Схема составления психолого-педагогической

 характеристики учебной группы

1. Общие сведения: специальность, год обучения, количество учащихся, возраст, соотношение числа юношей и девушек, социальный состав, уровень материальной обеспеченности.

Метод: изучение документов, наблюдение.

2. Познавательная и профессиональная направленность:

- профессиональная мотивация и ее особенности, ценностные ориентации, установки, уровень сформированности профессиональных интересов, мотивы выбора профессии;

- успеваемость и дисциплина в группе (перечислить фамилии и дать характеристику успевающих и неуспевающих, дисциплинированных и недисциплинированных учащихся, анализ причин создавшейся ситуации);

- производственное обучение и общественно-полезный труд: отношение к труду, качества личности, необходимое для успешного овладения профессией, примеры активности, энтузиазма и пассивности учащихся в совершенствовании профессионального мастерства, причины безразличного или отрицательного отношения.

МЕТОДЫ: включенное наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности, тесты профессиональной мотивации, интересов, опросник терминальных ценностей и др.

3. Официальная структура группы, особенности официально-деловых отношений: распределение поручений, характеристика членов активной группы, общественные дела группы, роль общественного мнения в группе.

МЕТОДЫ: наблюдение, беседа.

4. Межличностные отношения в группе:

- система личных взаимоотношений между учащимися; неофициальные лидеры, их индивидуально-психологические особенности; изолированные и нейтральные в группе, причины изолированности; наличие микрогруппировок и их состав, отношение между группировками, дружеские пары и их характеристика:

- психологический климат в группе, дружелюбие и взаимопомощь, эмоциональный фон группы, настроение в учебе, труде, общественных мероприятиях; требовательность друг другу, к себе, отношения аморальным поступкам, обслуживания антиобщественных явлений;

- традиции в группе, проведение вечеров отдыха, праздников дней рождения;

- наличие или отсутствие стремления общаться и сотрудничать с другими группами; отношение к новым учащимся, новичкам; оценка группы своего места среди других групп училища.

МЕТОДЫ: беседа с учащимися, мастером производительного обучения, наблюдения, тест, диагностики оценки групповой сплоченности, психологического климата, социометрия и др.

5. Жизнь и интересы учащихся вне учебного заведения: посещение кино, театров, музеев, выставок; чтение художественной литературы, ее тематика; уровень сформированности культурных запросов.

МЕТОДЫ: беседа, наблюдение, анкетный опрос.

6. Руководство группой мастером производственного обучения (преподавателем): личность руководителя, образование, стаж, продолжительность работы с группой, его отношение к группе, особенности установления контакта, стиль руководства и межличностного взаимодействия, особенности решения конфликтных ситуаций в группе; авторитет мастера (преподавателя) среди учащихся; связь с родителями.

МЕТОДЫ: наблюдение, беседа со старшим мастером, завучем, учащимися.

7. Общие выводы и рекомендации по дальнейшей работе с группой, пожелания в адрес педагогов, ученического коллектива и отдельных учащихся. К характеристике обязательно прилагаются материалы, бланки ответов, результаты первичной обработки тестирования, социометрии, анкетирования, проведенных студентом в группе во время педагогической практики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: