Творческий характер культуры

 

Понятие творчества. Преемственность и новаторствопронизывают всю культурную жизнь общества. Предста-вители каждого нового поколения занимаются не только усвоением, но и новаторской переработкой культурных достижений прошлого, созданием новых культурных цен-ностей, или, иными словами, творчеством.

 

Творчество —это человеческая деятельность,соз-дающая принципиально новые материальные и духов-ные ценности.

 

Творчество всегда предполагает определённый отказ от старого и создание культурных новаций. Но в разных

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


86 Тема 2. Культура человека и общества

культурах направленность и характер творчества могут существенно различаться. Западная модель творчества ориентирована главным образом на изменение человеком внешней среды, приведение мира в соответствие с соб-ственным замыслом творческой личности. На Востоке в среде гуманитарно образованных людей преобладает вну-треннее творчество, при котором преобразующая актив-ность направляется творцом на самого себя. Её цель — преобразование собственного духовного мира. Примером могут служить индийская йога, буддийская и даосская ме-дитативные практики. В результате такого подхода, несмо-тря на всё богатство своей культуры, восточные общества

 

в Новое время продемонстрировали ощутимое техническое и технологическое отставание от стран Запада.

 

Кто же является субъектом творческого процесса? Воз-можны два основных ответа на этот вопрос. Это либо на-род, либо отдельная личность. Уже в Древней Греции народ был главной созидающей силой культуры. Об этом свидетельствуют, например, демократический строй Афин, разнообразие и яркость мифов, богатство фольклора. Од-нако и греки, и римляне различали populus (народ) и его выродившуюся часть — vulgus (невежественная толпа). Далеко не все люди составляют народ в высоком значе-нии этого слова, народ как творческую силу. Народы, достигшие исторического величия, могут при известных обстоятельствах утратить его, превратившись в низменную массу. Так произошло с немцами в тридцатые—сороковые годы прошлого века, когда к власти пришли фашисты.

 

Народ состоит из личностей. Именно отдельная лич-ность способна к активной творческой деятельности. Ког-да мы говорим, что народ творит культуру, это означает, что авторство отдельных творений не подчёркивается и не остаётся в памяти людей. Разные люди вносят свой вклад

 

в то, что называют творчеством народа. Прежде чем лич-ность сможет начать активные творческие действия, она должна сформироваться в социальной среде, которая под-держивает творчество, а не гасит, подавляет его.

 

Если творчество личности совпадает с основным на-правлением общественного прогресса, то она может вне-

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 11. Творческий характер культуры 87

сти весомый вклад в мировую культуру. В историю проч-но вошли имена многих выдающихся философов, учёных, изобретателей, художников, писателей. Часто благодаря их титаническим усилиям в культуре происходил настоя-щий прорыв от одного качественного состояния к другому. Так, книга Н. Коперника «О вращении небесных сфер» (1543) ознаменовала собой переход от геоцентрической картины мира (центром признаётся Земля; греч. gē — Земля) к гелиоцентрической (центром считается Солнце; греч. hēlios). Это, в свою очередь, стало толчком к форми-рованию нового типа культуры, в том числе к развитию современной науки.

 

Деятельность личности порой может быть направлена против главной линии общественного прогресса. К таким личностям относят, например, завоевателей прошлого, которые разрушали культурные формы. Так, испанские конкистадоры во главе с Э. Кортесом в XVI в. уничтожили

 

в целом перспективную, хотя и довольно молодую культу-ру ацтеков, существовавшую на территории современной Мексики. Разрушительный характер по отношению к по-корённым странам имели завоевания Чингисхана, Тимура, а в прошлом веке — Гитлера. В подобных случаях говорят об отрицательном воздействии личностного творчества на культуру.

 

Нередко выдающаяся личность оказывает противоречи-вое воздействие на развитие мировой культуры. Существу-ет не так уж много людей, творческая деятельность кото-рых может быть оценена полностью однозначно — либо как хорошая, либо как плохая. Так, создатели ядерного оружия не только поставили мир на грань выживания, но и заложили основу для развития ядерной энергетики, что способствовало решению сложных экономических проблем. Тот же Чингисхан был жестоким завоевателем и вместе с тем создателем могучего монгольского государства.

 

Творчество способно приобретать различные формы — от открытия новых законов природы до изобретения но-вых средств и тактики уничтожения людей в ходе воен-ных действий. Одно и то же открытие может быть исполь-зовано и во благо, и во вред человеку.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


88 Тема 2. Культура человека и общества

Итак, две основные движущие силы культуротворчест-ва — это отдельная личность и народ или множество лю-дей, образующих культурную общность и в своей повсе-дневной деятельности творящих новое. Культура выступает как поле реализации творческих способностей человека. Однако она не только побуждает человека к творчеству, но и накладывает на него определённые ограничения. Культурные запреты призваны защитить общество от раз-рушительных действий преступных антисоциальных эле-ментов, ограничить влияние сторонников фашизма, расиз-ма, разных форм дезорганизующего общественную жизнь экстремизма, не допустить хищнического отношения к природе.

 

Особенности культуротворчества в науке, искус-стве, технике. Основными областями культуротворчестваявляются наука, искусство и техника.

 

Наука представляет собой особую отрасль деятельно-сти, цель которой — производство новых знаний о природе и обществе.

 

Творчество в науке связано с установлением новых фактов, выявлением новых законов и принципов связи ве-щей и явлений. Учёные используют в своей деятельности различные методы исследования. Важную роль среди них играют моделирование и научный эксперимент.

 

Метод моделирования заключается в том,что: 1)стро-ится предположение о природе изучаемой вещи или яв-ления и на его основе создаётся теоретическая или веще-ственная модель; 2) изучение модели приводит к выводам, которые могут быть применены к исходной вещи или явлению; 3) полученные выводы проверяются на практике (эксперимент).

 

Научный эксперимент —это исследование определён-ного объекта с помощью активного направленного воздей-ствия на него.

 

Для проведения эксперимента выделяется интересую-щий исследователя объект (предмет, процесс). Затем в строго определённых условиях осуществляют заранее на-меченное воздействие на него. На основании полученных результатов делается вывод о том, что при одних и тех

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 11. Творческий характер культуры 89

же условиях похожие объекты, подвергшиеся такому же воздействию, будут вести себя в основном так же, как изученный. Видный английский философ Нового времени Фрэнсис Бэкон (1561—1626) называл эксперимент «пыт-кой природы» — строгим допросом, имеющим целью уста-новить истину.

 

Учёные посредством эксперимента как бы заставляют природу открывать её тайны, узнают её законы. Это требу-ет не только изобретательности, но и огромного трудолю-бия и самоотверженности. Например, французские учёные супруги Кюри пожертвовали своим здоровьем, проводя исследования радиоактивности.

 

Иногда научные открытия и изобретения поражают на-столько, что люди отказываются в них верить, ибо это ме-няет их представления о жизни. Открытие в конце XIX в. рентгеновского излучения, позволившего просвечивать непрозрачные тела, некоторое время вызывало недоверие

 

и считалось чем-то близким к мистике. Однако кого сегод-ня удивляет рентгеновский снимок? Не сразу и далеко не всеми были признаны заслуги русских учёных К. Э. Ци-

 

олковского (1857—1935), А. Л. Чижевского (1897—1964),

 

давших оригинальную разработку идеи взаимосвязи чело-века и Космоса.

 

Учёные стремятся применить открытые ими факты и законы для изменения природной и социальной действи-тельности. Это требует от них особой ответственности за результаты исследований — ведь многие открытия в пер-спективе их внедрения могут навредить человечеству. До-статочно вспомнить химические опыты, которые привели к созданию отравляющих веществ.

 

Благодаря развитию науки и техники культура со-временного Запада смогла достичь выдающихся успехов. Вместе с тем широкое и безоглядное применение этих до-стижений на практике обострило экологическую проблему, создало угрозу будущему человечества.

 

В отличие от науки, которая опирается на мышление

 

и эксперимент, основу искусства составляют воображение, фантазия.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


90 Тема 2. Культура человека и общества

 

 

Памятник К. Э. Циолковскому в Боровске (2007).

 

Скульптор С. Ю. Бычков

 

Искусство —особая форма человеческой деятельности,которая проявляется в создании художественных образов, целостных художественных произведений.

 

Цель творчества в искусстве — создание прекрасного, выражающего личные и общественные идеалы. От ху-дожника, кроме умения, требуется ещё и особое чутьё, художественная интуиция. Благодаря им творение мастера отражает не просто его личное представление о прекрас-ном, но и главенствующий в культуре или только ещё рождающийся тип красоты.

 

Искусство, доставляя человеку радость, удовольствие, воспитывает в нём лучшие качества, духовно обогащает его. Возникло оно из стремления человека к красоте. Ху-дожественные произведения постоянно стимулируют в че-ловеке творческое начало. Искусство неразрывно связано

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 11. Творческий характер культуры 91

с исследованием природы и развитием научных знаний, а в древности оно иногда и опережало их.

 

Высшего выражения напряжение всех творческих сил современной западной культуры достигло в развитии техники.

 

Техника —это совокупность орудий,искусственныхсредств, созданных человеком для преобразования при-родной среды, обеспечения функционирования и раз-вития культуры.

 

Творчество в области технических объектов и при-способлений опирается на достижения естественных и точных наук: физики, химии, математики. Техника яв-ляется посредником между человеком и природой. Она — важнейшее звено в нашем взаимодействии с окружающей средой. Техническое творчество нацелено на создание искусственной природы, соответствующей нуждам чело-века. Если произведение искусства воплощает какую-то художественную идею, то техническое творчество направ-ляется мыслями о полезности, эффективности, удобстве.

 

В наши дни всё большее значение приобретает дизайн — художественное проектирование изделий. Технические средства очень важны в киноискусстве, музыкальном ис-кусстве и т. д.

 

Творчество и гениальность. Значительная часть духов-

 

ных ценностей в современном обществе создаётся профессио-нальными творцами. В развитии материальной культуры творческим личностям тоже принадлежала и принадлежит важная роль. Как бы ни были искусны резчики по камню и строители, но без архитектурного гения Донато Браманте (1444—1514) мы не знали бы такого величественного соору-жения, как собор Святого Петра в Риме.

 

Творческая личность, талант, гений —восходящиеступени творческого развития человека, разные меры оценки его достижений. Гений является высшей ступенью, венчающей и завершающей развитие творческой личности. Гений — это всегда талант, его наиболее полное и глубо-кое проявление. Но не всякий талант — гений.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


92 Тема 2. Культура человека и общества

 

Собор Святого Петра в Риме (1506—1614). Архитекторы Браманте,Микеланджело, Порта, Виньола и др.

 

Существуют следующие основные отличия гения от таланта. Во-первых, высокая оригинальность творчества гения, его неоспоримо новаторский характер. Всякий та-лант индивидуален, но в гении эта черта достигает наивыс-шего уровня. Деятельность гения способна заменить усилия очень многих людей, работающих в одной с ним области. Такими были, например, создатель неэвклидовой геоме-трии Н. И. Лобачевский (1792—1856), выдающийся физик А. Эйнштейн (1879—1955). Во-вторых, это универсализм гения, его способность достичь успехов в различных обла-стях. Разносторонними были научные интересы Аристоте-ля (384—322 гг. до н. э.), В. И. Вернадского (1863—1945). Гениальность Леонардо да Винчи (1452—1519) проявилась не только в науке, но и в техническом творчестве, в искус-стве. В-третьих, высокая степень трудолюбия позволяет ге-нию достигать высочайших результатов даже там, где про-сто талантливый человек потерпит поражение. Гений —

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 11. Творческий характер культуры 93

это человек, который влияет на мировую культуру в це-лом. Он способен предвидеть будущее, что позволяет его творениям сохранять актуальность для последующих по-колений.

 









Некоторые выводы

 

1. Творчество связано с созданием новых достижений культуры. Направленность и характер творчества за-висят от типа культуры. 2. Основными субъектами творчества, культуры являются народ и личность.

 

3. Научное творчество направлено на выработку но-вых знаний о природе и обществе. Моделирование и научный эксперимент — основные средства совре-менного научного поиска. 4. Творчество в искусстве направляется идеей прекрасного и требует от лич-ности наличия развитого художественного воображе-ния, интуиции. 5. Техника — главный посредник во взаимодействии общества с природой. Техническое творчество направляется заботой о полезности, эффек-тивности, удобстве.

 

?! Вопросы и задания

 

1. Известный композитор М. И. Глинка сказал: «Народ создаёт музыку, а мы, композиторы, только аранжируем её». Что он имел в виду?

 

2. Как можно истолковать слова И. А. Бунина: «Из народа может выйти и икона, и дубина»?

 

3. Как вы понимаете слова А. С. Пушкина: «Гений и злодейство несовместны»? Согласны ли вы с этим утверждением?

 

4. П. Валери сказал: «Талант без гения значит немного, гений без таланта — ничто». Что он имел в виду? Согласны ли вы с данным утверждением?

 

5. Какую черту гениальности отразил в своём высказывании Г. Гегель: «Талант является специфической, а гений — все-общей способностью»?

 

6. Приведите примеры гениальных людей и их достижений.

 

7. Существует ли взаимосвязь между художественным и тех-ническим творчеством?

 

8. Какие направления современного технического творчества представляются вам наиболее важными? Почему?


 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


94 Тема 2. Культура человека и общества



Диалог культур

 

Национальное и общечеловеческое в культуре. С древ-нейших времён многие люди судили о других культурах

 

с позиции превосходства своего народа. Такая позиция называется этноцентризмом; она была характерна и для Запада, и для Востока. Так, ещё в IV в. до н. э. древнегре-ческие общественные деятели делили мир на «эллинов» и «варваров». При этом культура варваров рассматривалась как весьма примитивная по сравнению с греческой. Это было одно из первых проявлений европоцентризма — суждения европейцев о том, что их общество есть образец для остального мира.

 

Позднее христианские миссионеры стремились обратить «отсталых язычников» в свою веру. В свою очередь, жи-тели средневекового Китая открыто выражали презрение к «окраинным варварам» (как европейцам, так и кочевым племенам). Этноцентризм обычно связан с ксенофобией (от

 

греч. xenos — чужой, pho bos — страх) — страхом перед чужими взглядами и обычаями, неприязнью или ненави-

 

стью к ним.

 

Однако со временем многие пришли к пониманию того, что противопоставление Запада Востоку и вообще «своих» «чужим» не принесёт пользы человечеству. Запад не выше Востока, а Восток не выше Запада — они прос-то разные.

 

Содействие многообразию культур — одна из важ-ных целей мирового сообщества. Это зафиксировано в первой статье Устава ЮНЕСКО — Организации Объеди-нённых Наций по вопросам образования, науки и культу-ры. В ней говорится, что цель сотрудничества — способ-ствовать «сближению и взаимному пониманию народов пу-тём надлежащего использования аппарата коллективного осведомления, рекомендуя для этого заключение между-народных соглашений, которые она (ЮНЕСКО) сочтёт по-лезным для свободного распространения идей словесным и изобразительным путём». Итак, культурное разнообразие нуждается в поддержке, его необходимо развивать.

 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


§ 12. Диалог культур 95

Своеобразие каждой национальной культуры относи-тельно. Её уникальность выступает как конкретное про-явление всеобщего в развитии человеческого общества.

 

У разных народов исторически сложились свои языки. Но необходимость иметь язык как средство общения, на-копления опыта едина для всех людей. Все культуры име-ют некоторые общие нормы и ценности. Их называют общечеловеческими,так как они выражают основы чело-веческой жизни. Добро, труд, любовь, дружба значимы для людей в любом месте Земли. Существование этих ценностей способствует взаимопониманию и сближению культур. Иначе нельзя объяснить тот факт, что каждая культура в процессе взаимодействия с другими воспри-нимает и использует многие их достижения. Так, в кон-це XIX в. аграрная Япония за несколько десятилетий смогла превратиться в сильную индустриальную державу.

 

 

Джорджоне да Кастельфранко. Три философа (1508)


 

Правообладатель "Адукацыя i выхаванне"


96 Тема 2. Культура человека и общества

Причина этого кроется в заимствовании западных техно-логий и принципов организации производства.

 

Взаимодействие культур ведёт, с одной стороны, к упрочению своеобразия восточных и западных, южных

 

и северных культур, с другой — к формированию обще-мировой культуры. Диалог разных культур необходим и бесконечен. Это постоянный процесс, который помогает человечеству сохранить многообразие культурных основ жизни. Диалог культур позволяет каждому приобщиться к духовному богатству, созданному разными народами, совместно решать глобальные проблемы человечества. Он помогает отдельным людям и человеческим общностям найти смысл своего бытия, не утратив своеобразия.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: