Механизмы управления сферой культуры

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

Реферат

По дисциплине «Экономика и управление социальной сферой»

на тему:

«Совершенствование механизмов управления культурой»

 

Выполнил: Студент 3 курса
группы ГМУ3-4
Прошин Валентин Павлович

Проверила: Попова Татьяна Ивановна

 

 

Москва - 2020



Оглавление

Введение……………………………………………..……………...……………..3

1. Государственное управление сферой культуры

1.1 Теоретические основы государственного управления сферой культуры, нормативно-правовая база ……………………...…………………….………….4

1.2 Механизмы управления сферой культуры....………...……………..……5

2. Индустрия культуры и совершенствование механизмов управления сферой культуры……..…….......……………………………………...…………………...8

Заключение………………………………………………………………….……14

Список литературы………………………………………………………………15


 


Введение

Формирование и развитие эффективной системы управления отраслевыми компонентами сферы культуры и отраслью в целом является необходимым условием повышения эффективности и результативности их перспективного роста в период незавершенных рыночных преобразований, разнонаправленного воздействия факторов внешней среды на функционирование предприятий и учреждений, предоставляющих услуги культурного характера.

Актуальность решения проблем совершенствования системы управления сферой культуры, ее отдельными отраслевыми составляющими, повышения эффективности ее функционирования в долгосрочном периоде возрастает в сложившихся условиях взаимодействия отраслевых народнохозяйственных комплексов, усиливающегося влияния негативных факторов внешней среды, обусловленных надвигающимся новым экономическим кризисом, замедлением темпов роста национальной экономики, нехваткой средств бюджетов всех уровней, необходимых для финансирования перспективных программ культурного развития.

В связи с этим цель работы состоит в выявлении путей и условий повышения эффективности механизмов управления культурой.

В соответствии с целью предусматривается решение следующих задач:

1)Рассмотреть сущность механизмов управления, нормативно-правовую базу

2)Выявить условия эффективности данных механизмов

3)Провести оценку статистических данных о современном состоянии сферы культуры в РФ

4)Разработать рекомендации по совершенствованию механизмов управления

Объектом исследования выступают механизмы управления культурой

Предметом исследования является повышение эффективности функционирования механизмов управления культурой.

Государственное управление сферой культуры

Теоретические основы государственного управления сферой культуры, нормативно-правовая база

Управление в сфере культуры осуществляется государством на основе человеческих потребностей. Посредством культуры люди передают опыт, ценности, знания последующим поколениям, обеспечивая тем самым формирование, так называемого, ядра самобытности, совокупности культурных ценностей, в которых прослеживается история государства. Очень важно понимать, что общество всегда заинтересовано развитием культуры, которая помогает становлению личности индивида, и государственное управление в данной отрасли имеет большое значение. Финансирование культурных учреждений, их поддержание на должном уровне также является одним из аспектов культурной политики. Культура не в стагнации, она постепенно развивается, тем самым имеет свою направленность и именно поэтому в статье рассмотрены тенденции развития сферы культуры в целом.

Культура будет рассматриваться, как отрасль социального производства, продукт которой удовлетворяет уникальную группу человеческих потребностей.

Учреждения культуры координируют всю свою деятельность с расчетом на обеспечение удовлетворенности культурных потребностей, как определенной социальной группы, так и отдельного индивида.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующих управленческую деятельность в сфере культуры являются: статьи 44, 71 и 72 Конституции Российской Федерации, а также «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», утверждённые Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 года. Ключевыми задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются: обеспечение и отстаивание конституционного права граждан Российской Федерации на культурную, духовную деятельность; установление принципов и правовых норм общественных отношений между субъектами культурной деятельности; определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий безучастия государства в творческую деятельность людей; и, наконец, разработка правовых заверений для свободной, независимой культурной деятельности граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации.

 

Механизмы управления сферой культуры

Управленческие действия осуществляются при помощи управленческих механизмов, а способы их использования определяются как методы.

Механизмы управления определяются как комплекс рычагов (или совокупность средств) воздействия, ис­пользуемых в управлении.

Рассматривается механизм управления и как «технология» процесса управления, т.е. рациональная последовательность использования властных, организационных, экономических, контрольных и информационных процедур выбора решений. По факторному принципу механизмы управления сферой культуры можно разделить на 4 основные группы: Организационно-административный механизм; Экономический механизм; Персонал-ориентированный механизм; Информационный механизм.

Организационно-административный механизм. Система распределения полномочий (прав, обя­занностей, ответственности), фиксируемой в организационных докумен­тах (уставах, положениях, должностных инструкциях), система организационно-административного воздействия (директивы, указы, постановления, распоряжения, приказы), аппарат управления или бюрокра­тия (иерархия подчинения)

Органами управления в области культуры являются: Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство культуры, Федеральное архивное агентство.

Министерство связи и массовых коммуникаций - федеральный орган государственной исполнительной власти, который занимается выработкой и реализацией государственной политики, а также нормативно-правовым регулированием в различных сферах:

Во-первых, это, конечно, сфера электросвязи и почтовой связи.

Во-вторых, в сфере информационных технологий. Сюда входит эксплуатация информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним.

Также, это, безусловно, сфера печати, издательской и полиграфической деятельности.

Включена здесь сфера массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе и в электронном виде. Эта сфера вобрала в себя развитие сети интернет, систему телевизионного вещания и радиовещания, а также новые информационные технологии из этой области.

И, наконец, сфера персональных данных.

Министерство осуществляет координационную и контролирующую деятельность по отношению массовых коммуникаций в сфере связи, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Также, к органам управления в области культуры относится Федеральное архивное агентство, осуществляющее регулирование в сфере архивного дела, контроля, оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом.

Ключевым органом в сфере культуры является Министерство культуры. Министерство культуры самостоятельно проводит политику правового регулирования, а также разработку инновационных проектов в области культуры, искусства, кинематографа, авторского права, культурного наследия и прочего. Оно координирует деятельность культурных учреждений, обеспечивает доступность знаний, различной информации, культурных ценностей и благ для граждан. Пытается реализовать создание условий для развития творческих способностей у населения.

Экономический механизм. Система ресурсного обеспечения (финансовых, матери­ально-технических ресурсов — прежде всего), экономичес­кий расчет и экономичес­кое стимулирование (организация заработной платы, материального поощрения или наказания)

Сфера культуры в современной РФ рассматривается не только как производитель и хранитель культурных ценностей, но и как важный сектор экономики, обеспечивающий рост занятости, развитие наукоемких отраслей, значительный приток доходов от туризма и новых налоговых платежей в государственные бюджеты, в том числе от высокодоходных, таких как производство аудио- и видеопродукции, реклама, мода, фотография, промышленный дизайн, качественно изменившие рынки товаров и услуг культурного назначения. Это обусловило существенный пересмотр государственной политики в сфере культуры, всё большей её увязки с социальной, промышленной, структурной и внешнеэкономической политикой.

В данном контексте следует быть крайне осторожным с поиском баланса между экономической эффективностью сферы культуры и её основными функциями, направленными на нематериальную сферу общественной жизни.

Персонал-ориентированный механизм естьсистема активизации деятельности, поиска нового в целях совершенствования качества результатов труда, работа с персоналом. Современные «персонал-ориентированные технологии» — это формирование и развитие мотивации к активной деятельности, систематическому поиску ново­го и совершенствованию качества результатов труда. С конца 90-х годов прошлого века управление персоналом приобретает инновационную и предпринимательскую направленность. Главным становится солидарный стиль, совместное мышление. Укрепляется самоуправление как основа организации. Возникает понятие «предприимчивый» человек как основная характеристика члена коллектива. Однако в РФ данному механизму не уделяется должное внимание и государственный менеджмент не регулирует данное направление системно и комплексно.

Информационный механизм. Объединяет предыдущие механизмы в совокупную систему, устанавливает взаимодействие между подсистемами организации через управленческие решения по различным хозяйственным, ком­мерческим, кадровым вопросам и соответствующий документооборот, который обеспечивает взаимосвязь планирования, контроля, учета и отчетности.

Соотношение и взаимосвязь управленческих реше­ний (в виде приказов, распоряжений), планирования (в виде планов и программ), контроля (в виде актов, справок проверок), учета и отчетности, доку­ментооборота и образует информационный механизм.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: