РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Для практических занятий
По учебной дисциплине
«Основы микробиологии и иммунологии»
для студентов по специальностям
31.02.01 «Лечебное дело»
34.02.01. «Сестринское дело»
Студента (Ф.И.О.) ______________________________________
_______________________________________________________
Группы ______________________
Преподаватель Колесникова Наталья Ивановна
г. Валуйки, 2019 г.
Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______
Практические занятие
По теме «Знакомство с микробиологической лабораторией»
1. Заполните таблицу, используя учебный материал:
Ф.И.О. | Основные научные открытия и изобретения |
1. Антоний Левенгук | |
2. Луи Пастер | |
3. Роберт Кох | |
4. И.И. Мечников | |
5. Ф.А. Леш | |
6. Д.И. Ивановский | |
7. А. Флеминг |
2. Допишите фразы:
Микробиология – это наука, изучающая ____________________________________
______________________________________________________________________
Общая микробиология изучает ___________________________________________
______________________________________________________________________
Частная микробиология делится на ________________________________________
______________________________________________________________________
Микробы могут находиться в _____________________________________________
3. Заполните, форму № 1, указав назначение каждого помещения в бактериологической лаборатории.
Форма № 1
Лабораторная комната | Бокс с предбоксником | Моечная | Помещение для приготовления питательных сред | Материальная комната |
4. Заполните форму № 2, указав, для какой цели используют каждый метод исследования.
Форма № 2
Микроскопический | Микробиологический | Биологический | Серологический |
Зарисуйте основные типы микозов, имеющие наибольшее значение для медицины.
6. Простейшие возбудители болезней человека (перечислить, зарисовать):
Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______
Практические занятие
По теме «Изучение морфологии микроорганизмов»
1. Письменно ответьте на вопросы:
Что такое бактерии?_________________________________________
______________________________________________________________________
Какую форму имеют кокки?_________________________________________
______________________________________________________________________
При какой температуре погибают споры бактерий?____________________
______________________________________________________________________
Укажите виды жгутиков
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Зарисуйте строение бактериальной клетки, укажите ее структуру.
4.Ознакомьтесь с учебными таблицами основных представителей мира микроорганизмов, методической разработкой
По теме: «Изучение морфологии микроорганизмов»
Заполните в форме № 3 те графы, материалы для которых вы уже усвоили.
Форма № 3
Систематическое положение | Размер | Происхождение (растительное или животное) | Особенности строения бактерий |
1 2 3 4 5 6 |
4. Возьмите готовые препараты и изучите их под микроскопом при помощи иммерсионной системы. Заполните форму.
Морфология бактерий | Закономерности деления | Расположение после деления | Особенности формы | Отдельные представители |
Зарисуйте в тетрадь отдельных представителей группы кокков.
Заполните таблицу
Названия бактерий | Форма | Окраска по Граму | |||
шаровидная | палочковидная | извитая | Положительная | Отрицательная | |
Стрептококк | |||||
Стафилококк | |||||
Пневмококк | |||||
Гонококк | |||||
Менингококк | |||||
Кишечная палочка | |||||
Палочка дифтерии | |||||
Возбудитель дизентерии | |||||
Холерный вибрион |
Примечание: наличие признака обозначается знаком +.
Заполните таблицу
Названия бактерий | Капсульные | Названия бактерий | Образующие споры | Не образующие споры |
Пневмококк | Палочка брюшного тифа | |||
Гонококк | Палочка столбняка | |||
Менингококк | Палочка ботулизма | |||
Палочка чумы | Палочка чумы | |||
Палочка туляремии | Палочка дифтерии | |||
Стрептококк | Палочка сибирской язвы | |||
Стафилококк | Палочка туберкулеза |
Примечание: В соответствующей графе поставить знак +
Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______
Практическое занятие
По теме «Физиология микробов. Принципы культивирования бактерий»
1. Используя учебный материал, заполните таблицу:
Вид микробов | Формы | Строение | Размножение | Культивирование |
2. Допишите фразу:
Микробы состоят из ____________________________________________________
______________________________________________________________________
Микробы питаются: белками ………………………………………………………….
Оптимальная температура для большинства микробов _______________________
______________________________________________________________________
Факультативные анаэробы – это __________________________________________
______________________________________________________________________
Облигатные анаэробы – это ______________________________________________
______________________________________________________________________
Облигатные аэробы – это ________________________________________________
______________________________________________________________________
3. По способу питания микробы делятся на:
___________________ - усваивают углерод и азот из неорганических соединений.
___________________ (сапрофиты) – усваивают готовые органические соединения мертвой природы (гнилостные бактерии, плесневые грибы, дрожжи).
___________________ (паразиты) – нуждаются в сложных органических соединениях живых организмов (болезнетворные микробы).
4. Вставьте пропущенные слова в данный текст:
Микробы широко распространены в природе: в воде, _______________, в воздухе, которые являются очагами деятельности разнообразной микрофлоры.
Самой благоприятной средой для развития микробов является ___________.
Губительно действует на микробы ___________________________________
______________________________________________________________________.
5. Укажите химический состав бактерий:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Заполните таблицу
Названия сред | Простая | Сложная | ||
специальная | элективная | дифференциально-диагностическая | ||
Сахарный бульон | ||||
Щелочная пептонная вода | ||||
Кровяной агар | ||||
Сывороточный агар | ||||
Среда Эндо | ||||
Среда Левина | ||||
Бактоагар Плоскирева |
ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР БАКТЕРИЙ
Выполняемая работа | 1 день | 2 день | 3 день |
Мазок из смеси бактерий (исследуемый материал). Окраска по Грамму | |||
Посев на чашку петлей штрихами по секторам | |||
Термостат 37ºС на 24 часа | |||
Отбор изолированных колоний на чашке | |||
Микроскопия мазка из половины изолированной колонии, окрашенного по Граму | |||
Посев половины изолированной колонии на косой агар | |||
Микроскопия мазка со скошенного агара. окраска по Граму | |||
Посев на косой агар для сохранения чистой культуры |
Примечание: последовательность действий обозначить цифрами в центре клетки.
Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______
Практические занятия
По темам «Нормальная микрофлора организма человека, ее значение». «Дезинфекция и стерилизация»
1. Используя учебный материал, заполните таблицу:
Возбудители каких заболеваний могут находиться в: | |||
почве? | воде? | воздухе? | на теле человека? |
2. Письменно ответьте на вопросы:
Как можно обеззараживать воду, предназначенную для питья?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие части тела человека наиболее благоприятны для обитания микробов?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие микробы могут находиться в воздухе, и от каких факторов зависит их
количество? ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое дисбактериоз? ____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выберите правильный ответ:
Какой свет губительно действует на микробы?
а) дневной; б) вечерний; г) солнечный.
Какая максимальная температура ведет к гибели микробов?
а) +35ºС; б) +50ºС; в) +80ºС; г) +120ºС
Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______
Практическое занятие
по теме «Учение об инфекции»
1. Письменно ответьте на вопросы:
Что такое инфекция и как она может передаваться? ________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите категории паразитов:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое инфекционная болезнь? ___________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Используя учебный материал, заполните таблицу:
Приведите примеры:
Зоонозные инфекции | Антропонозные инфекции | Антропозоонозные инфекции |
3. Перечислите свойства патогенных микроорганизмов
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. студента __________________________________________ группа _______
Практическое занятие