К изучению истории
Подход | Достоинства | Недостатки | |
| |||
Фор- | Позволяет увидеть то | Большинство процессов | |
маци- | общее, что было в ис- | политического, духовно- | |
онный | торическом развитии | го, идейного, культур- | |
различных народов, | ного порядка не может | ||
представить историю | быть без искажений и | ||
человеческого обще- | упрощений объяснено | ||
ства как единый про- | с чисто экономических | ||
цесс, установить опре- | позиций; | последова- | |
делённые законы исто- | тельное | применение | |
рического развития | формационного подхода | ||
общества, предложить | в чём-то отодвигает на | ||
периодизацию всемир- | задний план роль чело- | ||
ной истории и истории | веческого фактора; не- | ||
отдельных народов | достаточное внимание | ||
уделяется своеобразию, | |||
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
§ 6. Человек и история | 47 | |||
Окончание таблицы | ||||
| ||||
Подход | Достоинства | Недостатки | ||
уникальности, неповто- | ||||
римости истории отдель- | ||||
ных обществ и народов | ||||
Циви- | Позволяет всесторонне | При последовательном | ||
лиза- | изучать историю кон- | применении ведёт к тому, | ||
цион- | кретных обществ и на- | что становится невозмож- | ||
ный | родов, ориентирует на | ным взгляд на всемирную | ||
изучение таких сторон | историю как на единый | |||
общественной жизни, | закономерный процесс | |||
как ценности, нацио- | исторического развития | |||
нальные особенности, | человечества в целом; | |||
духовная жизнь, психо- | создаёт возможность обо- | |||
логия и др. | собленного рассмотрения | |||
народов и обществ | ||||
Участники исторического процесса. Кто же являетсяосновным участником исторического процесса? Кто, так сказать, движет историю? Известный русский историк и писатель Н. М. Карамзин (1776—1826) считал, что «исто-рия в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потом-ству; дополнение, изъяснение настоящего и пример буду-щего». Это можно понять так, что главное в истории — деятельность народных масс и тот опыт, который они из неё извлекают.
Однако народ каждой страны состоит из разных обще-ственных групп, классов, имеющих неодинаковые инте-ресы. Если они действуют сплочённо и согласованно, то становятся самостоятельными и активными участниками исторического процесса. При этом каждый отдельный человек выступает как представитель определённой общ-ности людей (социальной группы, класса, нации и т. д.).
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
48 Тема 1. Общественная сущность человека
Ход исторических событий, обусловленный деятель-ностью общественных групп, классов и народных масс,
в целом может носить как эволюционный, так и револю-ционный характер.
Эволюция (от лат. evolutio —развёртывание) —этопостепенные и вместе с тем существенные изменения в общественной жизни.
Революция (от фр. revolution —коренной переворот)представляет собой резкий, скачкообразный переход к новому качественному состоянию общества.
В обществознании революция часто понимается как отно-сительно скоротечный радикальный политический перево-рот, связанный с применением насильственных действий, —
в противоположность реформам, т. е. поэтапным, плано-мерным изменениям.
Революция никогда не является последствием загово-ра одиночек. Она может возникнуть только в результате накопления объективных предпосылок, приводящих в движение большие социальные силы и создающих рево-люционную ситуацию. Революции всегда предшествует эволюционный период развития, в ходе которого нарас-тают проблемы и противоречия, настоятельно требующие разрешения. Революция происходит потому, что прием-лемые для большинства людей решения этих проблем не были найдены.
Выберут ли участники исторического процесса путь реформирования системы общественных отношений, по-степенного их изменения или встанут на путь революцион-ного насилия и крутой ломки сложившейся организации общества, зависит во многом от общественных умонастрое-ний, умения и желания людей приходить к согласию, предвидеть последствия своих действий. Реформы, как и революции, тоже требуют больших усилий и даже муже-ства. Реформаторов обычно критикуют за медлительность, непоследовательность, недостаточную эффективность осу-ществляемых преобразований. Однако реформаторский
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
§ 6. Человек и история 49
путь изменения общественной жизни всё же менее разру-шителен и не вызывает такого ожесточения у участников исторического процесса, как это характерно для насиль-ственного, революционного, пути.
Итак, объяснение истории — это раскрытие причин, которые побудили участников исторического процесса действовать именно так, а не иначе.
Роль личности в истории. В истории действуют мно-жество людей. Некоторые из них оставили в ней зна-чительный след, наложили свой отпечаток на ход исто-рических событий и их результаты. Благодаря чему это оказалось возможным?
Отдельный человек, став во главе государства, полити-ческой партии, народного движения, может значительно повлиять на ход событий общественной жизни в том слу-чае, если он лучше других понимает назревшие обществен-ные проблемы, ясно видит те социальные слои, которые призваны их решить, и притом сам обладает задатками лидера, организатора, способного сплачивать людей и ве-сти их за собой. Под харизмой (по-гречески chаrisma — милость, благодать, божественный дар) понимают исклю-чительную одарённость человека. Харизматическим лиде-ром называют того, кто в качестве пророка, проповедника или политического деятеля обладает необычайной способ-ностью воздействовать на людей, убеждать их в правиль-ности того пути, который он предлагает.
Любая, даже самая яркая и талантливая личность дей-ствует в определённых условиях и не способна отменить их по своему произволу. Особенности личности полководца, политического лидера, творца новой религии, выдающего-ся учёного или художника влияют на форму протекания соответствующих процессов. Но даже гений не способен осуществить то, что противоречит законам природы или в корне расходится с историческим опытом людей, их стрем-лениями, ожиданиями и возможностями.
Историческая личность лучше других способна опреде-лить сложившиеся возможности, уловить формирующиеся тенденции изменений в общественной жизни, в экономике,
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
50 Тема 1. Общественная сущность человека
культуре и возглавить движение по реализации этих воз-можностей. Выдающийся изобретатель соединяет вме-сте те идеи, которые как бы витали в воздухе, и придаёт им чёткую, убедительную форму, позволяющую успешно реализовать творческий замысел. Так работал, например, американский изобретатель Т. А. Эдисон (1847—1931). Выдающийся политик говорит людям то, к чему они обыч-но уже внутренне готовы, и объединяет их для решения задачи, важность которой они способны понять и принять. Примером может служить первый Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.
Огромный вклад в исторический процесс вносят не только государственные деятели, но и гениальные лич-ности, творящие в сфере науки, техники, философии, литературы, искусства, религиозной мысли. Человече-ство всегда будет чтить имена Платона и Аристотеля, Леонардо да Винчи и Рафаэля, Ньютона и Менделеева, Шекспира и Пушкина, Бетховена и Чайковского. Их творчество оставило глубочайший след в истории миро-вой культуры.
Некоторые выводы
1. При изучении истории важно не только зафиксиро-вать факты, но и понять интересы и цели участников исторического процесса. 2. В науке сложилось два основных подхода к осмыслению исторического про-цесса: формационный и цивилизационный. 3. Ход исторических событий может иметь как эволюци-онный, так и революционный характер. 4. Творца-ми истории и главными участниками исторического процесса являются народные массы. 5. Гениальность исторической личности заключается в умении опреде-лить сложившиеся возможности, уловить назревшие изменения в обществе и возглавить движение, обе-спечивающее превращение этих возможностей в дей-ствительность.
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
?! Вопросы и задания
§ 7. Реальный гуманизм 51
1. По мнению М. В. Ломоносова (1711—1765), учёного, поэта и философа, история «даёт государям примеры правления, подданным — повиновения, воинам — мужества, судиям — правосудия, младшим — старших разум, престарелым — сугубую твёрдость в советах, каждому — незлобливое увеселение, с несказанною пользою соединённое». А в чём пользу от изучения истории видите вы?
2. Подберите примеры к предлагаемым значениям слова «исторический»:
а) исторический — относящийся ко времени, от которого сохранились вещественные памятники; б) исторический — важный для истории, знаменательный, вошедший в историю;
в) исторический — существовавший в действительности, не вымышленный; г) исторический — изучающий явления в их последователь-ном развитии.
3. Российский историк В. О. Ключевский (1841—1911) ви-дел в истории учительницу, которая «учит даже тех, кто у неё не учится; она их проучивает за невежество и пре-небрежение…» Как вы это понимаете? Приведите при-меры.
Реальный гуманизм
Идея гуманизма. Латинское словоhumanusозначает«человечный».
Гуманизм —это мировоззренческая идея,котораяутверждает достоинство и самоценность человека, его свободу и право на счастье.
Современный гуманизм зарождается в эпоху Возрожде-ния, когда в Италии, а потом и в других странах возника-ет движение, направленное против духовного всевластия церкви. Гуманисты этой эпохи провозглашают человека наивысшим из всех живых существ, утверждают, что он способен познавать мир и призван творить новое, наслаж-даться жизнью и нравственно совершенствоваться.
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
52 Тема 1. Общественная сущность человека
Предпосылки такого понимания призвания человека и его места в мире возникли ещё в античности. В Древней Греции сформировалось убеждение в том, что свободные люди должны не только многое знать о себе и о мире в целом, но и уметь управлять собой, быть гармонично раз-витыми. В Средние века вопросу о призвании человека тоже уделялось большое внимание. Правда, это призва-ние виделось в служении Богу, в смирении и подчинении разума вере. Эпоха Возрождения и эпоха Просвещения наполнены призывами освободить человеческий разум от духовных оков. Свобода человека связывалась при этом с правом на частную инициативу и предприимчивость, с опорой на собственный разум при организации как лич-ной, так и общественной жизни.
Считая себя центром мироздания, человек покорял природу, создавая для этого мощную технику и развивая науку. Обратной стороной научно-технического прогресса явилось расхищение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Новое время — это время торжества духа предпринимательства и вместе с тем нарастания со-циального неравенства; это эпоха революций и разру-шительных войн. Трагические события ХХ в. наглядно показали, что всеобъемлющее изменение материальных сторон жизни, развитие производства и науки, укрепление военной мощи государств вовсе не гарантируют гуманиза-ции общественных отношений. В наши дни, как и в эпоху Возрождения, остро стоит вопрос о подлинном, реальном гуманизме.
Гуманизировать нужно прежде всего деятельность го-сударства. Его могущество не должно быть связано только
с гонкой вооружений и военными столкновениями, кото-рые имеют трагические последствия и несут угрозу челове-ческому благополучию. Безудержная погоня за прибылью также способствует дегуманизации, т. е. обесчеловечива-нию общественной жизни, вносит в неё нестабильность, порождает кризисы и делает человека беспомощным «вин-тиком» огромной и бездушной экономической системы. Экономика, которая использует новейшие достижения нау-ки и техники, должна быть нацелена на благо человека.
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
§ 7. Реальный гуманизм 53
Важно поэтому изучать реальный опыт создания условий, благоприятствующих развитию человека и общественному прогрессу.
Основные положения идеологии белорусского госу-дарства. Идеология белорусского государства —это сово-купность идей и идеалов, которые отражают национально-исторические традиции и ценности белорусского народа, характеризуют основные цели современного развития бе-лорусского общества. Государственная идеология призвана способствовать устойчивому социально-экономическому и духовному развитию Республики Беларусь, укреплению гражданского согласия.
Идеология белорусского государства охватывает основ-ные сферы общественной жизни — экономическую, политико-правовую, социальную и духовную. В каждой из этих сфер она определяет важнейшие задачи практи-ческой деятельности и пути объединения нашего общества
с целью упрочения страны, её поступательного развития. Белорусов объединяет любовь к отечеству, стремление обеспечить его экономическое благосостояние, подлин-ный демократизм, защиту прав человека, национальную безопасность, расцвет белорусской культуры.
Правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция Республики Беларусь; социально-экономической основой — белорусская экономическая мо-дель, ориентированная на повышение уровня и качества жизни людей путём инновационного развития, которое под-держивается государством. К нравственным ценностям, объ-единяющим наших соотечественников, относятся взаимоува-жение людей с разными убеждениями и верованиями, если они не противоречат закону, а также гражданственность и патриотизм. Конституция Республики Беларусь — законо-дательная основа практического, действенного гуманизма.
Гуманистическую сущность Конституции Республики Беларусь наиболее чётко раскрывает статья 2, которая гласит:
«Человек, его права, свободы и гарантии их реали-зации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
54 Тема 1. Общественная сущность человека
Конституция Республики Беларусь
Государство ответственно перед гражданами за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукосни-тельное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».
В разделе II Конституции, который называется «Лич-ность, общество, государство», подробно излагаются важ-нейшие права и свободы граждан Республики Беларусь.
В нём отмечается, что каждый гражданин нашей страны имеет право на достойный уровень жизни. При этом го-сударство защищает жизнь человека от любых противо-правных посягательств.
Государство гарантирует права и свободы людей, за-креплённые в Конституции и законах страны, а также предусмотренные её международными обязательствами.
В ряду экономических, социальных и культурных прав особое значение имеет право на труд, который является
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
§ 7. Реальный гуманизм 55
наиболее достойным способом самоутверждения человека. Это предполагает право на выбор профессии и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием и с учётом общественных потребностей.
Огромное значение имеет также право на образование, которое гарантировано доступностью и бесплатностью об-щего среднего и профессионально-технического образова-ния. Конституция гарантирует нашим гражданам право на охрану здоровья, на социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом.
Каждому гражданину гарантируется право на собствен-ность и её неприкосновенность, если эта собственность приобретена законным способом.
Конституция провозглашает право каждого человека сохранять свою национальную принадлежность и недо-пустимость оскорбления национального достоинства. Все люди имеют право пользоваться родным языком и выби-рать язык общения.
Гарантируется право каждого человека самостоятельно определять своё отношение к религии, свобода мнений и убеждений. К важнейшим личным, гражданским и по-литическим правам относятся также свобода и непри-косновенность личности, которые могут быть ограничены только в случаях и в порядке, установленном законом. Гарантируется свобода собраний, митингов и т. д., свобода объединений, право граждан на участие в решении госу-дарственных вопросов.
Этим и некоторым другим основополагающим пра-вам соответствуют обязанности: соблюдать Конституцию, законы страны, уважать её национальные традиции, историко-культурное и духовное наследие, защищать свою Родину.
Социальная ориентированность белорусской эко-номики. Белорусская экономическая модель предполагаетпостоянную заботу о повышении уровня и качества жизни населения. Важнейшее средство достижения этой цели — заработная плата. Она становится главным фактором, сти-мулирующим трудовую активность граждан.
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
56 Тема 1. Общественная сущность человека
Уровень жизни определяется прежде всего размерамидоходов. Высокое качество жизни означает, что человек не только получает достойную заработную плату, но и ощущает социальную защищённость и уверенность в за-втрашнем дне, имеет возможности для реализации своего духовного потенциала.
Социальная политика белорусского государства пред-полагает поддержку тех людей, которые в силу реальных причин не могут участвовать в общественном производстве (пенсионеры, дети, инвалиды) или находятся в трудной жизненной ситуации. Очень важно, что в Беларуси уда-лось не допустить значительного роста безработицы. Тем, кто временно не имеет работы, выплачиваются пособия,
а также предоставляется возможность пройти переподготов-ку, освоить профессии, востребованные на рынке труда.
В стране планомерно развивается сфера социального обслуживания. Создана сеть учреждений, которые помога-ют детям, оставшимся без попечения родителей, престаре-лым, инвалидам. Совершенствование пенсионной системы нацелено на обеспечение более высокого уровня жизни пенсионеров. Пенсии периодически повышаются.
Успешно реализуется программа «Дети Беларуси». В ней намечен ряд конкретных мер по оказанию помощи детям-инвалидам и детям-сиротам, профилактике детской пре-ступности и наркомании, разработке и выпуску высоко-качественного детского питания, социальной поддержке белорусской семьи. Семьям, воспитывающим детей, вы-плачиваются государственные пособия.
В соответствии с Государственной программой возрож-дения и развития села на 2005—2010 гг. в стране намече-но создать около полутора тысяч агрогородков. Каждый агрогородок — это благоустроенный населённый пункт, располагающий всеми необходимыми объектами производ-ственной и социальной инфраструктуры для обеспечения комфортной жизни сельских тружеников.
Последовательно осуществляются также программы развития малых и средних городов. Сегодня в Республи-ке Беларусь более 180 малых городов, в которых живут сотни тысяч человек. Людям здесь нужны стабильная и
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
§ 7. Реальный гуманизм 57
перспективная работа, достойный заработок. Предприятия
в малых городах технически переоснащаются, перепро-филируются на производство востребованной рынком кон-курентоспособной продукции. В итоге будет обеспечено выравнивание качества жизни людей на всей территории страны.
Уютный, тёплый дом или квартира — важный фактор качества жизни как отдельного человека, так и его семьи. По размаху жилищного строительства Республика Бела-русь лидирует в СНГ. В нашей стране соблюдаются кон-ституционные права граждан на бесплатное медицинское обслуживание и доступную медицинскую помощь, которую оказывают более 700 больниц, около 2000 амбулаторно-поликлинических организаций.
В Республике Беларусь имеется более 22 тысяч спор-тивных сооружений. Приверженцами здорового образа жизни, участниками спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и туристических мероприятий являются более трети людей, находящихся в активном трудоспособ-ном возрасте.
В стране функционирует более 9 тысяч учреждений культуры. Успешно осуществляется реконструкция и тех-ническое переоснащение всех государственных театров и цирков. Особое внимание уделяется развитию образова-ния. Беларусь по праву гордится своей общеобразователь-ной школой, системой профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Большин-ство выпускников профессионально-технических училищ приобретают две и более профессии. Это очень помогает им при устройстве на работу. Учреждения образования полностью обеспечивают потребности страны в рабочих, служащих и специалистах.
Некоторые выводы
1. Идеология белорусского государства выражает исто-рический опыт нашего народа и раскрывает основные цели современного развития белорусского общества.
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
58 Тема 1. Общественная сущность человека
2. Гуманистическая сущность белорусского государ-ства определена в Конституции страны, являющейся правовой основой его идеологии. 3. Ключевая ха-рактеристика белорусской экономической модели — социальная направленность. 4. Забота о человеке, защита его свобод, прав и достоинства личности — определяющие черты реального гуманизма.
?! Вопросы и задания
1. Опираясь на материалы курса истории, охарактеризуйте взгляды гуманистов эпохи Возрождения.
2. Как вы считаете, можно ли говорить о христианском гума-низме?
3. Какие угрозы реальному гуманизму, на ваш взгляд, суще-ствуют в современном мире?
4. В чём основное содержание идеологии белорусского госу-дарства?
5. Охарактеризуйте основные права и свободы человека, из-ложенные в Конституции Республики Беларусь.
6. В чём выражается социальная ориентированность бело-русской экономики?
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
Практикум
59
1. В книге, составленной последователями древнеки-тайского мыслителя Лао-цзы (IV—III вв. до н. э.), есть такой текст.
«Ян Чижу сказал: «Человек подобен небу и земле и, как они, таит в себе природу пяти движущих начал. Че-ловек — самое разумное среди всех существ, наделённых жизнью. И в то же время ногти и зубы человека недо-статочно сильны, чтобы обеспечить ему охрану и защиту; мускулы и кожа недостаточно крепки, чтобы оборонять его и отражать удары; ноги недостаточно быстры, чтобы унести от опасности. У человека нет ни шерсти, ни перьев, защищающих его от холода и жары, и, чтобы прокормить-ся, он должен полагаться не на силу, а на разум. Поэтому человек высоко ценит разум и с пренебрежением относит-ся к силе, ибо разум сохраняет его существование, а пре-зренная сила вершит насилие над внешними вещами».
Объясните, как разум человека возмещает недостаток си-лы и естественных средств защиты. Согласны ли вы с тем, что человека характеризует прежде всего разум, а не сила?
2. Немецкий философ Людвиг Фейербах (1804—1872) писал:
«В чём же заключается сущность человека, сознавае-мая им? Каковы отличительные признаки истинно чело-веческого в человеке?
Разум, воля и сердце.
Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли — энергия характера, сила чувства — любовь. Разум, любовь и сила воли — это совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная сущ-ность человека как такового и цель его существования».
Почему, на ваш взгляд, Л. Фейербах именно так опре-делил сущность человека?
3. Исследователи отмечают, что традиционно в бело-русской семье для воспитания детей использовался пре-жде всего положительный пример матери, отца и старших членов семьи, а также следующие методы:
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
60 Тема 1. Общественная сущность человека
• внушение маленьким детям различных правил и требований с помощью колыбельных песен, забав, сказок, наполненных родительской любовью;
• включение детей с самых ранних лет в хозяйственно-трудовую деятельность, общение со старшими и сверстни-ками;
• участие родителей и старших членов семьи в выборе детьми ответственных решений;
• поощрение детей с целью воспитания чувства соб-ственного достоинства и таких моральных качеств, как доброта, трудолюбие, старательность, послушность, уважи-тельность к старшим членам семьи и к другим людям;
• намёк (прямой или косвенный) — этичный и кор-ректный способ показа детям их недостатков и просчётов в поведении и деятельности;
• упрёк — выражение родителями как словом, так и взглядом, жестами, мимикой неудовлетворённости поступ-ками и поведением детей;
• испытание как способ проверки подготовленности детей к самостоятельной трудовой и семейной жизни,
к выполнению моральных правил и норм жизни своего народа;
• благословение — комплекс родительских наставле-ний, поучений, предостережений, наказов и просьб к де-тям в самые ответственные периоды их жизни (переход к самостоятельной трудовой деятельности, служба в армии, женитьба или замужество).
Охарактеризуйте эти методы с точки зрения их дей-ственности, важности для дальнейшей жизни детей, гу-манности. Какие из названных методов применяются в вашей семье?
4. Познакомьтесь с основными положениями Конвен-ции о правах ребёнка: Государства — участники Конвен-ции уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии (ст. 14), право ребёнка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний (ст. 15) при условии соблюдения принятых в обществе законов, право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных ме-роприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
Практикум 61
участвовать в культурной жизни, заниматься искусством (ст. 31); право на защиту от экономической эксплуатации
и от выполнения любой работы, которая может представ-лять опасность для его здоровья или служить препят-ствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32).
Как эти положения реализуются в Республике Бела-русь?
5. Сопоставьте следующие высказывания и установите сходство и принципиальные различия в подходах к опре-делению сущности истории.
• Н. Г. Чернышевский (1828—1889): «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, гре-ческого или латинского языков, химии, можно не знать тысячи наук и всё-таки быть образованным человеком; но не любить истории может только человек, совершенно не развитый умственно».
• Г. В. Плеханов (1856—1918): «История — огромное кладбище: мёртвых в ней больше, чем живых. Но это огромное кладбище, на котором покоится прошлое, есть в то же время колыбель, в которой лежит будущее. То-му, кто «помнит родство», не мешает подчас пройтись по этому кладбищу: то, что было, облегчает понимание того, что будет».
• Р. Ю. Виппер (1859—1954): «Не история учит пони-мать и строить жизнь, а жизнь учит толковать историю. Такую историю мы сами переживаем... Наши суждения о прошлом, наши исторические мнения приходится всё время пересматривать, подвергать критике и сомнению, заменять одни положения другими, иногда обратными. История из наставницы стала ученицей жизни...»
• Современный публицист В. Б. Кобрин: «Если бы люди извлекали опыт из истории, то вряд ли за Первой мировой войной последовала Вторая. Вряд ли после гит-леровского геноцида могли возникнуть неофашистские организации. Катаклизмы государственного или всемир-ного масштаба иногда как бы опровергают общепринятые установки о пользе, смысле и назначении истории…»
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
62 Тема 1. Общественная сущность человека
6. Русский философ Л. П. Карсавин (1882—1952) счи-тал, что субъектом истории является всё человечество, ко-торое выступает как реальная «симфоническая личность», существующая в культурах, народах, классах, группах, вплоть до конкретной индивидуальности.
Как вы понимаете данное утверждение?
7. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова около
1500 слов означают свойства личности. Как бы вы объ-яснили данный факт? Проведите в классе конкурс «Кто назовёт больше свойств личности?». Выясните, каких слов больше — о положительных или об отрицательных чертах человека, о его телесных или духовных качествах.
8. Проанализируйте следующие высказывания о чело-
веке:
• «Человек становится человеком только через язык» (В. Гумбольдт).
• «Человек отличается от всех других созданий способ-ностью смеяться» (Д. Аддисон).
• «Человек делает то, что ему говорят. Большинство животных — нет» (Э. Берн).
• «Человек — единственное животное, поведение ко-торого в значительной степени определяется мыслью» (Дж. Коллингвуд).
Какое из этих высказываний представляется вам наи-более убедительным? Почему?
9. Согласно формационному подходу, исторический процесс рассматривается как закономерный, определяе-мый в конечном счёте экономическими факторами, уни-версальный, стадиальный, прогрессивный. На основе уже изученного исторического материала подтвердите или опровергните эти положения.
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
Урок обобщения
63
1. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью?
2. В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества?
3. Назовите и охарактеризуйте основные формы взаи-мосвязи человека и общества.
4. Что такое исторический процесс?
5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и народов? Приведите примеры.
6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе.
7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная личность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне-ние, подтвердите его примерами.
8. Российский историк В. О. Ключевский (1841—1911) писал, что знание прошлого — «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной
и корректной деятельности», потому что это даёт тот гла-зомер положения, то чутьё минуты, которые предохраня-ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо-вестно действующим гражданином».
Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней?
9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать:
а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас-ными манерами и обхождением»);
б) стадию общественного развития, следующую за ди-костью и варварством;
в) состояние общества, признающего ценности ми-ра, экономического процветания, свободы, законности
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
64 Тема 1. Общественная сущность человека
(«в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ-ности, попранию закона, неуважению прав человека»);
г) совокупность проявлений культуры («античная ци-вилизация — уникальная культуpa, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»);
д) совокупность уникальных экономических, социаль-ных, политических, духовных, нравственных, психологи-ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю-дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»).
Какие из этих значений имеют непосредственное от-ношение к характеристике исторического процесса? При-мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам.
Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"
65 | |
Тема 2. Культура человека и общества