Предпосылки и условия психического развития

Условия психического развития разделяют на внешние и внутренние. Внешние - факторы природного и общественной среды, действующих на психическое развитие ребенка через внутренние условия (С. Л. Рубинштейн). Социальная среда является источником психического развития. В нем выделяют три компонента:1) макросреда: общество, его социально-экономическая и политическая система;2) Стратегическое — национально-культурные и социально-демографические особенности места проживания ребенка;3) микросреду — непосредственное окружение, близкие взрослые, семья. Внутренние условия психического развития ребенка — это его психические особенности (развитие сознания, опыт, образование, мотивация).

Внешние и внутренние условия развития личности тесно взаимосвязаны, их взаимодействие имеет качественные отличия на каждом возрастном этапе. Взаимодействие внешних и внутренних условий имеет две основных формы. Во-первых, как взаимопереходы интериоризации и экстериоризации. Во-вторых, как возникновение и разрешение противоречий. Так, опыт восприятия и понимания окружающего «взрослого» мира воспроизводится дошкольниками в сюжетно-ролевых играх. В школе учащиеся усваивают основы наук: происходит интериоризация знаний, накопленных человечеством, которые находят применение в дальнейшей трудовой деятельности индивида (экстериоризация).Противоречия между внешними и внутренними условиями отражаются психикой человека как внутренние противоречия и выступают движущими силами психического развития. Биологические предпосылки. Ребенок проходит закономерный процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений. Человек, как известно, является существом природным. Природные, биологические предпосылки необходимы для его развития. Необходимы определенный уровень биологической организации, человеческий мозг, человеческая нервная система, чтобы стало возможным формирование психических особенностей человека. Природные особенности становятся важными предпосылками психического развития, но лишь предпосылками, а не движущими силами, факторами психического развития. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание – продукт общественного бытия человека. Нервная система обладает врожденными органическими основами для отражения окружающего мира. Но только в деятельности, в условиях социальной жизни формируется соответствующая способность. Природной предпосылкой развития способностей является наличие задатков – некоторых врожденных анатомо-физиологических качеств мозга и нервной системы, но наличие задатков еще не гарантирует развитие способностей, которые формируются и развиваются под влиянием условий жизни и деятельности, обучения и воспитания человека.

Согласно концепции В.С. Мухиной, человек строит свое мировоззрение, свою идеологию на основе внутренней позиции, через становление системы личностных смыслов в контексте особенностей реалий своей жизни.

Реальность предметного мира – р-ть, в которую входят предметы природы и рукотворные предметы, которые человек создал в процессе своего исторического развития. Человек сформировал систему отношений к предмету, которая отражена в языке, мифологии, философии и поведении человека.

Реальность образно-знаковых систем – р-ть, в которую входят образы и знаки, создаваемые человечеством. Они формируют системы, которые предшествуют каждому отдельному человеку, образуя реальность человеческого бытия.

Реальность социально-нормативного пространства – р-ть, которая организует поведение человека, его образ мыслей и мотивов; социальное ожидание людей в системе принятых обязанностей и прав.

Природная реальность – р-ть, в которой складывается отношение к природе как к источнику жизни, жизнедеятельности, условию развития, познания и поэзии.

Реальность внутреннего пространства личности – р-ть, которая формируется в социуме под влиянием остальных реальностей. Она состоит из образов, которые запечатлены в сознании и памяти человека. Внутренние образы и знаки формируют субъективные знания, на которые ориентируется человек.

Механизм идентификация (механизм «присвоения» индивидом своей человеческой сущности, как механизм социализации личности.)

Обособление( стрмление выделиться. Обособление выступает как механизм индивидуализации личности.)

человек всегда предстает в 2 ипостасях: как представитель общества(соц. един единица), уникальная личность.

Мировоззрение по В.С. Мухиной определяется как понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспективы развития человеческого рода.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: