Индустрия культуры и совершенствование механизмов управления сферой культуры

Культурная индустрия.

Каждое общество, более того – каждый «народ» имеет свою особенную систему культуры, которая проявляется в жизни обычных людей, вне зависимости от желания.

Для полного раскрытия темы необходимо рассмотреть такое понятие как «культурная деятельность». Под этим термином мы понимаем деятельность, результат которой направлен на сохранение, распространение, а также освоение и создание культурных ценностей. Отметим, что субъектом деятельности всех учреждений культуры является личность.

Вне зависимости от временного промежутка и прочих обстоятельств деятельность культурных учреждений должна быть направлена на реализацию личностных, индивидуальных особенностей и качеств человека, а также удовлетворения его духовных потребностей.

Теперь можно перейти к видам деятельности сферы культуры в Российской Федерации. Первое - наибольшее распространение имеют: художественная литература, музыка, фотоискусство, театр и другие жанры искусства. Во-вторых, одним из самых важных видов деятельности в сфере культуры является издательская деятельность. Издатель является посредником между обладателем авторских прав и потребителем объекта культуры. В-третьих, в 21 веке, широкую известность и массовую поддержку получили кинематография, телевидение, радио и тому подобное. Также в эту характеристику мы добавим культурно – досуговую деятельность граждан и их эстетическое воспитание. Безусловно, одну из важнейших ролей играет образование, а также, неразрывно связанная с ним, научно – исследовательская деятельность. Другой стороной в сфере культуры является сохранение и использование культурного наследия России. Немаловажную роль играют музеи, библиотеки, всевозможные архивы, организации, занимающиеся культурным туризмом, дизайном, архитектурой, реставрацией декоративных и художественных изделий и, в конце концов, информационная деятельность, направленная на повышение популярности сферы культуры.

Также выделяют и типы учреждений культуры:

Во-первых — это культурно–досуговые учреждения. Во-вторых - парки культуры и отдыха. Здесь же можно отметить библиотеки, музеи, кинотеатры, центры досуга, культурные комплексы и культурно-спортивные комплексы.

Теперь остановимся поподробнее на каждом из этих типов учреждений культуры.

Первое в списке: культурно – досуговые учреждения. Они проводят широкую деятельность среди обычного населения, ведут работу по оказанию некоторой научной и методической помощи всем остальным учреждениям культуры данного района. Они является универсальным учреждением в организации досуга народа.

 

 

Таблица 2. Динамика количества учреждений культурно-досугового типа за 2006-2014 г.

Как мы видим из приведенного выше исследования, в настоящее время количество учреждений культурно-досугового типа сокращается: одна из главных этому причин – их неэффективная экономическая деятельность. Низкая посещаемость платных культурно-досуговых мероприятий, при заниженной стоимости разового посещения не предполагает положительных последствий для успешного функционирования этих организаций.

Именно так можно было бы рассуждать, если бы основной целью этих учреждений являлось бы получение прибыли. Но т.к. культурно-досуговые учреждения базируются на том, что выполняют необходимые обществу социально-ответственные функции, такие как: обеспечение досуга населения, обеспечение условий для массового отдыха, патриотическое воспитание граждан, обеспечение творческого процесса, они не должны просто закрываться, лишая общество возможности пользоваться ими производимыми благами.

Одно из очевидных решений этой проблемы – перераспределение бюджета.

 Культурная политика Российской Федерации предполагает две формы государственной поддержки культуры: прямое и косвенное (включает финансовые и налоговые льготы) финансирование. За последние 10 лет расходы консолидированного бюджета на культуру выросли более чем в 3 раза. Этот показатель наглядно доказывает, что государство понимает значимость сферы культуры и прилагает все усилия для её развития.

Источник:http://special.minfin.ru/ru/presscenter/?id_4=34618&area_id=4&page_id=2192&popupY

Но до культурно-досуговых учреждений деньги не доходят, и из этого следует вышеописанная картина. Мы предполагаем, что не следует просто увеличить объем бюджета, предназначенный культуре. Он и так с каждым годом растет. И это не может не отражаться на состоянии других отраслей нашей жизни. Следует подойти к этому вопросу экономичнее и бюджет, уже предназначенный сфере культуры, перераспределить между её отраслями и сбалансировать между ними.

 Далее нужно использовать творческий подход и изменить всю систему руководства данными учреждениями. Неэффективных руководителей от их должностей освободить. Дать возможность молодым и перспективным занять руководящие места на благотворительной основе, (на подобие реализующейся государственной программе «Дальневосточный гектар»), выплачивая минимальную заработную плату. По окончании квартала смотреть на результаты их деятельности. Не оправдавших надежд от должностей освободить, и на их места поставить следующих кандидатов. Тех же руководителей, кто реализовал свои таланты и показал себя, как грамотный управленец – в должности закрепить.

Таким образом, культурно-досуговые учреждения закрываться не будут, а постоянный приток новой энергии и молодых умов позволит им развиться до крайне высокого уровня.

Для реализации этого проекта необходимо централизовать управление культурой и реализовать дивизионную структуру управления. В роли руководителя должен выступить министр культуры, в роли дивизий – регионы Российской Федерации. 

Вернемся к типам учреждений культуры.

Парки культуры и отдыха — это природные объекты досуга, познавательного и просветительского характера, имеющие возможности для некоторого развлечения и эмоциональной разрядки людей. В основном это деятельность основана на коммерческой основе, что дает возможность стимулирования развития хозяйственной сферы. Парки культуры и отдыха обычно создаются в интересах населения для укрепления их здоровья, культурного развития, а также организации досуга на открытом воздухе. Даже в самом названии отражается определение этого типа учреждения культуры. Первая часть, то есть «Парк» подразумевает, что речь идёт, прежде всего, о природном объекте. Вторая часть, то есть слово «культура», указывает на просвещение и характер познавательности деятельности парка. И, наконец, «отдых» предполагает, что в парке располагаются развлечения на аттракционах для снятия утомления и площадки для стандартного получения расслабления и отдыха человека. В современном обществе одну из главных проблем парков культуры является экология.

Также, нужно уделить внимание и библиотекам. Библиотеки – это массовый распространённый тип учреждений культуры, осуществляющий сбор книг и других печатных изданий, их обработку, а также организацию работы с читателями. Самыми распространёнными видами государственных массовых библиотек являются сельские, районные, городские, областные, краевые, и республиканские.

Сейчас, в наше время сельские библиотеки также организуют передвижные библиотеки, пункты выдачи книг и, так называемое, книгоношество по домам.

Музей – это тип учреждения культуры, осуществляющий сбор, а также экспонирование материальных и духовных ценностей, ведение культурно – просветительной работы. Современное положение музеев также заметно улучшилось. Ходить в музеи становится «модно» не только среди старшего поколения, но и среди молодежи.

Десятого октября 2017 года Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации опубликовал результаты исследования, проведенного в рамках проекта по оценке качества жизни в городах Российской Федерации [1]. Был произведен замер культурной и образовательной среды в крупных и средних российских городах. Результаты исследования представлены ниже:

Рисунок 1. Исследование Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Всё это указывает на очевидный прогресс в состоянии сферы культуры Российской Федерации и в целом дает положительную оценку, реализуемой политике.

 

Заключение

Взгляды на тенденции развития управления культурных учреждений и механизмов управления культуры в целом имеют жесткую дифференциацию.

Одной из главных точек преткновения является степень подконтрольности и централизованности государственного регулирования сферы культуры.

Также большой проблемой является отсутствие законодательного закрепления понятия эффективности и результативности в сфере культуры. Существующие показатели (представленные в перечнях показателей эффективности деятельности учреждений сфер культуры на федеральном, региональном, местных уровнях) не имеют никакой взаимосвязи с отношением полученного результата к затратам на его достижение, что является сутью эффективности.

В связи с этим необходимо пересмотреть показатели эффективности деятельности ОГВ(ОМС) и учреждений в сфере культуры. Возможно потребуется вывести новый составной индекс, включающий экономическую, социальною и технологическую эффективность (предложения по введению подобного индекса уже сейчас появляются в научной литературе)

В рамках же персонал-ориентированного механизма необходимо сделать более четкий акцент на управление персоналом, выработать целостный системный подход к данному направлению.

Также ключевым фактором является финансовая государственная поддержка, в которой прослеживаются изъяны: культура, образование и наука не должны приносить прибыль, они должны поддерживаться государством для дальнейшей реализации своей миссии перед обществом: просвещение, нести моральные и нравственные устои, идеалы.

 

 

Список литературы:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. План деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2016-2021 годы (Утвержден приказом Минкульта РФ от 13.10.16 №2296)

3. Гусейнов А.М. Правовой статус и финансовые основы деятельности учреждений культуры в Российской Федерации / СПбГЭУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24221537 Дата обращения 30.11. 2017

4. М. В. Ивашкин, Г. К. Короткова Сфера культуры как объект управления и её роль в развитии социально-экономических отношений общества / ВЕСТНИК ТОГУ. 2011

5. Москвитина Е.И. Кадровое обеспечение инновационного развития Российского государства / Материалы V Международного научного конгресса «Фундаментальные и прикладные вопросы эффективного предпринимательства: новые решения, проекты, гипотезы»

6. Овсянко Д.М Административное право. 3-е изд., переработанное и дополненное - М.: Юристъ, 2000. - 468 с.

7. Попова А.С., Мирошниченко Е.В. Критерии и уровни оценки эффективности менеджмента в социально-культурной сфере/VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015.

8. М. С. Сюпова, Н. А. Бондаренко. Формы и модели государственного финансирования культурной сферы / Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». 2016 г.

9. Чапарина, С. Инструментарий и субъекты культурной политики / С. Чапарина // Культура: управление, экономика, право. - 2004. - № 2. - С. 22 - 25.

10. Шедько Ю.Н. Управление формированием, использованием и развитием человеческого потенциала на территории в условиях индустрии 4.0 / Ю.Н. Шедько // Право. Экономика. Безопасность. – 2017. - № 4 (12). – С.95

11. Исследование Финансового университета при Правительстве Российской Федерации/Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fa.ru/Documents/news/2017/09/53_Culture_Education_2017.pdf Дата обращения 30.03.20

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: