Специфика профессиональной деятельности социального педагога в инклюзивном образовательном пространстве

Социальный педагог – это педагог, который изучает социальное воспитание ребенка в контексте его социализации (А.В. Мудрик). Социальный педагог – специалист образовательной организации, также осуществляющий контроль за соблюдением прав ребенка, обучающегося в школе, в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде школы.

Социальный педагог не является тьютором для ребенка с ОВЗ. Исключением может быть ситуация, когда частью функциональных обязанностей социального педагога по распоряжению администрации школы становится сопровождение ребенка с ОВЗ на уроках или во внеурочное время. В этом случае социальный педагог работают с ребенком по утвержденному графику в определенные часы.

Процесс организованного сотрудничества социального педагога с семьёй включает в себя:

- изучение и описание обращений родителей или педагогов за помощью;

- определение общих проблем семьи и её особенностей, отличий от других;

- изучение прошлого семьи;

- определение целей и ожиданий семьи;

- изучение социально-экономического аспекта жизнедеятельности семьи (размер семьи, состав семьи, уровень образования родителей, социальный статус семьи)

- обследование условий, где проживает семья;

- изучение социально-психологического аспекта образа жизни семьи: поведенческий, эмоциональный и когнитивный компоненты;

- определение внутренних ресурсов семьи: наблюдение форм ответных реакций родителей при общении со специалистами и педагогами (молчат, рассказывают, ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т.д.);

- определение внешних ресурсов семьи: изучение социального окружения семьи, наличие помощи семье от государственных и общественных организаций уже помогал данной семье и помогает в настоящее время;

Таким образом, на основе данных социально-педагогической и социально-психологической диагностики социальный педагог выявляет потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, социокультурного развития, определяет направления помощи в адаптации ребенка в процессе школьного обучения.

В ходе сопровождения семьи ребенка с ОВЗ социальный педагог, взаимодействуя со специалистами разного профиля (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, инспектор отдела по делам несовершеннолетних, специалисты учреждений социальной защиты) реализует следующие функции информационную, социально-правовую, посредническую, досуговую, социальную и педагогическую (образовательную), восстановительную (реабилитационную) и пр. через различного вида деятельность.

В работе социального педагога используется достаточное количество методов, но основными являются метод наблюдения, метод беседы, метод убеждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: