Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 57»
Г. Осинники Кемеровской области,
Ул. Ефимова 15.
Использование компьютерных технологий
в образовательной практике
ДМШ и ДШИ
Сборник музыкальных обучающих и развивающих компьютерных игр и тренажёров
Костюничева Ольга Владимировна
Преподаватель теоретических дисциплин
Осинники, 2011
Костюничева Ольга Владимировна
В данном сборнике собраны и описаны увлекательные, нацеленные на радость общения с миром музыки и на развитие творческих способностей обучающие и развивающие музыкальные игры и тренажёры.
Ценность данной работы заключается в ее актуальности для преподавателей-музыкантов различных дисциплин, носит практико-ориентированный характер, так как позволяет быстро выбрать из множества игр необходимую по тематике и содержанию, с учётом возраста и подготовленности учащихся.
Работа ярко и красочно оформлена. Игры снабжены иллюстрациями, имеют краткое описание содержания и правил использования. Указаны фамилии авторов отдельных игр, адреса сайтов и прямые ссылки на них.
Осинники, 2011г.
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………. | 7 |
I Обучающие игры, тренажёры и системы музыкального обучения для освоения музыкальной грамоты, формирования и развития слуховых и творческих навыков учащихся ДМШ, ДШИ. | |
Ø «Музыкальный класс» …………………………………………....... | 10 |
Ø «Изучаем названия нот» (И.В. Бурский) ………………………...... | 16 |
Ø «Гена и чебурашка», ритм (И.В. Бурский) ………………………. | 17 |
Ø «Метроном», «Метроном 1» (И.В. Бурский) ……………………… | 17 |
Ø «Интерактивная музыкальная обучалка» ……………………….. | 18 |
Ø «Однорукий пианист» ………………………………………………. | 18 |
Ø «FleshPlayer» guitar, guitar1 ………………………………………... | 18 |
Ø «Ритмический размер» ……………………………………………… | 19 |
Ø «Длительности нот» …………………………………………………. | 19 |
Ø «Интерваллер» (Роман Махно) …………………………………….. | 19 |
Ø «Accordeon» (Сергей Антонюк) …………………………………….. | 19 |
Ø «Том и Джери» (И.В. Бурский) …………………………………....... | 20 |
Ø «Ноты-птицы» (И.В. Бурский) ……………………………………... | 20 |
Ø «Интервалы» (И.В. Бурский) ………………………………………. | 21 |
Ø «Трезвучия» (И.В. Бурский) ………………………………………... | 22 |
Ø «Ритм и интонация» (И.В. Бурский) ………………………………. | 23 |
Ø «Знание нот на клавиатуре и грифе» ……………………………… | 24 |
Ø «Музыкальные аркады» ……………………………………………. | 25 |
Ø «Музыкальный Колледж Студент 1» ……………………………... | 27 |
Ø «Ear Master Pro» (Мастеробучения) ……………………………… | 28 |
Ø «Earope» ……………………………………………………………… | 29 |
II Увлекательные музыкальные игры для детей дошкольного возраста. | |
Ø Мурзилка. Затерянная мелодия …………………………………… | 31 |
Ø Скоро в школу. Развиваем музыкальные способности…………. | 32 |
Ø "Играем с музыкой П.И. Чайковского Щелкунчик" …………… | 33 |
Ø "Играем с музыкой Моцарта. Волшебная флейта" …………….. | 34 |
Ø «Алиса и Времена года». ……………………………………………. | 35 |
Ø «Улица Сезам. Давайте сочинять музыку» ………………………. | 36 |
Ø «Карнавал животных» ………………………………………………. | 37 |
Ø «Ноты» ………………………………………………………………… | 37 |
Ø «Взрываем ноты» …………………………………………………….. | 38 |
Ø «Сочиняем музыку»..………………………………………………… | 39 |
Ø Музыкальная игра «Одинаковые звуки» ………………………… | 39 |
Ø «Клавиатура» …………………………………………………………. | 39 |
Ø «Музыкальные инструменты оркестра» …………………………. | 39 |
Ø «Повторяй за щенком». ……………………………………………... | 39 |
Ø «Новая музыкальная обучающая игра» ………………………….. | 40 |
Ø «Игра с музыкальными инструментами» ………………………… | 40 |
Ø «Изучаем нотный стан и клавиатуру»…………………………….. | 40 |
Ø «Нотный стан и клавиатура» ………………………………………. | 40 |
Ø «Развиваем слух и музыкальную память» ……………………….. | 40 |
Ø «MusicRoom» ………………………………………………………… | 40 |
Ø «Оркестр». ……………………………………………………………. | 41 |
Ø «Учебная клавиатура» ……………………………………………… | 41 |
Ø «Музыкальная игра» ………………………………………………... | 41 |
Ø «Послушай и повтори за гномами их мелодию». ………………... | 41 |
Ø «Концерт для хора с котенком»…. ………………………………… | 41 |
Ø «Музыкальный ансамбль на островах». …………………………. | 42 |
Ø Музыкальная Flash игра "Повтори за птичками" ……………… | 42 |
Ø Музыкальная онлайн Flash игра по нотам "Как под горкой, под горой" ……………………...…………………. | 42 |
Ø Играем по нотам на виртуальном пианино "Маленькая елочка" …………………………………………………. | 43 |
III Флеш игры. | |
Ø Флеш-игра «Рок-урок» ……………………………………………… | 43 |
Ø Флеш-игра «Попади в ноты» ………………………………………. | 43 |
Ø Флеш-игра «Рок-отель» …………………………………………….. | 44 |
Ø Флеш-игра «Высшая музыкальная школа» …………………….. | 44 |
Ø «Пианист» …………………………………………………………….. | 45 |
Ø «Учитель хип-хоп танцев» ………………………………………… | 45 |
Ø «Про супер машину-барабанщик» ………………………………… | 45 |
Ø «Флеш игра про барабанщика». …………………………………… | 46 |
Ø «Игра про ноты»… …………………………………………………... | 46 |
Ø Игра «Диджейский пульт». ………………………………………… | 47 |
Ø «Игра Звуки вокруг нас»… ………………………………………… | 47 |
Ø Игра «Грязная музыка» ……………………………………………. | 47 |
Ø Игра «Звуки Гомера Симпсона».. ………………………………… | 47 |
Ø Флеш игра «Танцы» ………………………………………………… | 48 |
Ø Игра «Пение вчетвером»…. ………………………………………… | 48 |
Ø Музыкальная игра «Зверушки» …………………………………… | 48 |
Ø Игра «Музыкальные панки»…… ………………………………….. | 48 |
IV Онлайн игры. | |
Ø «Бесплатные обучающие on-line игры» …………………………... | 49 |
Ø «Пианино» - записывает и проигрывает мелодии ………………. | 49 |
Ø Музыкальные онлайн игры - гитара, пианино, барабаны. Тренинги музыкального слуха …………………………………….. | 50 |
Музыкальные инструменты ………………………………………….. Игра в барабаны. Онлайн пианино - записывает вашу музыку Онлайн барабанная установка Музыкальная шкатулка (пианино, барабаны и гитара) Музыкальная машина на основе гитары Игра на пианино - забавная онлайн игра Увлекательный редактор барабанной установки Beatbox - музыкальная шкатулка Редактор звуков пианино Барабаны на флеше - увлекательная музыкальная игра Барабаны - играй мышкой и клавиатурой Играй в онлайн гитару Трех октавное пианино Трех октавное пианино Клавиатура пианино | 50 |
Музыкальные тренажеры ……………………………………………… Онлайн пианино - тренажер слуха Тренажер музыкального слуха. Гитарные аккорды Тренировка музыкального слуха Перетаскивание нот Аккордная клавиатура для пианино Найди парные ноты Тренинг музыкального слуха 2 Игра на развитие музыкальной памяти Стрелялка нотами. Музыкальная игра Определи что это за инструменты. Музыкальная загадка Восстанови музыкальный ритм Восстанови ритм барабанов Тренировка слуха | 50 |
Музыкальные игры для детей ………………………………………… Радуга из нот - музыкальная игра для детей Научись играть на пианино мелодию "Jinglebells" Найди парные ноты. Уровень сложности - для детей Парные музыкальные объекты - повтори ритм Найди парные ноты - tempo Музыкальная игра для детей - коровьи ноты Создай тишину - детская музыкальная игра Детская музыкальная игра - пианино из зверей Детская музыкальная игра - пианино Детская музыкальная игра - повтори мелодию на пианино | 51 |
Клавиатуры ……………………………………………………………… Барабаны -онлайн музыкальная игра Барабаны онлайн - прикольная музыкальная игра Онлайн барабаны Барабанная установка Барабанная установка Онайн барабаны Онайн барабаны | 51 |
Генераторы музыки ……………………………………………………. Генератор музыки Генератор музыки - Термин Вокс Генератор музыки | 51 |
Виртуальное пианино …………………………………………………… Клавиатура пианино - музыкальная игра Клавиатура пианино - музыкальная игра Клавиатура пианино - музыкальная игра Клавиатура пианино - музыкальная игра Клавиатура пианино - музыкальная игра Прикольное пианино - музыкальная игра Прикольное пианино - музыкальная игра Ксилофон | 51 |
Упражнения для гитаристов …………………………………………… C-мажорные аккорды Как играть на гитаре (pickingpatterns) Как играть на гитаре (scales) Как играть на гитаре (strumpatterns) Основные гитарные аккорды Гитарные аккорды - найди и запомни Игра на гитаре аккордами | 51 |
Ø Популярные музыкальные онлайн игры………………………… | 52 |
Введение
Все люди, за некоторым незначительным исключением, играют в игры.
Игры позволяют занять, структурировать время. Игры будоражат чувства и наполняют жизнь переживаниями. Игры дают энергию для свершений или для удерживания себя от деятельности.
Хорошо продуманная игра захватывает человека целиком. Это единство мыслей, чувств и движения. Это гармоничная жизнь в образе, роли, ситуации, мире. Игра привлекательна для любого человека любого возраста и обладает огромными обучающими, развивающими, совершенствующими личность возможностями.
По определению М.Р. Битяновой в игре заложен широкий потенциал развития:
1 Игра - это внутренне мотивированная самоценная для человека деятельность. В игре человек чувствует себя непринужденно, согласно своей человеческой природе.
2 Человек включается в нее целиком: всем своим интеллектуальным, личностным, эмоциональным потенциалом, всем своим жизненным опытом и творческими ресурсами. Следовательно, игра предоставляет широчайшие возможности для развития и саморазвития, так как человек находится в состоянии «максимальной готовности» к этому.
3 Игра задает участнику правила поведения, границы дозволенного, временные пределы самореализации в данном игровом пространстве. Очевидно, что благодаря этому игра дает значительные возможности для формирования саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки.
4 Игра позволяет осмыслить и понять себя, увидеть (почувствовать) перспективы изменения, примерить новые модели отношений к миру и к себе, которые, возможно, останутся с человеком и за пределами игрового пространства.
Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:
1. Обучающая функция - развитие обще-учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие информации различной модальности.
2. Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
3. Коммуникативная функция - объединение учащихся в коллектив, установление эмоциональных контактов.
4. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
5. Психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего психофизиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.
6. Развивающая функция - гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
7. Воспитательная функция - психотренинг и психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
Компьютерные игры все увереннее входят в число инструментов обучения. И этот процесс будет продолжаться, подобно тому, как все шире применяются в обучении мобильные технологии. Уже существуют исследовательские группы, изучающие обучающий потенциал игр и их роль в образовании, разрабатывающие педагогическую модель применения игр.
В современном мире с быстро развивающимися информационными технологиями, увлекающими в свой мир всё прогрессивное человечество, возникает вопрос: как помочь школьнику сохранить свое физическое и психическое здоровье, как сделать так, чтобы он жил активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость?
В настоящее время жанр музыкальных развивающих и обучающих игр для детей стремительно развивается. Интересных обучающих музыкальных игр становиться все больше и все большего времени они требуют.
Игры предоставляют платформу для активного обучения. Обучение в них происходит не только в форме пассивного чтения и слушания. Они могут настраиваться под нужды пользователя, предоставляют мгновенную обратную связь, дают возможность самостоятельно делать открытия, приходить к новому пониманию. При этом изученный материал хорошо и надолго запоминается. Мотивация, увлеченность, порождаемая использованием игр гораздо выше, когда они не являются частью формального образования. Игры – это только часть учебной практики, и должны использоваться в рамках подхода смешанного обучения, наряду с иными методами.
Предлагаемая работа имеет своей целью содействие совершенствованию форм и методов музыкального обучения, внедрению информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательную практику ДМШ и ДШИ.
Существует огромное количество всевозможных компьютерных игр, которые не только увлекательны, но еще и познавательны. И среди всего этого разнообразия лишь малая доля приходится на музыкальные игры. Однако они все заслуживают пристального внимания, т.к. самое интересное на свете занятие для детей – играть в увлекательные, захватывающие, даже азартные творческие и добрые игры, в том числе и музицировать.
Однако чтобы играть, надо знать правила игры.
Для того чтобы с удовольствием играть в "практическую" музыкальную игру или "музицировать", нужно иметь музыкальный инструмент (хотя бы даже и собственный голос), уметь на нём играть и уметь читать записанные кем-либо (или самим собой) музыкальные образы или, попросту говоря, читать ноты. (Это может быть и гитарная табулатура в том числе).
Несмотря на всё это, человек, который решил серьёзно заниматься музыкой, неизбежно столкнётся с необходимостью чтения нот в классической нотной записи или записыванием сочинённой им музыки той же классической (традиционной) нотной записью.
Собранные автором данной работы, обучающие музыкальные игры сами по себе – увлекательные, нацеленные на радость общения с миром музыки и на развитие творческих способностей.
Такие из них, как комплект из 4 игр «Музыкальные аркады» (авторы Алексей Выграненко, композитор, звукорежиссёр ООО «Виратек»; Алексей Устинов, руководитель компании. music-arcade.virartech.rumusic-training. virartech.ru), русифицированные «EarMaster» и «Earope» - претендуют быть названными системой музыкального обучения.
Ориентируясь на уровень сложности предлагаемых заданий, собранные и исследуемые автором музыкальные обучающие игры и тренажёры условно разделены на разделы, учитывающие возраст, степень обученности и подготовки учащихся:
I Обучающие игры, тренажёры и системы музыкального обучения для
освоения музыкальной грамоты, формирования и развития слуховых
и творческих навыков учащихся ДМШ, ДШИ.
II Увлекательные музыкальные игры для детей дошкольного возраста.
III Флеш игры.
IV Онлайн игры.
Каждая представленная в работе игра имеет краткое описание содержания и правил использования.
Также в работе размещены названия и электронные адреса сайтов, с помощью ссылок на которые можно мгновенно найти в интернете и использовать необходимую «онлайн» или «флеш» игру.
I Обучающие игры, тренажёры и системы музыкального обучения для освоения музыкальной грамоты, формирования и развития слуховых и творческих навыков учащихся ДМШ, ДШИ.
Ø «Музыкальный класс»
http://nnm.ru/blogs/Anechka_2008/muzykalnyy_klass/
Система музыкального обучения для детей младшего школьного
возраста, состоящая из девяти самостоятельных игр:
Основной экран
(правила использования)
1. Чтобы остановить звуковой рассказ о предлагаемых играх и упражнениях, нужно щелкнуть мышкой по экрану (но не по какому-либо предмету).
2. Передвинув курсор на какой-либо предмет, можно послушать, что это за игра или урок.
3. Чтобы увидеть в действии какой-либо урок или игру, нужно щелкнуть мышкой по соответствующему предмету.
4. Чтобы закончить работу с программой, щелкнуть мышкой по изображению колокольчика.