Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития — основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания.
С точки зрения возрастной психологии критерии возрастной классификации определяются прежде всего конкретно-историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности. Критерии классификации соотносятся также с возрастной физиологией, с созреванием психических функций, которые определяют само развитие и принципы обучения.
|
|
Л.С.Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретного этапа развития. Он выделял «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Определяющее значение он отводил периоду кризиса — времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребенка. В эти периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребенка. Согласно Л. С. Выготскому, переход от одного возраста к другому происходит революционным путем.
Следует определить периоды, которые представляют возрастные достижения в психическом развитии в наиболее типичных пределах. Возрастную периодизацию:
I. Детство.
Младенчество (с 0 до 12 — 14 мес).
Ранний возраст (с 1 года до 3 лет).
Дошкольный возраст (с 3 до 6 —7 лет).
Младший школьный возраст (с 6 — 7 до 10—11 лет).
II. Отрочество (с 11 — 12 до 15—16 лет).
III. Юность (с 17 лет до 20 — 21 года).
Возрастная периодизация позволяет описывать факты психической жизни развивающегося человека в контексте пределов возраста и интерпретировать закономерности достижений и негативных образований в конкретные периоды развития.
Условием развития человека как личности помимо реальности самой природы является созданная человечеством в процессе его культурного развития культурная реальность. Для понимания закономерностей развития человека как личности нужно определить пространство человеческой культуры как условие развития и бытия личности.
Под культурой обычно понимают совокупность достижений общества {материальных и духовных), используемых обществом в качестве условия развития и бытия человека в конкретный исторический момент. Культура — явление коллективное, исторически обусловленное, сконцентрированное прежде всего в знаково-символи-ческой форме.
|
|
Каждый отдельный человек входит в культуру, присваивая ее материальное и духовное воплощение в окружающем его культурно-историческом пространстве.
Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека можно классифицировать следующим образом:
— реальность предметного мира;
— реальность образно-знаковых систем;
— реальность социального пространства;
— природная реальность;
— реальность внутреннего пространства личности.
Эти реальности в каждый исторический момент имеют свои константы и свои переменные. Поэтому психологию людей определенной эпохи нужно рассматривать в контексте культуры этой эпохи, значений и смыслов, придаваемых культурным реальностям в конкретный исторический момент.
В то же время каждый исторический момент следует рассматривать в плане развития тех деятельностей, которые вводят человека в пространство современной ему культуры. Эти деятельности, с одной стороны, являются компонентами и достоянием культуры, с другой — выступают условием развития человека на разных этапах онтогенеза, условием его обыденной жизни.
Помимо условий для судьбы человека, его развития и бытия важны предпосылки развития.
Предпосылки развития — природные свойства человека как представителя вида Homo Sapiens и его врожденные генотипические характеристики, которые в пределах нормы не всегда явственны, в рамках врожденных дефектов предопределяют его жизненный дуть. Как бы то ни было, генетики, психиатры и другие специалисты, заинтересованные в изучении влияния наследуемых дефектов психики, приводят достаточно убедительные доводы, указывающие на значение генотипа.
Оба фактора, безусловно, определяют наше развитие, бытие и, следовательно, жизненный путь и судьбу.