Федеральным законом от 23.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в структуре медицинской помощи были выделены самостоятельные виды — медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение (статья 40).
«Медицинская реабилитация — комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество».
Медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях и включает комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов.
|
|
Санаторно-курортное лечение в соответствии с этой статьей - это медицинская помощь, осуществляемая медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
[ Медицинскую реабилитацию детей осуществляют:
· с учетом заболеваемости и инвалидизации по основным классам заболеваний и отдельны нозологическим формам;
· в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность;
в плановой форме в рамках первичной медико-санитарной помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
Медицинскую реабилитацию осуществляют в следующих условиях:
· амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
· в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
· стационарно.
Медицинская реабилитация детей включает:
· оценку (диагностику) клинического состояния пациента; факторов риска проведения реабилитационных мероприятий; факторов, ограничивающих проведение реабилитационных мероприятий; функциональных резервов организма; состояния высших психических функций и эмоциональной сферы; нарушений бытовых и профессиональных навыков; ограничения активности и участия в значимых для пациента событиях частной и общественной жизни; факторов окружающей среды, влияющих на исход реабилитационного процесса;
|
|
· установление реабилитационного диагноза;
· определение реабилитационной необходимости и реабилитационной способности;
· формирование цели реабилитационных мероприятий;
· подготовку индивидуальной программы реабилитации;
· определение перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала);
· составление плана реабилитационных мероприятий;
· комплексное применение лекарственной и немедикаментозной [технологий физиотерапии, лечебной физической культуры (ЛФК), массажа, лечебного и профилактического питания, мануальной терапии, психотерапии, рефлексотерапии и методов с применением природных лечебных факторов, нутритивной поддержки терапии, а также средств, адаптирующих окружающую среду к функциональным возможностям пациента и (или) функциональные возможности пациента к окружающей среде, в том числе посредством использования средств передвижения, протезирования и ортезирования;
· оценку эффективности реабилитационных мероприятий в динамике;
· определение реабилитационного прогноза и обоснование направления пациента на следующий этап реабилитации или выписки домой;
· профилактику осложнений заболевания;
· гигиеническое воспитание населения.
Санаторно-курортное лечение направлено на достижение следующих целей:
· – активацию защитно-адаптированных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления;
· – восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации. [5]
Этапы реабилитации
Реабилитацию больного ребенка делят на три этапа (табл. 1). [6]
Таблица 1.
№ | Этап | Характеристика |
1. | Клинический | Обеспечение всестороннего обследования для уточнения диагноза, включает восстановление функции пораженных систем, подготовку всего организма больного ребенка к следующему этапу реабилитации. Заканчивается при выздоровлении ребенка от основного заболевания и восстановлении функций органов и систем или достаточной компенсации утраченных в результате болезни функций. |
2. | Санаторный | Нормализация функций пораженной системы наряду с нормализацией функций других органов. При завершении отсутствуют клинические, биохимические, функциональные, рентгенологические и иные изменения активности патологического процесса |
3. | Адаптационный | Полное восстановление здоровья ребенка, возврат ребенка к обычным для него условиям жизни, занятиям физкультурой и спортом |
В основе реабилитации больного ребенка с гастроэнтерологической патологией лежат следующие принципы:
1. Осуществление в условиях учреждения, располагающего всеми видами восстановительного лечения, высококвалифицированными кадрами, имеющего в достаточном объеме средства эффективного контроля, а также хорошо налаженную связь с другими лечебными и реабилитационными учреждениями.
2. Реабилитация на самых ранних стадиях болезни, составляя естественную и органическую часть лечебных мероприятий, дополняя и обогащая комплексное лечение.
3. Непрерывность процесса реабилитации, пока не будет достигнуто в минимально возможные сроки максимальное восстановление здоровья и ребенка и его функциональных возможностей.
4. Комплексный характер, под которым подразумевается объединенная общей целью деятельность медицинских работников, педагогов, психологов, социологов и других участников реабилитационного процесса.
|
|
5. Индивидуальный принцип, учитывающий личностные особенности ребенка и своеобразие патологических, морфологических и функциональных изменений.
6. Возвращение заболевшего ребенка к обычным для него условиям жизни, воспитания, учебы, занятий спортом, а при необратимых изменениях – адаптация к новым условиям жизни. [6]
Для выяснения необходимости медицинской реабилитации и определения ее целей оцениваются следующие характеристики: необходимость, способность и прогноз (потенциал).
Реабилитационная необходимость наступает в случае, если в результате повреждения или заболевания возникает опасность временного (длительного) нарушения функциональных способностей, а также есть угроза длительного ограничения (ухудшения) состояния больного под влиянием негативных факторов окружающей среды.
Реабилитационная способность подразумевает стабильное соматическое и психическое состояние пациента, его высокую мотивацию по отношению к реабилитационному лечению.
Реабилитационный потенциал — это возможности больного (с учетом определенных условий и при содействии реабилитационных служб и общества) активизировать свои биологические и социально-психологические механизмы восстановления здоровья, трудоспособности, личного статуса и социального положения в обществе.
На основании совокупности факторов, характеризующих возможности больного (инвалида) к реабилитации, реабилитационный потенциал (прогноз) с позиций медико-социальной экспертизы имеет 4 уровней оценки (Бодрова Р.А.).
Высокий — при возможности достижения: полного восстановления здоровья, всех обычных видов жизнедеятельности, трудоспособности и
социального положения (полная реабилитация).
Удовлетворительный — в случае неполного выздоровления:
умеренно выраженные нарушения функций,
выполнение основных видов деятельности с трудом, в ограниченном объеме или с помощью (медперсонала, родственников и др.),
|
|
частичное восстановление трудоспособности, при сохранении частичного снижения качества и уровня жизни, потребности в социальной поддержке и материальной помощи (частичная реабилитация — переход из I или II группы в III группу инвалидности).
Низкий — если имеют место медленно прогрессирующее течение хронического заболевания, выраженное нарушение функций, значительные ограничения к выполнению большинства видов деятельности, выраженное снижение трудоспособности, потребность в постоянной социальной поддержке и материальной помощи (частичная реабилитация — переход из I во II группу инвалидности).
Отсутствие реабилитационного потенциала — при прогрессирующем течении заболевания, резко выраженном нарушении функций, невозможности компенсации или самостоятельного выполнения основных видов деятельности, стойкой частичной или полной утрате трудоспособности, потребности в постоянном уходе или надзоре и постоянной материальной помощи (реабилитация невозможна — стабильная инвалидность или ее утяжеление); неспособность выполнить любые виды трудовой деятельности.
Реабилитационный подход предусматривает применение комплекса мер медицинского, педагогического, профессионального и социального характера во взаимодействии с врачебным, сестринским, физиотерапевтическим, эрготерапевтическим, логопедическим, диетологическим и психотерапевтическим обеспечением, включая различные виды помощи по преодолению последствий заболевания, изменению образа жизни, снижению воздействия факторов риска. [5]