«Даешь тяжелую индустрию!». живописное полотно Юрия Пименова
6 Культура русского зарубежья. К середине 1920-х гг. за границей оказались многие виднейшие русские писатели и поэты как старшего поколения, успевшие прославиться ещё в дореволюционные годы, — И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, З. Гиппиус, Д. Мережковский, В. Иванов и др., так и более молодые, создавшие свои лучшие произведения уже за границей, — В. Ходасевич, Г. Иванов. Этот блестящий список продолжили русские композиторы, певцы и музыканты: А. Глазунов, А. Гречанинов, С. Прокофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский, Ф. Шаляпин, А. Вертинский. Не менее впечатляющ и список русских художников-эмигрантов. Достаточно назвать имена И. Репина, В. Кандинского, Л. Бакста, К. Коровина, М. Шагала.
С деятельностью русских учёных за рубежом связаны многие научные открытия и технические изобретения. Инженер и изобретатель В. К. Зворыкин, уроженец Мурома, создал в США первый иконоскоп — передающую трубку, основу будущего телевидения. И. И. Сикорский разработал первый в мире серийный вертолёт. Средства на поддержку открытой в США фирмы Сикорского, находившейся одно время на грани разорения, дал композитор С. В. Рахманинов. Достоянием мировой науки стали труды крупнейшего социолога П. А. Сорокина, ставшего позже президентом Американской социологической ассоциации.
|
|
Имея такое созвездие имён, русское зарубежье стремилось сохранить и преумножить культурные достижения дореволюционной России. Большинство писателей, сделавших себе имя ещё в дореволюционной России, продолжили литературную деятельность и создали целый ряд выдающихся произведений. Главным мотивом творчества писателей-эмигрантов стала тема ностальгической памяти об утраченной родине. Она пронизывает все сюжетные линии эмигрантских романов, повестей, рассказов, будь то события революции и Гражданской войны, русской истории или воспоминания о детстве и юности.
Свои лучшие повести и рассказы написал в эмиграции И. А. Бунин («Митина любовь», «Солнечный удар», «Дело корнета Елагина», «Тёмные аллеи» и др.). Здесь же он создал свой единственный роман «Жизнь Арсеньева». В 1933 г. он получил Нобелевскую премию. А. И. Куприн выпускает два романа — «Купол Святого Исаакия Далматского» и «Юнкера», повесть «Колесо времени». Европейскую известность получило творчество И. С. Шмелёва, издавшего в эмиграции около двадцати книг. Ошеломлённый смертью своего единственного сына, расстрелянного большевиками, он создаёт эпопею «Солнце мёртвых», в которой с трагической болью рисует торжество зла, голод, бандитизм, постепенную утрату людьми человеческого облика. М. А. Осоргин создал свой первый роман-хронику «Сивцев Вражек», в котором страшные события революции и Гражданской войны показаны глазами русской интеллигенции. Роман после выхода во Франции сразу же был переведён на многие европейские языки, в том числе славянские.
|
|
Одной из примет литературной эмиграции стало усиление религиозных мотивов и настроений. Новое религиозное мироощущение проявляется в творчестве И. С. Шмелёва («Богомолье», «Лето Господне»). Б. К. Зайцев создаёт удивительные «житийные портреты» («Алексей — Божий человек», «Преподобный Сергий Радонежский») и очерки о странствиях к святым местам («Афон», «Валаам»). Религиозные мотивы пронизывают сюжетную линию самого знаменитого романа Зайцева «Золотой узор». Герои романа, испытавшие на себе все ужасы недавнего лихолетья, приходят к мысли, что «Россия несёт кару искупления... Не надо жалеть о прошедшем. Столько грешного и недостойного в нём». Продолжает свои философские и религиозные искания Д. С. Мережковский («Иисус Неизвестный», «Павел. Августин», «Св. Франциск Ассизский», «Жанна д’Арк и Третье Царство Духа»). Расцвета достигает русская философская мысль. Мыслители пытались понять феномен русской революции и её влияние на историческую судьбу России. Большинство из них признавали историческую неизбежность революционного взрыва как следствия своеобразного развития России в последние перед революцией десятилетия и особого умонастроения российской интеллигенции. Но они были категорически против теоретического и нравственного оправдания революции.
Принципиальная приверженность выдающихся мастеров русского слова к родному языку (лишь немногие из них стали писать на европейских языках, в частности В. В. Набоков) сужала для них культурное пространство Европы. Запад был более восприимчив к тем сферам культуры, для которых не существовало языковых барьеров — музыка, живопись, балет. Визитной карточкой русского искусства на Западе был балет. Успешно продолжались Русские сезоны, так как большая часть артистов отказалась вернуться в революционную Россию. В 1929 г., после смерти С. П. Дягилева, руководителем балетной труппы стал С. М. Лифарь. Многие артисты балета (А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский, М. Ф. Кшесинская, Т. П. Корсавина и др.)
Запись в тетрадь
1 Сложилась система образования. Решена проблема ликвидации безграмотности.
2. Развитие советской культуры в 1930-е гг. имело противоречивый характер.
- с одной стороны, образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление;
с другой стороны, в развитии культуры были достигнуты значительные успехи.
3. Частью отечественной культуры оставалась культура русского зарубежья.
Задания
Тема 6.5 Культурное пространство советского общества в 1920-1930-е гг.
Задание 1 Изучив вопрос 2,3 материалов урока, приложения 1.2 «Отрывок из статьи А. В. Луначарского «Ленин о культуре».
Ответить на вопросы:
- Какие преобразования были проведены советской властью в области образования?
- Сделайте общий вывод относительно развития системы образования
Задание 2 Продолжите данный перечень деятелей культуры и произведений. (см.
материалы урока Презентацию «Культура Советского общества в 20-30-е годы),
Литература | Кинематограф |
М.Горький «Мать» Д.А.Фурманов «Чапаев» А.А.Фадеев М.А.Шолохов Н.А.Островский | Н.В.Экк «Путевка в жизнь» И.А.Пырьев «Трактористы» бр. Васильевы «Чапаев» Г.В.Александров «Веселые ребята» М.И.Ромм |
Живопись и скульптура | Театр. Музыка |
Ю. Петров-Водкин - А.Дайнека - М.В.Нестеров - П.Д.Корин - М.Б.Греков - П.Ю.Пименов - В.И.Мухина - ………….. | К.Станиславский - С.С.Прокофев - Д.Д.Шостакович - А.И.Хачатурян - Д.Е.Кабалевский - И.О.Дунаевский - …….. |
Задание 3 Дайте характеристику одного из художественных произведений, в котором наиболее точно и ярко отражена эпоха 1930-х гг.
|
|
Задание 4 Перечислите деятелей культуры (кино, живописи, графики) Чувашской автономной области данного периода