Понятие эффективного общения. Компоненты речевой цели. Понятие коммуникативного равновесия. Постулаты общения Г.П. Грайса и Дж. Лича. Эффективность и «затратность» общения

 

Эффективность общения в речевом воздействии рассматривается как достижение говорящим своих целей в условиях общения 1.реализация коммуникативных намерений

2.сохранение комм.равновеися

Компоненты речевой

· информативная(передача инфы)

· предметная(получение результата)

· ком. равновесие

Коммуникативное равновесие предполагает отведение собеседнику в процессе общения роли не ниже той, которая обусловлена его социальной ролью и представлением о его собственном достоинстве. Подобное отведение роли есть не что иное, как соблюдение принципа вежливости в общении (В.Е.Гольдин). Коммуникативное равновесие бывает двух видов: горизонтальное и вертикальное.

Горизонтальное коммуникативное равновесие – это адекватное выполнение в соответствии с принятыми в обществе правилами роли равного собеседника – по степени знакомства, возрасту, служебному положению, социальному положению и др. Достичь горизонтального коммуникативного равновесия значит оправдать ролевые ожидания равных тебе, говорить с собеседниками в рамках принятых в обществе правил вежливости и уважения.

Вертикальное коммуникативное равновесие связано с соблюдением норм общения, принятых для лиц, находящихся в неравных отношениях по вертикали: начальник – подчиненный; старший – младший; занимающий более высокое служебное положение – занимающий более низкое служебное положение; стоящий выше в социальной иерархии – стоящий ниже в социальной иерархии.

Постулаты общения Г.П. Грайса

Максиму «количество» -:

(1​Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется.

(2​Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

максимы «качество» автор формулирует так: «Старайся, чтобы высказывание было истинным», конкретизируя эту мысль двумя положениями:

(1​Не говори того, что считаешь ложным.

(2​Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

Максима «отношение» связана с релевантностью, т.е. соответствием высказывания предмету разговора: «Не отклоняйся от темы».

Максима «способ выражения» касается не того, что говорится, а того, как говорится

1​Избегай непонятных выражений.

(2​Избегай неоднозначности.

(3​Будь краток (избегай ненужного многословия).

(4​Будь организован.

Принцип вежливости Дж. Лича

Максима такта. Это максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию. Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и пр.).

(2​ Максима великодушия. Успешный коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения. Не следует связывать партнера обещанием или клятвой.

(3​ Максима одобрения. Это позитивность в оценке других (Не судите, да не судимы будете; Не осуждай других). Если оценка мира не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию собственной коммуникативной стратегии.

(4​ Максима скромности. Это позиция неприятия похвал в свой адрес. Одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта является реалистическая, по возможности объективная самооценка. Чрезмерно завышенные или заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.

(5​ Максима согласия. Это максима неоппозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи — сохранения предмета взаимодействия, «снятие конфликта» путем взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников.

(6​ Максима симпатии. Это позиция благожелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Неблагожелательность делает речевой акт невозможным. Определенную проблему создает так называемый «безучастный контакт», когда собеседники, не будучи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу. Максима доброжелательности дает основание рассчитывать на положительное развитие речевой ситуации с намечающимся конфликтом.

Перцептивная сторона общения. Механизмы восприятия человека человеком. Виды стереотипов восприятия. Понятие установки как фактора стереотипного восприятия человека. Дисфункциональные коммуникативные установки. Речевые способы коммуникативных установок собеседника.

 

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между партнерами. Для установления взаимопонимания важно, как воспринимается партнер по общению. Процесс восприятия одним человеком другого может быть условно назван перцептивной стороной общения.

В общем, можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. На основе внешних данных и поведения мы «читаем» другого человека, пытаемся понять его намерения и поступки.

Более точному восприятию партнёра по общению способствуют два механизма:

идентификация – отождествление себя с другим, уподобление себя ему (поставить себя на его место);

рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению (как «другой» будет понимать меня). Важным фактором повышения точности восприятия другого человека является получение от него обратной связи.

Выделяют несколько типов атрибуции(предписание поведения):

– личностная (причина приписывается совершившему поступок);

– объектная (причина приписывается тому объекту, на который направлено действие);

– обстоятельственная (причина приписывается обстоятельствам).

дисфункциональная установка имеет следующие характеристики:

 

· Это общая установка, влияющая на восприятие самого себя и окружающих во многих ситуациях.

· Она действует автоматически, как привычка, и поэтому ее обнаружение и модификация требуют усилий.

· Она составляет предмет глубокой убежденности.

· Ее можно концептуализировать в форме некоего абстрактного правила.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: