Секуляризация как фактор общественного прогресса (На примере государственно-правовых отношений) (А. Г. Твалтвадзе)

Проблема секуляризации как в самом общем смысле, так и в аспекте выхода государства из-под влияния и контроля религии и церкви явилась в последние годы предметом специального обсуждения ряда международных научных симпозиумов и конгрессов - в Иене (1965 г.), в Брюсселе и Стамбуле (1967 г.), а также в диалоге коммунистов и христиан.

Однако не все стороны процесса секуляризации современных общественных отношений глубоко изучены. Рассмотрение секуляризации с разных идейных и методологических позиций привело к различному пониманию ее природы и места в общественной жизни.

Термин "секуляризация" (от лат. saecularis - светский) имеет широкое употребление. В каноническом праве он означает переход в светское владение церковной собственности, земель, утрату церковными институтами сакрального смысла. В философии он означает освобождение от религии социальных отношений, общественного и индивидуального сознания. Однако в современной буржуазной социологии существует различная трактовка этого понятия. Одни исследователи религии под термином "секуляризация" понимают только процесс модификации религии*. Другие видят в нем лишь контррелигиозную идеологию**.

* (G. Vahanian. The death of god. New York, 1961, p. 67; H. E. Coxe. The secular city. London, 1965.)

** (B. Wilson. Religion in secular society. London, 1966, p. XI. 316.)

Многие буржуазные ученые склонны признать секуляризацию реальным социальным процессом. Так, английский социолог Б. Вильсон под секуляризацией понимает процесс, при котором "религиозное сознание, практика и институты теряют социальное значение" 1(В. Wilson. Religion in secular society, p. XIV.).

В современной зарубежной марксистской литературе в содержание понятия "секуляризация" включается как традиционный канонический смысл, так и его позднейшее содержание. Под термином "секуляризация" подразумевается процесс "высвобождения различных сфер общественной жизни и общественного сознания от культовых связей"*. Немецкий ученый марксист И. Клюгль в "секуляризации" видит потерю религией социальных функций в общественной жизни, высвобождение от регулирования религией общественных структур, политической и моральной системы ценностей**. Польский ученый Ян Гурановский, рассматривая процесс секуляризации как ослабление регулятивного влияния религиозных организаций в различных сферах общественной жизни и на самого человека***, по существу сводит его к понятию "лаицизация", т. е. к термину, который скорее отражает один из этапов секуляризации****.

* (Ю. А. Левада. Социальная природа религии. М., 1965, стр. 171.)

** ("Religionssoziologie", Hf. 1. Jena, 1966, p. 17.)

*** (См. Я. Гурановский. Кризис религиозности. - "Вопросы философии", 1967, № 7, стр. 38.)

**** (Т. М. Jaroszewski. Laicyzacja. Warszawa, 1966, s, 12.)

Конечно, при специальном рассмотрении такого процесса использование термина "лаицизация" ввиду его большей конкретности представляет известные удобства. Сводить же секуляризацию к лаицизации неоправданно.

Венгерский философ И. Варга считает, что понятие "секуляризация" включает в себя изменение системы норм и ценностей, содержания религиозного сознания, а также изменение значения религиозной практики. Раскрывая эту формулу, И. Варга детализирует свое понимание секуляризации: секуляризация в сфере системы норм и ценностей означает, что нормы и ценности приобретают не трансцендентную, а общественно имманентную направленность. Следовательно, источник действий, поведения и моральных взглядов людей находится в самом обществе. В сфере религиозного сознания секуляризация означает, что верующие испытывают все большее воздействие светских по своему характеру представлений. Это ведет к значительному изменению традиционной религиозности.

В марксистской философской литературе термин "секуляризация" употребляется для выражения процесса эмансипации от религии общества в целом. Таким образом, здесь представлены две характеристики этого термина: во-первых, секуляризация заключает в себе негативное смысловое значение - как кризис, как отмирание религии и, во-вторых, определяется объем термина "общество в целом".

Представляется более правильным употреблять термин "секуляризация" в самом широком значении эмансипации социальных отношений, общественного и индивидуального сознания от религии.

Материалисты XVIII в. рассматривали проблему секуляризации в свете концепции личности, абстрагируясь от развития общества. Они считали религию "ложным знанием". Религиозность человека представлялась как некая оболочка, под которой скрывается "естественно- атеистическая" сущность индивида. Поэтому секуляризация представала как чисто негативное явление.

Под влиянием этой концепции в философии прошлого века складывалось представление о том, что научное решение "мировых загадок" призвано вытеснить религию из человеческого сознания.

Секуляризация связана с научным прогрессом нашего времени, в чем признаются многие буржуазные ученые. Не отрицая ту важную роль, которую наука играет в процессах секуляризации, надо признать справедливым замечание Ю. А. Левады, что пока "остается открытым вопрос о том, как осуществляется воздействие научных открытий на религиозность..."*.

* (Ю. А. Левада. Социальная природа религии, стр. 173)

Рационалистическая концепция с ее "вневременной" связью культовой системы и человека не может объяснить живучесть религиозности в развитых странах.

Некоторые современные буржуазные исследователи религии (например, В. Мюльмен), признавая процесс секуляризации, относят его только к "христианской части мира". Секуляризация выступает как реакция на "плохое христианство", искажение его. Таким образом, они проводят мысль, что, если бы христианство в своих формах проявления было более совершенно, секуляризация его бы не коснулась*.

* ("Religionssoziologie", Hf. 1, S. 17)

Утверждая, что секуляризация вызвана в обществе изменением духовных интересов личности, буржуазные ученые причины секуляризации сводят к идеальным, и прежде всего религиозным, факторам. Они не видят, что изменения духовных интересов личности непосредственно связаны с изменениями в сфере материальной жизни общества и социальных отношений.

Некоторые ученые (например, Т. Ренторф) считают, что процесс секуляризации уже закончился, так как он якобы не получает новых аспектов приложения*. Секуляризация достигла апогея, и секуляризировать больше нечего.

* (Там же, стр. 18.)

Другие, особенно представители структурно-функциональной школы, изучение религии ограничивают лишь анализом социальных функций, которые рассматриваются ими абстрактно. Поэтому, верно фиксируя отдельные социальные процессы, способствующие отходу верующих от религии, эти ученые, как правило, ограничиваются признанием того факта, что секуляризация есть результат перехода общества из предындустриального в индустриальное состояние. К ним относится группа исследователей религии из среды духовенства. Так, религиозный социолог Ф. Хоутарт (Бельгия) секуляризацию связывает с "технической цивилизацией"*. Ее следствием он считает изменения в идеях и отношениях людей, которые поставили человека в иные жизненные условия. Техническая цивилизация вызвала новые социальные отношения. Увеличилось число социальных институтов, произошла их дифференциация и специализация, изменились типы коммуникаций и организаций экономической жизни общества, возросла мобильность людей, развился процесс социализации, на высшую ступень поднялся "общественный сервис". Все это сказалось на отношении людей к религии.

* (F. Houtart. The challenge to change the church confront the future. New York, 1964, p. 42.)

Именно вследствие индустриализации, считает буржуазный апологет религии Ф. Тэнбрэк, религия потеряла в обществе свои основные социальные функции, из-под ее контроля вышли экономика, политика, воспитание и др*. Церковная община превратилась из города и деревни верующих как целостного образования только в группы верующих города и деревни. Человек в настоящее время может обойтись без церкви в сферах: юридической, социальной, профессиональной, экономической, образования. Церковь же вследствие ограничения ее прав в конституциях не может принуждать человека ни в чем. Мюнхенский епископ И. Хёфнер также видит причину кризисов всех религий в индустриальной революции **.

* ("Religionssoziologie", Hf. 1, S. 24.)

** (См. там же, стр. 25.)

Слабость концепций названных авторов заключается в том, что, признавая зависимость секуляризации от материальных и социальных факторов, они не видят в классовой борьбе одного из решающих факторов секуляризации. Эти исследователи рассматривают религию как постоянную и важную интегрирующую силу общества. К социальным функциям религии они подходят абстрактно, вне анализа всех специфических социальных структур, в которых эти функции реализуются.

Неправомерно вопрос об интегрирующей функции религии в классовом обществе ставить вне анализа классовых отношений. Разумеется, и секуляризацию нельзя рассматривать вне учета того, какой класс заинтересован в проведении секуляризации.

Марксистская философия не отрицает зависимости секуляризации от изменения социальных структур, расширения коммуникативных связей, повышения роли науки, массовой трансформации культуры, большей мобильности людей и других явлений в обществе, сопутствовавших процессу его "индустриализации"*. Вместе с тем она указывает на особую важность конкретной социальной системы, в условиях которой проявляются основные факторы секуляризации. Именно социальная система дает ответ на вопрос, почему в одних случаях эти факторы действуют замедленно, а в других - более быстро.

* (Ю. А. Левада. Социальная природа религии, стр. 182-187.)

Настоящая статья представляет собой попытку рассмотрения одного из существенных моментов процесса секуляризации. Не претендуя охватить весь комплекс социальных отношений, а беря лишь их государственно- правовой аспект, автор исходит из того, что секуляризация в этой сфере социальных отношений оказывается существенно важной для процесса секуляризации в целом. Здесь отчетливо проявляются механизмы данного процесса, поскольку государственно-правовые отношения служат целям закрепления, охраны и развития порядков и отношений в интересах господствующего класса, а также фиксируют это закрепление в законах и отдельных нормах.

Процесс секуляризации государственно-правовых отношений правомерно рассматривать в двух его основных этапах: буржуазной и социалистической революциях. Такой подход позволяет проследить процесс в его развитии, увидеть противоречивые стороны, тенденцию движения и современное состояние. Он позволит также дать характеристику процесса секуляризации в связи с анализом классовых интересов и отношения классов к секуляризации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: