Виды, средства и формы общения

Существуют следующие виды общение:

1. Функционально-ролевое общение – это общение на уровне социальных ролей партнеров - начальника и подчиненного, продавца и покупателя, учителя и ученика. Здесь задействуются определенные нормы и ожидания и общаются только ролевые маски.

2. Межличностное общение – это участие двух людей, хотя минимально полное число участников – 3. При отношениях двух третий всегда присутствует незримо. Как социальная норма или как мнение близкого друга или другого авторитета.

3. Деловое общение – это вид межличностного общения, направленное на достижение какой-то цели, то есть в деловом общении всегда есть цель.

Формами делового общения является собрание, совещание, деловая беседа, телефонный разговор.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психоло­гический контакт между партнерами; выражать эмоции, отражать истолкование ситуации. Как правило, они не могут самостоятельно передавать прямое значение слов, за исключением некоторых жестов. Они точно скоординированы между собой и словесными текстами. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не мо­жет все свои невербальные средства подвергать полному контролю.

Невербальные средства общения делятся на три группы:

1. Визуальные:

- кинесика (движение рук, ног, головы, туловища);

- направление взгляда и визуальный контакт,

- выражение глаз;

- выражение лица;

- поза (в частности, локализация, смена поз относительно сло­весного текста),

- кожные реакции (покраснение, испарина);

-дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

- вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразова­ния (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, боро­да, сигарета и т. п.).

2. Акустические (звуковые):

- связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);

- не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, “хлюпанье” носом и т. п.).

3. Тактильные (связанные с прикосновением):

- физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);

- такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: