4. Вопросы можно задать на электронную почту:
nastya150285@mail.ru – Залыпская А.А ил на страничке в ВК https://vk.com/id60073315
zoja.nazarenko2015@yandex.ru - Назаренко З.А.
Обращаю ваше внимание!!!!!!
На этой рабочей неделе вам будет дано много материала, но это большей частью теория, так как по плану у нас уроки развития речи (РР) и уроки текстоведения (Т). А в учебнике для вас этого материала нет. Внимательно читайте то, что дано на каждый урок. А письменно выполняете только то, что написано!!!!
Дата | Тема урока | Цели и задачи урока |
13.04. 2020 | РР № 9 Рассуждение как тип речи. Структура рассуждения. Тезис, аргумент, вывод. Морфолого-синтаксические признаки. Сфера употребления рассуждения | Дать понятие о тексте-рассуждении; Научить видеть в данном типе текста тезис, доказательства и вывод; Научить включать в рассуждение специальные слова (во-первых, во-вторых, значит, следовательно…) |
Выполнение заданий к уроку:
1. Вопрос – ответ (устно – читаете и знакомитесь с теоретическим материалом)
– Мы с вами знаем несколько типов текста. Каких?
|
|
(Повествование, описание, рассуждение)
– Что вам известно о тексте повествовании?
(В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.
В данном типе текста чаще всего используются глаголы)
– Каковы особенности описания?
(В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой он). Это можно отразить в одном рисунке.
Для передачи описания используются прилагательные)
– Рассуждение имеет свои особенности.
(В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя. Чаще всего в рассуждении используются наречия.)
2. В тетрадь записываете дату, тему урока, схему:
Тринадцатое апреля
Рассуждение как тип речи
Типы текста
Повествование описание рассуждение
3. Записываете в тетрадь посередине
Практическая работа
1.
2.
3.
(вам нужно определить, к какому типу нужно отнести данные ниже 3 текста. Возле цифр записать ответы- описание, рассуждение или повествование)
1. Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
|
|
2. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе.
“Что же с ним делать?”– спросил Рувим. “Выдрать, ”– ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!”
Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.
3. Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножик с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, да еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.
4. Работа с толковым словарем Ожегова. (устно читаете это)
Выясняем, что слово РАССУЖДЕНИЕ многозначное:
1 – Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
2 – Высказывание, обсуждение.
5. Письменно записываем слово в тетрадь с новой строки и делаем разбор по составу:
Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е.(выделите самостоятельно приставку, корень, суффикс и окончание, основу)
6. Устно читаете следующий материал
– В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение?
(Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга очень интересная; прошедшее мероприятие было скучным; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры…)
– Какова основная задача этого типа текста?
(Объяснить, доказать, установить какую-либо истину)
– Попутно вспоминаем, каково назначение повествования? Описания?
(Повествование – рассказать о каком-то событии; описание – раскрыть признаки предмета)
– Каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа.
7. Записать структуру типа текста-рассуждения
Текст-рассуждение.
1. Тезис.
2.Доказательства.
3. Вывод.
8. Устно читаете дальше
– Что такое тезис?
Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.
– Что такое доказательства?
Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.
– Что такое вывод?
Вывод – это то, что следует из сказанного выше.
9. Прочитайте пример текста-рассуждения