Задание 2. Определение биоритмологического типа работоспособности (по Эстбергу)

Задание 1. Определение умственной работоспособности посредством корректурного теста

 

Умственная работоспособность зависит от напряженности функционирования сенсорных систем, воспринимающих информацию, от состояния внимания, памяти, мышления, выраженности эмоций. Изучение умственной работоспособности человека необходимо для контроля за функциональным состоянием центральной нервной системы и его изменением под действием различных факторов. Ухудшение функционального состояния центральной нервной системы происходит при развитии умственного утомления, связанного с напряженной и сложной умственной работой. Прогрессирование утомления и наступление переутомления относится к патологическим состояниям и ведет не только к снижению качества усвоения информации, но и к нервно-психической дезадаптации. Поэтому раннее выявление признаков утомления и своевременная их коррекция является важным условием сохранения психического здоровья человека.

Для выявления уровня умственной работоспособности человека можно использовать 4-минутное дозированное задание. При обработке результатов определяются количественные показатели работоспособности, такие как объем работы (количество просмотренных знаков за 4 минуты); объем зрительной информации; скорость переработки информации. Кроме того, определяются качественные показатели работоспособности – количество ошибок, допущенных при просмотре знаков по корректурной таблице в течение 4 минут; коэффициент точности выполнения задания; коэффициент умственной продуктивности; показатель устойчивости внимания.

Цель работы: определить умственную работоспособность.

Для работы необходимы: методический материал; корректурный тест (таблица Анфимова); секундомер; калькулятор.

Ход работы.

1. В таблице Анфимова, начиная с первой верхней строки, последовательно просматривая буквы в направлении слева направо, вычеркните все встречающиеся буквы И и буквы К в течение 4 минут. Работайте в максимально быстром темпе.

2. По окончании работы с таблицей Анфимова подсчитайте

а) общее количество просмотренных знаков (S);

б) количество вычеркнутых букв (М);

в) общее количество букв, которое необходимо было вычеркнуть в просмотренном тексте

  (N);

г) количество допущенных ошибок (n).

3. Вычислите коэффициент точности выполнения задания (А):

А = M / N.

4. Вычислите коэффициент умственной продуктивности (Р):

Р = А × S.

5. Вычислите объем зрительной информации (Q):

Q = 0,5936 × S,

где 0,5936 – средний объем информации, приходящийся на один знак.

6. Вычислите скорость переработки информации (СПИ):

СПИ = (Q – 2,807 × n) / Т,

где 2,807 бита – потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак; Т – время выполнения задания в секундах.

7. Вычислите показатель устойчивости внимания (УВН):

УВН = S / n.

8. Сравните полученные результаты с ориентировочными критериями, приведенными в таблице 2.

В выводе дайте оценку умственной работоспособности на момент исследования.

Таблица 2 – Критерии оценки умственного труда

Оценка Количество труда – просмотрено знаков Качество труда – допущено ошибок
Отлично более 1000 0-2
Хорошо 900-1000 3-5
Удовлетворительно 700-900 6-10
Неудовлетворительно менее 700 11 и более

Корректурный тест (таблица Анфимова)

 

Ф.И.О._____________________________________________________Дата_______________

 

День недели__________________________Время______________Буквы И; К

 

С Х А В С Х Е В И Х И А И С Н Х В Х В К А С И Н И С В Х В Х Е И А Н С И Е В А К

В Н Х И В С И А В С А В С Н А Е К Е А Х В К Е С В С Н А И С А И С А И С И А В К

Н Х И С Х В Х Е К В Х И В Х Е И С И Е И Н А И Е И К Х К И К Х Е К В К И С В Х И

Х А К Х Н С К А И С В Е К В Х Н А И С Н Х Е К Х И С Н А К С К В Х К В Н А В С Н

С Н А И К А Е К К И С Х А И В Х Е К В И С Н А И К Е К А Е К С Н А И Х Е И К А С

Н А Е С В Н И Х К А Е С Н А Х Н К А Е С Н А К А Е В Е В К А И С Н А С Н А И В К

А Н А К А Е К С Н С Х Е В Х Е Н А И С Х К Е К И К Н А Е С Н К А К А Е Х К А Е К

А С Е Н А Е Х К А Е Н А И К Е А И С Н К А Е К Е В Е В Н К В Н А И Е И Х Е К Н А

К А Х Е Е К В Н А Х Е К Н А Е К В И К А К Е К Н А И Е И К С Н А В А Е Е А Х Н К

А Е Н К В Х Е Е С В Х К А К В С В К Е В К А А Е С А В И Е Х Е К Н А Е Е Н Е В Х

К А Е Н А И С Н А Е С Н К В К А Е Е Х С К К В И А С Н Н А Е С Н К А В С Х А В С

Н А И К А Е Е С К А Е С Е Х Е К В А И С Н А Е А В К А Е И А И С Х Е Х Е К В И К

В Е Н А И Е Н А И К А Е И Х Н А И Х К Х Е Х Е В И С Н В К А Е Х Е С Н А И Н К А

Е В И В Н А Е И Х Е В К А Е В А Е Н А И Х Е И С Н А Е Х Е К А Е В Е К А К К А С

С Н А К А Е С Х Е Н А И Е И С Н А Е А И С Н К В Е Х Е К Х Е К К А Е С К А Е А К

А Е С Х Е В С К Х Е И Х Н А И С Н К В Е В Е С Н А И К А Е Х Е К Н А И С Н И С Н

Е И С Н В И Е Х К В Х Е И В Н А К А Е Х Е И С В Х А Е К А Е Х С И С Н А И Х Е В

К А Е С Н А К А Е Е Н А И С Х К И В Х Н И Х Е С Н А И В Е В Н А К А Е В С С Н А

И К В Е Х К В К А Е В К А Н Х К А С Н А К С Х Е Х Е Х Е А Е С Н А К А Е К А Е Н

А Е Х К А Е К Е И Х Е В Х А К А Е С Н А И К А Е С Х Е В И Е К А Е С В Е Н С Н А

И С А К В С Н Х К Е С Х А Е С Н А Е Н К А С Х К А Х В Х Е Е К А Е И Е Н А Е С Х

Е К Н А И В К В К Х Е К И С Н А И Х К А Х Е Н А Е Е Н И К В К А Е С Н А Е Е Х В

К В И Е К А И Е Х Е К В С Н Е И С С В Н Е В И С Н А Е А Х Е Х К А Н А Х С К А В

К Х А Е С Н А И Н К А С Х Е А Е Х К В Е Х Е А И С Н А С К А Е С Е Н Е К А Х Е Е

К А С Н К А С Е К А Е К А Н А К Х Е К С Е Х Е Н А Е С В Н Е И Х Е Н А И К В Н С

И Х А Х Е Н А Н А Е С С В К А Н К А Е В И К А И К А К Н А В С Х Е К С Х Е И С Н

А И Е И Н Е В И С Н А И В Е В Х Е И С К А И Е В Х Е К Х С К А И Е Х К А Е А К А

Е Е С В К Х Е Х А Н А К С Х Е Х К В С Н Х К А В В Х К А С Н А И С К С К Х Е Н А

И С Н К А В К Е В Х К А Е И С Н А И Н К А С Н Е Х К С Х Е В К Х Е И Х Н А И К Е

С Н А В С Х Е В И Х Н А И С Н К А Х В К С Н А Е С К А В Х Е Н А Е С Н Е В Н А К

В Н Х Е К С Н А В К А Е С Н А Е К К А Х Е К Е С В С Н А И Н А И С Н А И Х Н В К

Н Х Е С К А Х Е К В Х Е В Х Е К С Н Е В Н А С Е Н К А Н А К Х Е К В К И С В Х Е

Н А К Х Е К К А Е С В Е К В Х Н А И С Н Х Е К Х И С Н А К А К В Х В Н А Е С Н А

С Н А И К А Е К К И С Х А И В Х Е К В И С Н А И К Е К А Е К С Н А И Х Е И К А С

Н А Е С В Н И Х К А Е С Н А Х Н К А Е С Н А К А Е В Е В К А И С Н А С Н А И В К

А Н А К А Е К С Н С Х Е В Х Е Н А И С Х К Е К И К Н А Е С Н К А К А Е Х К А Е К

А С Е Н А Е Х К А Е Н А И К Е А И С Н К А Е К Е В Е В Н К В Н А И Е И Х Е К Н А

К А Х Е Е К В Н А Х Е К Н А Е К В И К А К Е К Н А И Е И К С Н А В А Е Е А Х Н К

Х К В Н Х В К С Н Х Н А И С Н В К А Х С В К Х В Х А И С Н А Н А Х С Н Х В Х В Х

А И С Х А А И К Х А Е В Е Х К С Н В И В А И С Н А Х К И В Х Е К И А Х И Н А И С

 

 

Задание 2. Определение биоритмологического типа работоспособности (по Эстбергу)

 

Жизнедеятельность любого организма возможна лишь при оптимальной его приспособленности к периодическим изменениям условий внешней среды, имеющим гелиогеофизическую природу. Так, например, ритм «сон-бодрствование» синхронизируется с суточным вращением Земли. Подобные самоподдерживающиеся морфофункциональные изменения, сохраняющиеся на протяжении жизни индивида даже в искусственно создаваемых постоянных условиях, называют биологическими ритмами. Совокупность биологических ритмов, протекающих в организме, одновременно включает в себя ритмы клеток, субклеточных структур, органов, тканей и, наконец, организма в целом. Все эти биоритмы взаимосвязаны и согласованы друг с другом, составляя сложный ансамбль колебательных процессов, отражающий хронобиологическое состояние организма.

Существует понятие хронобиологической нормы, которое характеризует совокупность периодических колебаний морфологических, физиологических и биохимических показателей как организма в целом, так и отдельных его систем. Хронобиологическая норма зависит, с одной стороны, от наследственности, с другой – от средовых факторов, в числе которых ведущую роль играют астрономические (вращение Земли вокруг своей оси и Солнца, лунный цикл) и социальные (временная организация труда и быта). У человека существуют различные варианты хронобиологической нормы. Например, к так называемому типу «жаворонков» относят людей, максимум работоспособности которых приходится на первую половину дня, а к типу «сов» – наиболее работоспособных вечером и даже в начале ночи. Оптимальное осуществление физиологических функций организма возможно лишь при условии согласования, координации его биоритмов как между собой, так и с ритмами окружающей среды. Таким образом, от характера функционирования организма во время бодрствования, от режима труда и отдыха, соотношения бодрствования и сна в значительной степени зависит состояние здоровья человека.

При резком изменении ритмов внешней среды (геофизических или социально навязанных ритмов сна и бодрствования) происходит рассогласование эндогенно обусловленных колебаний физиологических функций человека, которое названо состоянием десинхроноза. Человек способен адаптироваться к искусственному удлинению и укорочению суток (или цикла «сон-бодрствование»), как правило, в пределах от 20 до 26 часов. При снижении же и увеличении частоты навязываемых ритмов активности и отдыха развивается состояние десинхроноза. Степень снижения функциональных возможностей организма при развитии десинхроноза зависит от характера деятельности в периоды бодрствования и мотивации индивида. Наиболее длительно состояние десинхроноза сохраняется у людей, профессиональная деятельность которых осуществляется посменно (например, с периодическим переходом из дневных в ночные смены). Многолетнее применение таких условий труда приводило к развитию патологических изменений в организме (болезням системы кровообращения, органов пищеварения, обмена веществ), а также к неблагоприятным последствиям для состояния эмоциональной сферы человека. Даже однократное изменение периодичности или соотношений продолжительности цикла «сон-бодрствование» снижает физическую и умственную работоспособность, что, например, приобретает особенное значение для спортсменов, совершающих трансмеридианальные перелеты к месту соревнований.

Многие заболевания сопровождаются нарушениями эндогенного ритмогенеза жизнедеятельности организма, которые затрагивают не только пораженные органы, но и распространяются на другие функциональные системы. Состояние десинхроноза приводит к обострению болезни, увеличению сроков лечения пациента и ухудшению прогноза. В связи с этим, одной из задач физиологии является изучение эффективности различных методов и средств оптимизации биоритмологического состояния человека (хронотерапия, хронофармакология), повышения его адаптоспособности как к изменениям ритмов самой среды, так и к сочетанию «заполняющих» эту среду факторов различной природы.

Цель работы: определить биоритмологический тип работоспособности.

Для работы необходимы: методический материал; тест для определения биоритмологического типа работоспособности; калькулятор.

Ход работы.

1. Выберите один вариант ответа в каждом вопросе теста Эстберга. Выпишите баллы, соответствующие Вашему варианту ответа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: