Группа
Специальность
Преподаватель
Дата
1. Анализ деятельности педагога. Информационная функцияпреподавателя | |||
1.1 Объяснение материала (точность; логичность; умение выделить главное; доступность; опора на прежний опыт учащихся; связь с другими предметами, практикой) | |||
1.2. Умение прогнозировать усвоение информации учащимися (да; нет) | |||
2. Перцептивная (лат. perceptio — восприятие) функция преподавателя | |||
2.1. Умение воспринимать психические состояния учащихся (активное состояние; утомление; тревогу; неуверенность; раздражительность; апатию) | |||
3. Коммуникативная функция преподавателя | |||
3.1. Проявление общения (педагогический такт; выразительность речи; мимика; умение устанавливать контакт со всей группой) | |||
4. Организаторская функция педагога | |||
4.1. Организация преподавателем собственной деятельности на протяжении всего урока. |
| ||
4.2. Организация индивидуальной и познавательной коллективной деятельности учащихся, поддержание дисциплины на всех этапах занятия. | |||
5. Функция контроля | |||
5.1. Способы контроля усвоения информации учащимися | |||
5.2. Объективность оценок, даваемых учителем | |||
5.3. Своевременность оценок, даваемых учителем | |||
5.4. Разнообразие форм оценок | |||
5.5. Особенности самоконтроля учителя | |||
6. Анализ деятельности учащихся. Организация внимания учащихся | |||
6.1. Достаточно ли быстро(1 — 2 мин; до 5 мин) учитель овладел вниманием класса? |
| ||
6.2. Какие приемы и средства использовал учитель для привлечения и сосредоточения внимания учащихся? |
| ||
6.3. Были ли на уроке невнимательные ученики (процент невнимательных учащихся) |
| ||
6.4. Причины невнимательности |
| ||
6.5. На какой минуте урока наступает понижение уровня внимательности? |
| ||
7. Организация учителем восприятия учебного материала | |||
7.1. Какими средствами и приемами (логическая структура изложения; смысловое расчленение; выделение основных положений; практическая значимость; наглядность) учитель активизировал восприятие? |
| ||
8. Активизация памяти учеников | |||
8.1. Чем стимулировалось запоминание материала (наглядные средства; опорные сигналы; использование образов; сравнений; последовательность, логичность изложения; эмоциональность) |
| ||
8.2. Что сделал педагог, чтобы учебный материал был удобен для восприятия? |
| ||
9. Активизация мышления учащихся | |||
9.1. Как педагог организовал мышление учащихся и чем стимулировал его творческий характер (проблемное изложение; постановка вопросов учащимися; поиск учащимися противоречий в изложенном материале) |
| ||
9.2. Какие приемы умственной деятельности использовали учащиеся на уроке (анализ; сравнение; выделение существенных признаков; обобщение; классификация; вывод) | |||
9.3. Какие качества ума формировались на уроке (самостоятельность; критичность; гибкость; быстрота мысли; глубина ума; широта ума) | |||
9.4. Какие качества ума проявлялись на уроке? (самостоятельность; критичность; гибкость; быстрота мысли; глубина ума; широта ума) | |||
10. Организация воображения | |||
10.1. Были ли на уроке ситуации, требовавшие активизации воображения? (да; нет) | |||
10.2. Какой вид воображения проявлялся на уроке? (воссоздающее; творческое) | |||
10.3. Как учитель стимулировал проявление творческого воображения? | |||
11. Отношение учащихся к уроку | |||
11.1. Характер отношений (положительный; отрицательный; безразличный; заинтересованный) | |||
11.2. Устойчивость отношения учеников к уроку (на этапах урока) | |||
Беседа с преподавателем (аналитический план)
Анализу урока должна предшествовать беседа с преподавателем (чей урок анализируется), во время которой тактично просят высказать собственное мнение о своем уроке:
- дать характеристику группы;
- указать степень сложности изучаемой темы и ее трудности для данной группы; охарактеризовать место темы в общей системе уроков и тем;
- охарактеризовать триединую дидактическую цель урока, сопоставив ее с конечным результатом, полученным в ходе проведения занятия (а не просто заявить: считаю, что урок цели достиг);
- кратко охарактеризовать использованные в ходе урока методы обучения, их соответствие изучаемому материалу и способам организации деятельности учащихся, сопоставив это с полученным результатом — качеством знаний учащихся;
- выделить наиболее удачные и неудавшиеся места занятия;
- дать общий вывод по уроку, его оценку.
Общие выводы о взаимодействии педагога и учащихся
1. Результаты усвоения знаний (уровень усвоения), способов, приемов умственной деятельности.
2. Организация преподавателем обратной связи с учащимися (когда и
с какой целью).
3. Учет педагогом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на занятии.
4. Социально-психологический климат урока; анализ отношений между
учащимися и между учащимися и преподавателем.
5. Общая оценка развивающего и воспитывающего эффекта данного
урока.