Шаг I. Скорректировать учебные программы, добавив дополнительные разделы: темы для самостоятельной работы, сопровождение и контроль за самостоятельной работой (с указанием организационных форм самостоятельной работы), примеры типовых заданий для самостоятельной работы.
Шаг 2. Разработка УМК по предмету.
Шаг 3. Отобрать виды учебной работы, соответствующие основным целям и задачам учебной программы.
Шаг 4. Разработка заданий для самостоятельной работы.
Шаг 5. Рассчитать количество часов и сумму баллов, которые должен набрать обучающийся в ходе выполнения самостоятельной работы.
Шаг 6. Разработать технологическую карту самостоятельной работы ученика с указанием избыточных форм, методов и средств учения для предоставления учащемуся возможности выбора.
Второй этап - этап целеполагания, в задачу которого входят совместное целеполагаиие и составление технологической карты самостоятельной работы.
Этап целеполагания
Шаг 1. Предъявление обучающемуся технологической карты самостоятельной работы с целью выработки плана.
|
|
Третий этап – деятельностный. Особенностью данного этапа является то, что учащийся и педагог меняются ролями. Учащийся осуществляет учебно-познавательную деятельность, занимая активную деятельностную позицию. Преподаватель же выполняет роль консультанта по образовательному запросу ученика. Он отвечает учащемуся только на те вопросы, которые у него вызывают затруднения и требуют вмешательства педагога.
Под образовательным запросом мы понимаем запрос педагогу от обучающегося по поводу того, что он самостоятельно не может решить учебную задачу или проблему.
Типы образовательного запроса:
- информационный - по поводу расширения информационной базы (не хватает источников информации для решения проблемы);
- ресурсный - по поводу ресурсной базы (не хватает ресурсов для решения проблемы);
- технологический (нет технологии, тактики, стратегии для решения проблемы);
- учебный - имеется затруднение в решении учебной задачи (от педагога требуется коррекция деятельности обучающегося);
- психологический - ученик не может выполнить задачу в силу отсутствия психологического ресурса (неадекватная самооценка, неверие в свои силы, пессимизм, отчуждение от учебной работы, снижение или отсутствие мотивации). В данной ситуации он нуждается в психолого-педагогической поддержке;
- временной - не хватает времени и энергии для решения задачи.
Согласно запросу обучающегося и выстраивается консультационная работа.
Деятельностный этап
Шаг 1. Осуществление самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
|
|
Шаг 2. Сравнение деятельности по эталону или по критериям. Оценивание выполненной работы. В случае несовпадения – шаг 3.
Шаг 3. Коррекция деятельности.
Шаг 4. Оценивание выполненной работы, полученного образовательного результата.
Четвертый этап - рефлексивный. Задача этапа - оценивание учебных достижений обучающегося.
Рефлексивный этап
Шаг 1. Предъявление педагогу и/или другим обучающимся выполненной работы.
Шаг 2. Оценивание выполненной самостоятельной работы.
Пятый этап - аналитический. Педагог анализирует полученные результаты, делает выводы, вносит коррективы в учебные задания и т. д.
Как целенаправленная, активная и самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучающегося, СРС связана с процедурами осознания цели, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла, самоорганизации, саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений самостоятельно приобретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность.