Задание 1. Допишите недостающие понятия.
• Наиболее характерными чертами глобализации являются:
формирование единого мирового экономического пространства;
………………………;
……………………….;
формирование единого языка;
унификация культуры;
…………………………….;
…………………………….
• Глобальными проблемами являются:
предотвращение мировой ядерной войны;
………………………….;
истощение природных ресурсов;
преодоление экологического кризиса;
…………………………….;
…………………………….;
распространение опасных, неизлечимых болезней;
……………………………….;
………………………………….
• И. Валлерстайн выделил два типа стран:
развитые (ядро);
…………………………….
Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях.
• С распадом колониальной системы взаимодействие народов уменьшилось за счет усовершенствования средств сообщения.
• На современном этапе всемирно-исторического процесса приостанавливается интернационализация общественной жизни.
• В настоящее время на нашей планете не складывается общечеловеческая цивилизация, ветвями, подвидами, модификациями которой являются все ныне существующие общества и культуры.
|
|
• В настоящее время мы можем говорить о формировании многополюсного мира.
• Отсутствие взаимодействия различных стран мира в экономической, политической и культурной сферах получило название «глобализация».
• С конца XX в. постепенно появляется территориальность как принцип организации экономической и культурной жизни.
• В настоящее время в ряде стран возникло и активно развивается движение антиглобалистов, которые выступают против сохранения национальных традиций, в том числе в сфере экономики и культуры.
• Глобальные проблемы порождены равномерностью общественного развития, равноправными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами.
Задание 3. Объясните концепцию глобализации, предложенную Валлерстайном. Используя материалы СМИ, приведите примеры взаимодействия стран «ядра» и «периферии». Составьте схему, показывающую это взаимодействие.
Задание 4. Прочитайте текст. Сформулируйте определение понятия «развивающиеся страны». Почему, по мнению автора, разрыв между развитыми и развивающимися странами увеличивается? Какие проблемы типичны для развивающихся стран? К какому типу стран — развитых («ядро») или развивающихся («периферия») — можно отнести современную Россию? Обоснуйте свой ответ.
Т.Шанин: «Я полагаю, что характеристика страны как развивающейся связана с рядом внутриструктурных и внешнеструктурных факторов. К последним относится то, что страна оказывается завязанной в мир, где мощные индустриальные страны завладели рынками и развитыми технологиями. И эта страна не может догнать их не потому, что не прилагает к этому усилий, но потому, что не может сделать этого без тех стран, в которых уже создана база для быстрого развития. В свое время, в 50-е гг., считалось, что отставшие страны должны догнать ушедших вперед, поскольку первые могут учиться и многое перенимать у вторых. Но выяснилось, что не все так просто. В ушедших вперед странах создается база развития, а в тех, что отстали, возникает структура отставания. В результате более вероятно не устранение разрыва, а дальнейшая поляризация развитых и развивающихся стран.
|
|
С другой стороны, внутри страны из-за усилий пробиться вперед складывается сильный раскол между очень развитыми социальными технологическими формами и очень отсталыми. И этот раскол задерживает развитие страны. Подобная ситуация весьма типична. Например, половина Бразилии — это крестьяне, обрабатывающие свою землю вручную. Невдалеке же нередко расположены самые современные крупные заводы. В Рио-де-Жанейро внизу — необыкновенное богатство, а поднимаешься наверх — совершенно другой мир. То есть для развивающихся стран типична низкая интеграция общества, и это накладывает отпечаток на процессы социального развития. Я думаю, что Россия начала XX в. вполне вписывается в такое понимание развивающейся страны. С той только разницей, что она была государством с долгой традицией независимости, в то время как большинство нынешних развивающихся стран — бывшие колонии. В начале XX в. у России был неплохой шанс перейти из развивающейся в развитые страны. Сейчас у нее встает проблема позитивного включения в мировое сообщество, прежде всего в то, что нынче называют "общеевропейским домом"».
Задание 5. Прочитайте высказывание. О каких негативных чертах глобализации говорит автор? Почему, по мнению автора, глобализация выгодна международному терроризму?
О.В.Зотов: «Глобализация направлена на всемерное размывание границ, эрозию государств и захват внешних рынков. Ее идеал — неограниченная легкость и простота перемещения сырья, продукции, труда и капитала с целью извлечения сверхприбылей с минимальными издержками. Этот порядок выгоден международному терроризму. Именно глобализация позволяет террористам легко внедряться в любую экономическую и государственную систему, уничтожая ее изнутри. Глобальный "кочевник" и глобальный террорист друг от друга практически неотличимы».
Задание 6. Прочитайте высказывание. Какой способ борьбы с терроризмом авторы считают наиболее эффективным? Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.
Л.Я.Гозман, Е. Б. Шестопал: «Террористов можно и нужно обезвреживать и наказывать, однако победить терроризм как явление можно будет тогда, когда в обществе создастся такая атмосфера, что все, в том числе и сами террористы, поймут, что даже для тех, кто разделяет их политические или религиозные взгляды, они, в лучшем случае, являются опасными сумасшедшими... Бороться с террористами должно государство, но победить их может только общество».
Типология обществ
Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Экономический базис общества — это классификация обществ на основании определенных критериев (социальных, экономических, исторических, культурных и т.д.).
Простое общество — это форма, которая составляет основу ряда родственных объектов, являясь образцом для предметов определенного вида.
Типология обществ — это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структурное деление либо отсутствует, либо находится в зачаточном состоянии.
|
|
Тип — это общество с сильно развитыми структурными элементами, которые взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга, существует расслоение людей на богатых и бедных, возникает специальный аппарат управления (государство), развитие общества идет в разных направлениях и более быстрыми темпами.
Общественно-экономическая формация — это общество с неизменной социальной структурой, для него характерны невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная идеология, коллективизм.
Закрытое общество — это общество с динамичной социальной структурой, способностью к новшествам, индивидуализмом и демократической идеологией.
Сложное общество — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.
Открытое общество — это тип производственных отношений, основанный на форме собственности на средства производства.
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
• В зависимости от числа уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения) выделяют общества:
простые;
………………………. ….
• По наличию письменности различают общества:
…………………………………;
письменные.
• По способу производства различают общества:
собирателей и охотников;
………………………………..;
скотоводов;
………………………………….
• По степени контроля над личностью и степени свободы индивида выделяют общества:
……………………………;
открытые.
• Формационный подход к типологии обществ выделяет пять общественно-экономических формаций:
…………………………..;
рабовладельческую;
………………………….;
капиталистическую;
………………………...
• Американский социолог Д.Белл выделил общества:
…………………………;
индустриальные;
………………………….
Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.
• Имущественная дифференциация общества возникла еще в рамках первобытно-общинного строя, но формирование подлинно сложной структуры общества связано с развитием экономики.
|
|
• В дописьменных обществах письменности нет, люди передают информацию только с помощью знаков; в письменных обществах люди научились передавать информацию с помощью речи.
• На смену собирательству приходит земледелие, а на смену охоте — скотоводство, происходит переход от производящей экономики к присваивающей.
• Тип производственных отношений, основанный на определенной форме собственности на средства производства, составляет надстройку общества, которая определяет соответствующий тип экономического базиса с основными его элементами — государством и правом.
• Индустриальное общество отличалось аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией,
традиционным способом регулирования общественных отношений.
• Постиндустриальное (информационное) общество — это сложное общество, основанное на промышленном производстве.
• В традиционном (доиндустриальном) обществе добывание и переработка продуктов природы сменяются производством и переработкой информации, удельный вес производства товаров в экономике снижается, увеличивается доля сферы услуг.
• В доиндустриальном обществе основную группу населения составляли служащие, управленцы, менеджеры, в индустриальном — крестьяне, в постиндустриальном — рабочие.
Задание 4. Заполните таблицу.
Типы обществ | Характерные черты | |||
Экономика | Социальная структура | Права личности | Время существования, примеры | |
Дои ндустриал ьное | ||||
Индустриальное | ||||
Постиндустриальное |
Задание 5. Прочитайте высказывание. Чем, по мнению автора, отличается постиндустриальное общество от индустриального?
В.Л.Иноземцев: «С переходом от индустриального общества к постиндустриальному... изменяется сама сфера применения человеческих способностей. По мере механизации и автоматизации традиционных операций люди оказываются занятыми только там, где необходимы человеческие оценки, суждения и творчество... главным становится не физическая сила, а способность к инновациям. Соответственно и вовлеченные в производство люди утрачивают сугубо материальную мотивацию своих действий, столь свойственную прежним цивилизациям».
ГЛАВА 2
ЧЕЛОВЕК