МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДСКОГО ОКРУГА г. МАНТУРОВО
ТЕАТРАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО - МАСТЕР КЛАСС
«ИСКУССТВО ПАНТОМИМЫ «
Выполнила педагог дополнительного образовании Смирнова Валентина Николаевна – руководитель театрального об»единения «Арлекин «
Цель: Познакомить учащихся с искусством пантомимы с помощью упражнений и игр.
Задачи:
- обобщить и систематизировать представление понятий «пантомима», «мимика», «жест», «эмоция»;
- развить у детей выразительность жестов, мимики;
- научить средствами мимики и жестов предавать наиболее характерные черты какого-либо персонажа;
- воспитать сценическую культуру;
- формирование умения работать в коллективе.
Методическое оснащение:
-методы обучения: словесный метод (беседа, рассказ); практический (упражнения, этюды); игровой (игра)
-инвентарь, реквизит: стулья, карточки с заданием, доска, мелки.
1.Организация рабочего пространства
Воспитанники рассаживаются на стулья в полукруг.- являя таким образом принцип коллективного общения и творческого показа «Я вижу всех, все видят меня….. «
2.Приветствие.
3.Эмоциональный настрой на занятие
«ПРИВЕТСТВИЕ»
Преподаватель: Добрый день!- Сегодня наше занятие мы начнем не совсем обычно. Я предлагаю вам передать друг другу эмоции, причем положительные, но не словах, а действием.Для этого каждый из вас по очереди повернется лицом к соседу,широко улыбнется и приложит правую руку к сердцу, Таким образом, мы с Вами поздороваемся друг с другом.(Воспитанники выполняют упражнение)
Преподаватель: А сейчас я задам Вам вопрос, на который постарайтесь ответить. Мы с Вами, что делали? (ответ).А здоровались как? (ответ).Правильно мы с Вами поприветствовали друг – друга тепло и радостно, но не на словах, а методом Мимики и Жеста.
Преподаватель: Далее я предлагаю Вам поиграть с волшебной ручкой! По вашему желанию она может превратиться в любой предмет, но не простой предмет. Каждый из Вас должен придумать в какой предмет может превратиться ручка, не повторяя соседа Передавая его, вы передаете частичку своего тепла.
Так мы с вами зарядимся положительным настроением на целый день! И, так
первому участнику я отдаю не ручку, а волшебную веселую дудочку. Поиграй для нас на этой дудочке! (первый участник берет ручку и изображает игру на дудке). Спасибо большое! А что ты отдашь своему соседу вместе с частичкой доброй энергии? (Далее по кругу дети передают «волшебный предмет» называя его новое назначение)
4.Сообщение цели и задач занятия.
Преподаватель:- Скажите мне, ребята, вот, когда человек радуется или, наоборот огорчается, увидя, что-нибудь удивительное или страшное и непонятное, что помогает ему выразить эмоции?
(Ответ воспитанников)
Преподаватель - Конечно же - это мимика и жесты. Ведь наше лицо и тело также пластичны и изменчивы, как и наше настроение. И еще один вопрос, скажите, а существуют ли актеры, которые совсем не использует слова, а только жесты и мимику? (Ответы)
Преподаватель: И кто же это? (Ответы воспитанников)
Преподаватель: Правильно. И, следовательно, сегодня мы с вами будем говорить именно о пантомиме: о том, как и когда появилось это искусство, какое значение пантомима имеет сейчас и, конечно же, постараемся тоже побыть мимами и научимся показывать свое настроение через мимику.
Изучение истории развития пантомимы.
Однажды в древности, Рим посетил армянский царь Тиридат. Его принимали торжественно и пышно, желая сделать своим верным другом. Когда Тиридат собрался в обратный путь правитель Рима Нерон предложил своему новому союзнику выбрать любой подарок. И тогда царь Тиридат попросил в дар актера, которого видел в театре. Без слов, только жестами и мимикой он смог выразить абсолютно все! Царь Тиридат пояснил свой выбор тем, что в его стране люди разговаривают на многих языках и наречиях и нередко приходиться пользоваться услугами переводчика. А этот актер стал бы «универсальным» средством общения. Так появилась пантомима как самостоятельное искусство.
Итак, что же такое пантомима? (Воспитанники отвечают)
Выражаясь научным языком, Пантомима – это миниатюра без текста, которую исполняет группа артистов или один артист. Но на данный момент актеров мимов можно встретить крайне редко. В основном как самостоятельный номер пантомима существует на эстраде, а не в театре. В театральном же искусстве пантомима существует сейчас как вспомогательное средство, помогая создавать лишь некоторые сцены.
Освоение понятия «Эмоция». Взаимосвязь эмоционального состояния и мимики.
Преподаватель: Скажите мне, пожалуйста, когда Вы раздражены либо находитесь в каком радостно- возбужденном состоянии, как это будет называться? (Ответ воспитанников)
Преподаватель: Конечно же Вы правы – это эмоция. А что же такое эмоция? (Отвечают)
Преподаватель: Правильно - Эмоция – это проявление аффективной жизни, обычно сопровождающееся приятным или мучительным состоянием сознания. Эмоция – это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность (например, гнев, энтузиазм), или же, наоборот, спад оживления (например: страх, любовь «с первого взгляда»). Эмоция, таким образом, действует или как возбудитель, или же, наоборот, вызывает оцепенение.
- И мы сейчас с Вами покажем эти эмоции.
Упражнение «Покажи эмоцию»
Преподаватель: Сейчас Каждому из Вас необходимо продемонстрировать ту или иную эмоцию, которая будет изображена на карточке, которую Вы вытяните. А задача зрителей, отгадать, что это была за эмоция, и конечно же в конце представления поаплодировать выступающему.(Воспитанникам раздаются карточки с напечатанными лицами различных эмоциональных выражений, воспитанники по очереди берут одну из них и пытаются отразить нарисованную эмоцию)
Преподаватель: - Молодцы, отлично справились с заданием!. А мы идем дальше. Ответьте мне, пожалуйста, а что такое мимика и жесты? (ответы воспитанников)
Преподаватель Да, Вы конечно правы, но выражаясь научны языком, Мимика - (от греч. μιμιχοζ — подражатель) — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»
Таким образом, Мимика является прямым выражением наших чувств и эмоций. Она может осуществляться естественно, а может быть искусственно создана, усилием актера, для более достоверного состояния на сцене, как одно из выразительных средств.