ющихся объектов Анатомия: организм человека и животного
Анализ Аналити­ческий Выработка умений и навыков аналити­ческой деятельности Анализ явлений и объектов любой науки и практики
Иссле­дование Исследова­тельский Получение нового знания относительно развивающихся объектов Исследовательский проект
Система­тизация Системати­зирующий Систематизация ситуационного знания Разнообразные стати­стические материалы. География: анализ средних температур за определенный период времени в каком-либо регионе
Прогнозирование Прогности­ческий Получение сведений о развитии данной системы Прогноз событий. Литература: прогноз развития событий в литературном произ­ведении. Экология: возможные последствия решения экологических проблем

Условия эффективного применения технологии кейс-стадии

Наличие у учащихся Профессиональная готовность преподаватели
Базовых теоретических знаний; базовых знаний по методам и процедурам анализа и исследова­ния научных и производственных процессов и явлений; навыков участия в дискуссии и работы в малых группах. Это предполагает использование разнообразных форм организа­ции учебного процесса; предварительной самостоятель­ной подготовки к анализу и обсуждению кейс-технологии К формированию интегрированного межпредметного знания; использованию методов активного обучения и приемов стимулирования творческого мышления; постоянному удержанию класса на пике напряженности, используя, в том числе, и жесткий регламент обсуждения

 

Требования к кейсу

Требования к кейсу Развернутая характеристика кейса
Фабула, история, ситуация Реальная, интересная, жизненная
Конфликт Напряженность, психологичность, неоднозначность, профессиональность
Проблема Сложность и скрытый характер проблемы
Концепция Должна быть основой кейса
Действия Многовариантность, реальность, напряженность
Персонажи Привлекательны, обладают выраженными личност­ными качествами
Решения Возможность принятия решений, их многовариант­ность, неоднозначность, наличие риска
Опыт Концентрируется в содержании
Информация Информативность и многоплановость
Объем Краткость

 

Любой вышеназванный вид проблемной ситуации может быть построен разными способами в зависимости от способа оформле­ния текста, содержащего проблему, скрытые вопросы.

1-й способ заключается в представлении ситуации в виде новой и сложной информации для обучаемых. Данный способ предпо­лагает в процессе работы обучаемых над кейсом с целью заостре­ния внимания к новым объектам или их свойствам искать ответ на вопросы: «Что это значит?», «О чем говорит (свидетельствует) дан­ная информация (факты) и т. и.?».

2-й способ создания проблемной ситуации — рассмотрение про­тиворечивой информации, разные взгляды на один и тот же воп­рос. Для того чтобы выявить проблему, необходимо обнаружить противоречивый характер связи между явлениями и установить природу противоречия или понять, что данное противоречие лишь кажущееся.

Иллюстративные ситуации (блиц-ситуации). Ориентированы на формирование профессионального языка и умения иденти­фицировать проблему в кейс-технологии, общий объем не бо­лее одной страницы.
3-й способ состоит в создании проблемной ситуации через не­полное представление содержания, причем сложность данной ситуации будет различна в зависимости от того, есть ли указание на то, что данное содержание полно или обучающийся должен сам понять это и заняться поиском материала. Осознавая проблемную ситуацию, обучаемый должен выделить или самостоятельно най­ти его части и синтезировать их в единое целое.

Примечание: речь может идти не о полноте всего объекта или системы в целом, а лишь о неполноте одной из характеристик, фун­кций или одного из условий и т. п.

4-й способ заключается в построении своеобразных загадочных ситуаций, когда определенная информация отсутствует, не ука­заны субъекты или объекты данной ситуации, но даны их характе­ристики, условия, или наоборот, дан сам объект, но не указа­ны его характеристики, условия, функции. Понимание дан­ной проблемной ситуации заключается в обнаружении того, что предмет мысли не выражен в ответе на вопрос: «О чем здесь гово­рится, каковы характеристики данного объекта, каковы условия про­текании данного процесса?».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: