Задание 1. Прочитайте высказывания. Какие аспекты поведения затрагивают авторы?
Ф.Ларошфуко: «Можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному поведению».
И.Гёте: «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик».
У.Теккерей: «Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу».
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
• Структуру деятельности составляют:
…………………………,
объект;
……………………..,
• Важную роль в совершении деятельности играют:
цель;
средства;
………………………….,
• А. Маслоу предложил следующую классификацию потребностей:
физиологические;
……………………,
социальные;
……………………,
духовные.
• Практическая деятельность бывает:
…………………….,
социальная.
• В зависимости от результатов деятельность подразделяется
на:
……………………….,
разрушительную.
• В зависимости от форм деятельности выделяют:
трудовую деятельность;
……………………….,
………………………..,
творческую деятельность;
…………………………….,
…………………………….,
преподавательскую деятельность.
Задание 3. Составьте логическую схему, используя ключевые понятия.
«Деятельность», «структура деятельности», «субъект деятельности», «объект деятельности», «орудия деятельности», «цель», «средства», «поведение», «действия», «мотив», «потребности (первичные, вторичные)», «виды деятельности».
Задание 4. Поступки человека часто зависят от его воли и желания. Об одном человеке можно сказать: «У него есть сила воли», а о другом: «Он безвольный». Выскажите свое мнение о том, что такое воля. Прочитайте высказывания. Как авторы объясняют смысл этого качества? Почему воля необходима человеку?
Платон: «Воля — целеустремленность, соединенная с правильным рассуждением».
Л.Фейербах: «Воля — стремление к счастью».
Г.Гегель: «Если воля цепляется только за мелочи, то она превращается в упрямство»; «Воля, которая ничего не решает, не есть действительная воля: бесхарактерный никогда не доходит до решения».
Б. Шоу: «Там, где нет воли, нет и пути».
Л.Н.Толстой: «Что назначено непременно исполнить, то исполняй несмотря ни на что».
И.М.Сеченов: «Волевой человек хочет, а безвольный — только хочет хотеть».
• А. Бестужев-Марлинский: «Что такое воля, как не мысль, переходящая в дело».
• А.Сухомлинский: «Заставляй себя делать то, что не хочется, но надо. Долженствование — главный источник воли».
И. Шиллер: «Воля есть отличительный признак человеческого рода, а сам разум — только вечное правило для руководства волею».
А. Шопенгауэр: «Бытие мира, по моему учению, объясняется всемогуществом воли... В самом деле, если воля человека может иногда сделать то, что считалось только во власти дьявола, то в ее власти совершить и то, что до сих пор приписывается только всемогуществу богов».
Задание 5. Как известно, деятельность имеет целенаправленный характер. Какую роль отводят авторы приведенных высказываний цели деятельности человека? Как взаимосвязаны цель и средства?
М.Монтень: «Благородная цель облагораживает деятельность во имя этой цели».
Г. Мурей: «Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может».
И.Гёте: «Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь, подобно звездам, спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели»; «Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и других; в силу чего из всей их деятельности ничего не выходит или выходит обратное тому, к чему они стремились».
К. Маркс: «Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель».
И.Шиллер: «Человек вырастает по мере того, как растут его цели».
Г.Гегель: «Истина средства заключается в его адекватности цели».
Ф.Лассаль: «Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной природой цели».
В.О.Ключевский: «Исторический процесс вскрывается в явлениях человеческой жизни, известия о которых сохранились в исторических памятниках или источниках. Явления эти необозримо разнообразны, касаются международных отношений, внешней и внутренней жизни отдельных народов, деятельности отдельных лиц среди того или другого народа. Все эти явления складываются в великую жизненную борьбу, которую вело и ведет человечество, стремясь к целям, им себе поставленным».
Развитие общества
Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Экстенсивный путь развития — это процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного состояния к другому, появления у них новых свойств, функций и отношений.
Революция — это качественные изменения, происходящие в относительно больших интервалах времени.
Эволюция — это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития.
Развитие общества — это постепенные, медленные, количественные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние.
Развитие — это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся в некоторых случаях на насилие.
Изменение — это увеличение производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных площадей в земледелии.
Социальные изменения — это использование новых методов производства, опирающихся на достижения научно-технического прогресса.
Интенсивный путь развития — это различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами.
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
• В социологии для характеристики движения общества употребляются понятия:
социальное развитие;
………………………..,
• Выделяются четыре вида социальных изменений:
структурные;
………………………..,
………………………..,
мотивационные.
• Г. Гегель выявил основные принципы диалектики:
……………………………,
единство противоположностей;
……………………………...
• В зависимости от скорости протекания развитие бывает:
эволюционным;
………………………………...
• Революции бывают:
…………………………………..;
долговременные.
• К долговременным революциям относятся:
неолитическая революция;
………………………………...
• В характеристике процесса развития применительно к экономике выделяют:
………………………………..;
интенсивный путь развития.
Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.
• Диалектика изучает искусство спора, диалога.
• Различные изменения не связаны между собой; изменения одного вида не влекут за собой изменений других видов.
• Античные диалектики представляли мир неизменным, они выделяли категорию развития как возникновение чего-то нового.
• Понимание развития как процесса количественных изменений произошло в средневековой христианской философии.
• Диалектические противоположности по концепции Г. Гегеля не связаны между собой.
Задание 4. Прочитайте высказывания. О каких законах диалектики говорят авторы? Приведите свои примеры, иллюстрирующие эти законы.
Г. Гегель: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого»; «Нечто жизненно, только если оно... в состоянии вмещать в себя... противоречие и выдерживать его».
Ф.Энгельс: «Качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом — могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)».
К. Поппер: «Если мы приглядимся немного к этим так называемым противоречивым фактам, то обнаружим, что все примеры, предложенные диалектиками, подтверждают всего-навсего то, что в мире, в котором мы живем, проявляется иногда структура, которую можно, пожалуй, описать с помощью слова "полярность". Пример такой структуры — существование положительного и отрицательного электричества».
К.Маркс: «Не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования».
В.И.Ленин: «Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности — при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга».
В. Л. Комаров: «Если бы жизнь на Земле, раз возникнув, возрастала затем только количественно, то поверхность Земли покрылась бы толстым слоем студени, подобной той, которую и теперь вырабатывают бактерии, амебы и другие близкие к ним организмы. Но количество имеет свойство переходить в качество. При этом массы веществ, находящихся в различных взаимоотношениях (химических, физических и пр.) с внешней средой, приобретают различные качества, или, как говорят, дифференцируются. Однообразная масса становится разнородной».
М.Гесс: «Необходимостью человеческого развития, истории развития или естественной истории, необходимостью творческой истории людей является их взаимное разрушение, происходящее из противоречий их общения внутри их обособления в единичность. История возникновения человеческой сущности или человечества является прежде всего саморазрушением этой сущности».
Задание 5. На основе текста дайте характеристику основных черт диалектики.
В.И.Ленин: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; — "перерывы постепенности"; — превращение количества в качество; — внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; — взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, — таковы некоторые черты диалектики, как... учения о развитии».
Задание 6. Сравните точки зрения Г.Гегеля и Ф.Энгельса на движущую силу исторического развития. Какая из них вам кажется более верной? Используя свои знания по истории, выскажите свое мнение о том, что влияет на процесс исторического развития.
Ф.Энгельс: «У Гегеля зло есть форма, в которой проявляется движущая сила исторического развития. И в этом заключается двоякий смысл. С одной стороны, каждый новый шаг вперед необходимо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом против старого, отживающего, но освященного привычкой порядка. С другой стороны, с тех пор как возникла противоположность классов, рычагами исторического развития сделались дурные страсти людей: жадность и властолюбие».
Задание 7. Прочитайте высказывание, характеризующее революцию. Почему автор дает негативную оценку революции? Приведите примеры из истории, подтверждающие эту точку зрения.
М.Райман: «Революция — не закономерный этап, а продукт общественного кризиса, неспособность властных структур открыть простор для необходимых новаций. Революция — решение крайнее и болезненное, деструктивные аспекты доминируют... Революция выступает не только против старой власти, но и против модернизации в целом».