Прочитайте стихотворение К. М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете.»

Беседа.

— Что означает выражение: «...Седой мальчишка на лафете спал»?

— Какая картина поразила рассказчика?
(Рассказчика поразила картина, которую он увидел при отступлении войск из Бреста. Брестская крепость первой приняла на себя удар фашистской армии. Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт).
Как вы понимаете строки: «Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я там был и мне пора домой...». (Автор вспоминает, вероятно, о женщине, которая уговаривает любимого не ездить в опасные командировки (напомним: Симонов был военным корреспондентом), говорит ему, что он уже видел настоящую войну, что есть другие корреспонденты, которые еще не ездил на фронт, и можно устроить так, чтобы остаться дома, чтобы послали не его, а других...)


— К кому обращается автор со словами: «Ты это горе знаешь понаслышке, // А нам оно оборвало сердца»?

— «Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца». Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?

— Почему автор пишет, что «твой» мальчик спит «за тридевять земель, в горах Урала»?
(Большинство жителей Центральной России во время войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь).


— О каком, о чьем мальчике говорит автор в двух последних строфах?
(Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации, тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой: «Испытанный судьбой, // Я верю: мы во что бы то ни стало // В конце концов увидимся с тобой».
Но если не вернется, если сын вырастет и ему «наступит дата», придет срок «идти в такие дни», т. е. на фронт, — поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном. Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг — защитить нашу страну от врагов. Сохраните, женщины, память о нас, мужчинах, уходящих в бой).

- Стихотворение Симонова — глубоко личный, проникнутый страстным убеждением монолог мужчины-воина. Оно состоит из двух частей — описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине. Стихотворение производит мощное цельное впечатление. Именно такие проникновенные стихи, не отчужденные призывы, а строки, в которых живо ощущается присутствие личности автора, — именно такие стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом.
6. Прочитайте стихотворение К. М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете...».
— В стихотворении Твардовского «Рассказ танкиста» война показана как тяжелая, страшная работа, где нужна смелость, сообразительность и упорство. Подтвердите эти слова строками из текста стихотворения.

«Был трудный бой...»

«Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен...»

«Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр».

«Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шел большой пожар».

 

-После войны были созданы Книги Памяти. Для чего?

 

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

 

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.


4. Ответить на вопросы в учебнике стр. 161.

 

5. Выучите наизусть одно стихотворение о войне (по своему выбору).

6. Творческое задание (по желанию)

Написать письмо солдату «Спасибо и поклон тебе, солдат!».

 

                                           ЛИТЕРАТУРА

                                                 5 класс

                                    Дистанционное задание

                                                 

Дата Тема урока Цели урока
15.04. 2020 Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о  себе. И.А.Бунин «Помню – долгий зимний вечер…», Дм. Кедрин «Аленушка», А.А. Прокофьев «Аленушка», Н.М. Рубцов «Родная деревня»,  Дон – Аминадо «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Цели: - учиться выразительному чтению стихотворения, устному рисованию, развитию речи; - воспитывать любовь к родной земле, к Родине; - осознать символическое значение образов в стихотворениях.  

 













ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ К УРОКУ

 

1. Ответьте на вопросы:

- Что такое Родина?

 - Как вы понимаете значение этого слова?

- Из чего состоит это понятие на ваш взгляд?  

-Что для тебя обозначает слово «Родина»?

- А вот как составитель Толкового словаря Сергей Иванович Ожегов определил это значение: 

Родина – отечество, родная сторона; место рождения, происхождения чего-нибудь, кого-нибудь.

- Вы согласны с таким значением?

- Давайте теперь с вами составим словосочетания с этим словом:

Любовь к Родине, как вы понимаете смысл этой фразы?

Защита Родины, каков смысл этой фразы?

3. Новая тема:

- Вот мы и выяснили, что же такое Родина. Многие деятели культуры в своём творчестве поднимают эту тему и уделяют этой теме значительное место.

- Сегодня обратимся к творчеству А. Прокофьева, Д. Кедрина, Н. Рубцова и увидим, как в их творчестве отражается тема Родины и родной природы.

- Запишите число и тему урока: «Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: