По теме «Учение об инфекции»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Для практических занятий

По учебной дисциплине

«Основы микробиологии и иммунологии»

для студентов по специальностям

31.02.01 «Лечебное дело»

34.02.01. «Сестринское дело»

 

Студента (Ф.И.О.) ______________________________________

_______________________________________________________

 

Группы ______________________

 

 

Преподаватель Колесникова Наталья Ивановна

 

г. Валуйки, 2019 г.

 

 

Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______

 

 

Практические занятие

По теме «Знакомство с микробиологической лабораторией»

1. Заполните таблицу, используя учебный материал:

 

Ф.И.О. Основные научные открытия и изобретения  
1. Антоний Левенгук  
2. Луи Пастер  
3. Роберт Кох  
4. И.И. Мечников  
5. Ф.А. Леш  
6. Д.И. Ивановский  
7. А. Флеминг  

 

 

2. Допишите фразы:

 

Микробиология – это наука, изучающая ____________________________________

______________________________________________________________________

 

Общая микробиология изучает ___________________________________________

______________________________________________________________________

 

Частная микробиология делится на ________________________________________

______________________________________________________________________

 

Микробы могут находиться в _____________________________________________

 

 

3. Заполните, форму № 1, указав назначение каждого по­мещения в бактериологической лаборатории.

Форма № 1

 

Лабораторная комната Бокс с предбоксником Моечная Помещение для приготовления питательных сред Материальная комната
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

 

4. Заполните форму № 2, указав, для какой цели ис­пользуют каждый метод исследования.

 

Форма № 2

 

Микроскопический Микробиологический Биологический Серологический
       
       
       
       
       
       
       
       

Зарисуйте основные типы микозов, имеющие наибольшее значение для медицины.

6. Простейшие возбудители болезней человека (перечислить, зарисовать):

Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______

 

 

Практические занятие

По теме «Изучение морфологии микроорганизмов»

 

1. Письменно ответьте на вопросы:

Что такое бактерии?_________________________________________

______________________________________________________________________

Какую форму имеют кокки?_________________________________________

______________________________________________________________________

При какой температуре погибают споры бактерий?____________________

______________________________________________________________________

Укажите виды жгутиков

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Зарисуйте строение бактериальной клетки, укажите ее структуру.

4.Ознакомьтесь с учебными таблицами основных пред­ставителей мира микроорганизмов, методической разработкой

По теме: «Изучение морфологии микроорганизмов»

Заполните в форме № 3 те графы, материалы для которых вы уже усвоили.

Форма № 3

 

Систематическое положение Размер Происхождение (растительное или животное) Особенности строения бактерий
1 2 3 4 5 6      

 

4.  Возьмите готовые препара­ты и изучите их под микроскопом при помощи иммерсионной систе­мы. Заполните форму.

Морфология бактерий Закономерности деления Расположение после деления Особенности формы Отдельные представители
         
         
         
         
         
         

Зарисуйте в тетрадь отдельных представителей группы кокков.

 

Заполните таблицу

Названия

бактерий

Форма

Окраска по Граму

шаровидная палочковидная извитая Положительная Отрицательная
Стрептококк          
Стафилококк          
Пневмококк          
Гонококк          
Менингококк          
Кишечная палочка          
Палочка дифтерии          
Возбудитель дизентерии          
Холерный вибрион          

Примечание:  наличие признака обозначается знаком +.

 

 

Заполните таблицу

 

Названия бактерий Капсульные Названия бактерий Образующие споры Не образующие споры
Пневмококк   Палочка брюшного тифа    
Гонококк   Палочка столбняка    
Менингококк   Палочка ботулизма    
Палочка чумы   Палочка чумы    
Палочка туляремии   Палочка дифтерии    
Стрептококк   Палочка сибирской язвы    
Стафилококк   Палочка туберкулеза    

Примечание: В соответствующей графе поставить знак +

 

Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______

 

 

Практическое занятие

По теме «Физиология микробов. Принципы культивирования бактерий»

1. Используя учебный материал, заполните таблицу:

Вид микробов Формы Строение Размножение Культивирование
         
         
         
         

 

2. Допишите фразу:

Микробы состоят из ____________________________________________________

______________________________________________________________________

 

Микробы питаются: белками ………………………………………………………….

 

Оптимальная температура для большинства микробов _______________________

______________________________________________________________________

 

Факультативные анаэробы – это __________________________________________

______________________________________________________________________

 

Облигатные анаэробы – это ______________________________________________

______________________________________________________________________

 

Облигатные аэробы – это ________________________________________________

______________________________________________________________________

 

3. По способу питания микробы делятся на:

___________________ - усваивают углерод и азот из неорганических соединений.

___________________ (сапрофиты) – усваивают готовые органические соединения мертвой природы (гнилостные бактерии, плесневые грибы, дрожжи).

___________________ (паразиты) – нуждаются   в сложных органических соединениях живых организмов (болезнетворные микробы).

 

4. Вставьте пропущенные слова в данный текст:

Микробы широко распространены в природе: в воде, _______________, в воздухе, которые являются очагами деятельности разнообразной микрофлоры.

Самой благоприятной средой для развития микробов является ___________.

Губительно действует на микробы ___________________________________

______________________________________________________________________.

 

5. Укажите химический состав бактерий:

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  6. Заполните таблицу

Названия сред

Простая

Сложная

специальная элективная дифференциально-диагностическая
Сахарный бульон        
Щелочная пептонная вода        
Кровяной агар        
Сывороточный агар        
Среда Эндо        
Среда Левина        
Бактоагар Плоскирева        

 

ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР БАКТЕРИЙ

 

Выполняемая работа 1 день 2 день 3 день
Мазок из смеси бактерий (исследуемый материал). Окраска по Грамму      
Посев на чашку петлей штрихами по секторам      
Термостат 37ºС на 24 часа      
Отбор изолированных колоний на чашке      
Микроскопия мазка из половины изолированной колонии, окрашенного по Граму      
Посев половины изолированной колонии на косой агар      
Микроскопия мазка со скошенного агара. окраска по Граму      
Посев на косой агар для сохранения чистой культуры      

 

Примечание: последовательность действий обозначить цифрами в центре клетки.

 

Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______

 

 

Практические занятия

По темам «Нормальная микрофлора организма человека, ее значение». «Дезинфекция и стерилизация»

1. Используя учебный материал, заполните таблицу:

Возбудители каких заболеваний могут находиться в:

почве? воде? воздухе? на теле человека?
       

 

2. Письменно ответьте на вопросы:

Как можно обеззараживать воду, предназначенную для питья?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какие части тела человека наиболее благоприятны для обитания микробов?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какие микробы могут находиться в воздухе, и от каких факторов зависит их

количество? ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Что такое дисбактериоз? ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Выберите правильный ответ:

Какой свет губительно действует на микробы?

а) дневной;     б) вечерний;            г) солнечный.

 

Какая максимальная температура ведет к гибели микробов?

а) +35ºС;        б) +50ºС;        в) +80ºС;        г) +120ºС   

Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______

 

 

Практическое занятие

по теме «Учение об инфекции»

1. Письменно ответьте на вопросы:

       Что такое инфекция и как она может передаваться? ________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       Укажите категории паразитов:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

       Что такое инфекционная болезнь? ___________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

2.Используя учебный материал, заполните таблицу:

 

      Приведите примеры:

 

Зоонозные инфекции Антропонозные инфекции Антропозоонозные инфекции
     
     
     
     
     

 

 

 3. Перечислите свойства патогенных микроорганизмов

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______

 

 

Практическое занятие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: