Новая Москва. Художник Ю. И. Пименов

«Даешь тяжелую индустрию!». живописное полотно Юрия Пименова

6 Культура русского зарубежья. К середине 1920-х гг. за границей оказались многие виднейшие русские писатели и поэты как старшего поколения, успевшие прославиться ещё в дореволюционные годы, — И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, З. Гиппиус, Д. Мережковский, В. Иванов и др., так и более молодые, создавшие свои лучшие произведения уже за границей, — В. Ходасевич, Г. Иванов. Этот блестящий список продолжили русские композиторы, певцы и музыканты: А. Глазунов, А. Гречанинов, С. Прокофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский, Ф. Шаляпин, А. Вертинский. Не менее впечатляющ и список русских художников-эмигрантов. Достаточно назвать имена И. Репина, В. Кандинского, Л. Бакста, К. Коровина, М. Шагала.

С деятельностью русских учёных за рубежом связаны многие научные открытия и технические изобретения. Инженер и изобретатель В. К. Зворыкин, уроженец Мурома, создал в США первый иконоскоп — передающую трубку, основу будущего телевидения. И. И. Сикорский разработал первый в мире серийный вертолёт. Средства на поддержку открытой в США фирмы Сикорского, находившейся одно время на грани разорения, дал композитор С. В. Рахманинов. Достоянием мировой науки стали труды крупнейшего социолога П. А. Сорокина, ставшего позже президентом Американской социологической ассоциации.

Имея такое созвездие имён, русское зарубежье стремилось сохранить и преумножить культурные достижения дореволюционной России. Большинство писателей, сделавших себе имя ещё в дореволюционной России, продолжили литературную деятельность и создали целый ряд выдающихся произведений. Главным мотивом творчества писателей-эмигрантов стала тема ностальгической памяти об утраченной родине. Она пронизывает все сюжетные линии эмигрантских романов, повестей, рассказов, будь то события революции и Гражданской войны, русской истории или воспоминания о детстве и юности.

Свои лучшие повести и рассказы написал в эмиграции И. А. Бунин («Митина любовь», «Солнечный удар», «Дело корнета Елагина», «Тёмные аллеи» и др.). Здесь же он создал свой единственный роман «Жизнь Арсеньева». В 1933 г. он получил Нобелевскую премию. А. И. Куприн выпускает два романа — «Купол Святого Исаакия Далматского» и «Юнкера», повесть «Колесо времени». Европейскую известность получило творчество И. С. Шмелёва, издавшего в эмиграции около двадцати книг. Ошеломлённый смертью своего единственного сына, расстрелянного большевиками, он создаёт эпопею «Солнце мёртвых», в которой с трагической болью рисует торжество зла, голод, бандитизм, постепенную утрату людьми человеческого облика. М. А. Осоргин создал свой первый роман-хронику «Сивцев Вражек», в котором страшные события революции и Гражданской войны показаны глазами русской интеллигенции. Роман после выхода во Франции сразу же был переведён на многие европейские языки, в том числе славянские.

Одной из примет литературной эмиграции стало усиление религиозных мотивов и настроений. Новое религиозное мироощущение проявляется в творчестве И. С. Шмелёва («Богомолье», «Лето Господне»). Б. К. Зайцев создаёт удивительные «житийные портреты» («Алексей — Божий человек», «Преподобный Сергий Радонежский») и очерки о странствиях к святым местам («Афон», «Валаам»). Религиозные мотивы пронизывают сюжетную линию самого знаменитого романа Зайцева «Золотой узор». Герои романа, испытавшие на себе все ужасы недавнего лихолетья, приходят к мысли, что «Россия несёт кару искупления... Не надо жалеть о прошедшем. Столько грешного и недостойного в нём». Продолжает свои философские и религиозные искания Д. С. Мережковский («Иисус Неизвестный», «Павел. Августин», «Св. Франциск Ассизский», «Жанна д’Арк и Третье Царство Духа»). Расцвета достигает русская философская мысль. Мыслители пытались понять феномен русской революции и её влияние на историческую судьбу России. Большинство из них признавали историческую неизбежность революционного взрыва как следствия своеобразного развития России в последние перед революцией десятилетия и особого умонастроения российской интеллигенции. Но они были категорически против теоретического и нравственного оправдания революции.

Принципиальная приверженность выдающихся мастеров русского слова к родному языку (лишь немногие из них стали писать на европейских языках, в частности В. В. Набоков) сужала для них культурное пространство Европы. Запад был более восприимчив к тем сферам культуры, для которых не существовало языковых барьеров — музыка, живопись, балет. Визитной карточкой русского искусства на Западе был балет. Успешно продолжались Русские сезоны, так как большая часть артистов отказалась вернуться в революционную Россию. В 1929 г., после смерти С. П. Дягилева, руководителем балетной труппы стал С. М. Лифарь. Многие артисты балета (А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский, М. Ф. Кшесинская, Т. П. Корсавина и др.)

Запись в тетрадь

1 Сложилась система образования. Решена проблема ликвидации безграмотности.

2. Развитие советской культуры в 1930-е гг. имело противоречивый характер.

- с одной стороны, образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление;

с другой стороны, в развитии культуры были достигнуты значительные успехи.

3. Частью отечественной культуры оставалась культура русского зарубежья.

Задания

Тема 6.5   Культурное пространство советского общества в 1920-1930-е гг.

Задание 1 Изучив вопрос 2,3 материалов урока, приложения 1.2 «Отрывок из статьи А. В. Луначарского «Ленин о культуре».

  Ответить на вопросы:

- Какие преобразования были проведены советской властью в области образования?

- Сделайте общий вывод относительно развития системы образования

 

Задание 2 Продолжите данный перечень деятелей культуры и произведений. (см.

материалы урока Презентацию «Культура Советского общества в 20-30-е годы),

Литература Кинематограф
М.Горький             «Мать» Д.А.Фурманов      «Чапаев» А.А.Фадеев                М.А.Шолохов     Н.А.Островский        Н.В.Экк                 «Путевка в жизнь» И.А.Пырьев           «Трактористы» бр. Васильевы       «Чапаев» Г.В.Александров  «Веселые ребята» М.И.Ромм                 
Живопись и скульптура Театр. Музыка
 Ю. Петров-Водкин - А.Дайнека           - М.В.Нестеров     - П.Д.Корин          -     М.Б.Греков          - П.Ю.Пименов    - В.И.Мухина        - ………….. К.Станиславский - С.С.Прокофев    - Д.Д.Шостакович - А.И.Хачатурян  - Д.Е.Кабалевский - И.О.Дунаевский - ……..    

Задание 3 Дайте характеристику одного из художественных произведений, в котором наиболее точно и ярко отражена эпоха 1930-х гг.

Задание 4 Перечислите деятелей культуры (кино, живописи, графики) Чувашской автономной области данного периода


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: