Роль тьютора в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве

В различных странах для учащихся, имеющих статус «инвалид», «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», в случае необходимости предоставляется необходимая поддержка в виде сопровождающего - учителя-ассистента, тьютора, ассистента учителя.

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) – новое понятие для системы образования.

Тьюторство – новый в российском образовании вид педагогической деятельности – становится в условиях инклюзивного образовательного учреждения важным ресурсом для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения.

В Российской Федерации принят к использованию реестр профессий, в котором определены квалификационные характеристики, требования к специалисту. В приказе Министерства здравоохранения и социального развития предложена следующая редакция квалификационных требований и характеристика должностей работников образования (последняя редакция приказа зарегистрирована в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. (№ 18638) «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (http://b-uchet.ru/ndoc/61649.php?sphrase_id=135968):

В должностные обязанности тьютора отнесены следующие функции:

- Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов.

- Организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве, предпрофильной подготовки и профильного обучения.

- Координирует поиск информации обучающимися для самообразования.

- Сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

- Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей;

- Координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.

- Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования;

- Создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление совместно со специальным педагогом индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий).

- Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

- Проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

- Организует взаимодействие обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана.

- Содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.

- Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.

- Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.

- Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.

- Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.

- Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.

- Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.

- Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).

- Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

- Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

- Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Таким образом, тьютор должен иметь высшее образование по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Он должен быть хорошо подготовлен в теоретических вопросах и практически ориентирован на определение психологических, физиологических возможностей ребенка. Изучение образовательного потенциала ребенка с ограниченными возможностями здоровья в различных социально-институциональных условиях с целью прогнозирования и проектирования индивидуальных маршрутов развития и образования основывается на широком спектре познавательных компетенций и включает теоретические сведения из областей об анатомии, физиологии в целом, патологии органов речи и сенсорных систем, а также общей, возрастной, специальной психологии. Также при формировании содержательной части программы подготовки/переподготовки специалиста-тьютора необходимо учитывать актуальность знаний, практических умений в области общей и коррекционно-педагогической деятельности. Тьютор должен владеть группой системных знаний в области общей, специальной (коррекционной) педагогики, с целью практической реализации в деятельности по организации сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Среди них: педагогическая диагностика, обучение и воспитание, а также социализация детей с ОВЗ. Тьютор должен владеть, специальными методиками преподавания дисциплин общеобразовательного цикла: русский язык, математика, естествознание, история, ручной труд, информационные технологии и др. Тьютор должен уметь устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

Тьютор и учитель становятся одной командой, однако в первом случае ведущую роль в сознании ученика играет тьютор, а во втором – учитель.

Часто учитель инклюзивного класса не является специалистом в области нарушения развития детей, а тьютор, наоборот, имеет соответствующее специальное образование. В таком случае тьютор берет на себя функцию специалиста, который тонко и четко выстраивает учебный процесс для подопечного, помогая учителю приспособиться к нуждам ученика с особенностями развития, не снижая при этом качества образования всего класса.

От тьютора может потребоваться помощь в адаптации учебного материала к возможностям ученика с особенностями развития. В этом случае тьютор следит за тем, что излагает учитель, и подает материал в том объеме и на том уровне, который понятен подопечному. Ребенок при этом находится в классе, слушает и учителя, и ответы учеников, но выполняет посильные задания. Процесс активности ученика находится под контролем тьютора. Таким образом, тьютор осуществляет контроль за обучением своего подопечного, постепенно расширяя его знания и адаптируя ребенка к обучению в классе.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: