Инструкция выполнения заданий

Тема 6.5  Культурное пространство советского общества в 1920-1930-е гг.

Задание 1 Изучив вопрос 2,3 материалов урока, приложения 1.2 «Отрывок из статьи А. В. Луначарского «Ленин о культуре». ответить на вопросы       запись в файл                                

 

Задание 2

 Изучив материалы занятия, приложений, презентацию «Культура Советского общества в 20-30-е годы продолжите данный перечень деятелей культуры и произведений заполнить таблицу                                               запись в тетрадь                              

Задание 3 Дайте характеристику одного из художественных произведений, в котором наиболее точно и ярко отражена эпоха 1930-х гг.            запись в файл                              

Задание 4 Перечислите деятелей культуры (кино, живописи, графики) Чувашской автономной области данного периода                              запись в файл

Критерии оценки Баллы 1-5 Средний балл (сумму баллов поделить на 4)
Самостоятельность в процессе подготовки    

Желаю успеха!

 

Приложение 1

Основные понятия

.Марксизм-ленинизм — леворадикальное течение в марксизме. Его сторонники стремятся к социально-политическому и философскому обоснованию необходимости борьбы пролетариата против капиталистического строя с целью построения коммунистического общества.

· Сменовеховство — идейно-политическое течение, возникшее в 1920-е гг. в среде русских эмигрантов под воздействием изменений в политическом курсе советского государства в период нэпа.

· Обновленчество — течение, обособившееся от Русской православной церкви после революционных событий 1917 г. Его сторонники декларировали цель «обновления Церкви», которое, по их мнению, предполагало демократизацию управления и модернизацию богослужения. В 1920-х обновленцы полностью поддерживали большевиков и проводимые ими преобразования.

· Комакадемия — высшее учебное заведение, а также научно-исследовательское учреждение общесоюзного характера. Коммунистическая академия существовала в 1918-1936 гг. Имела множество подразделений, в частности: институты философии, истории, литературы, искусства и языка, права, мирового хозяйства и политики, экономики, аграрный; ряд секций, комиссий и обществ.

· Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) — советская общественно-политическая оборонная организация, созданная в 1927 г. В послевоенное время её преемником стал ДОСААФ (с 1948).

" Коммуналка" - разговорное от жилищно-коммунальных услуг — это услуги, доводимые до потребителя, проживающего в жилищном фонде, для обеспечения комфортных условий жизни.

Барак (от итал. baracca — хижина) — временное, быстро возводимое, дешёвое строение. Как правило, одноэтажное и деревянное, с общей кухней и санузлом.

Культурная революция - социалистическая, революционный процесс духовного преобразования общества, составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры — приобщение трудящихся к достижениям культуры.

Русское зарубежье — Учебные заведения и педагогическая мысль в русской эмиграции после 1917. Эмиграция российских граждан шла несколькими волнами. Наиболее крупной была первая волна (с нач. 1918 до 30 х гг.), вызванная установлением эмигрантов

Социалистический реализм — творческий метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества.

Документ

1.  Отрывок из статьи А. В. Луначарского «Ленин о культуре». 21 января 1930 г.

Кому неизвестно, что Ленин придавал очень большое значение культурной революции? Он говорил об этом особенно часто уже после Октября <...> Ленина интересовала прежде всего та культура, которая является необходимой предпосылкой для завоевания законченной социалистической культуры, для закрепления политических побед и для успешного строительства социалистического хозяйства в нашей стране, <...>

И если мы спросим себя теперь, что из великого учения Ленина о культурной Стороне нашей социалистической революции сейчас выдвигается на самый первый план, что стало наиболее важным из элементов, и прежде, конечно, присущих ленинизму, то мы должны будем сказать: с неслыханной, настойчивейшей силой надвинулись на нас два вопроса: вопрос о кадрах и вопрос об обострении классовой борьбы в области культурной. <...>

Ленин предупреждал, что в области культуры (и быта!) враг будет особен но силен. Здесь он будет «изворотлив, искусен, цепок».

Было время — мы воевали... Но как никогда надо нам теперь вышибать врага из культурных позиций. Не ограничиваться даже только занятием командных высот, а сплошной цепью отвоевывать у неприятеля территорию.

Внутри страны кулак и все, что широко раскинулось вокруг него, вплоть до какого-нибудь академика с европейским именем и патриархальными сединами, до желчного писателя, который искусно мажет нам ворота дегтем под предлогом преданности художественной правде, через учителя, втихомолку пускающего антисемитские шуточки, вплоть до пропившего последние порты проходимца, хрипящего злобную чепуху в толпе по базарам, — все они стараются сами себя и друг друга консервировать на старых позициях и яд свой распространить вокруг себя, окутывая им по возможности и колеблющегося крестьянина-середняка, и неустойчивые прослойки служащих, и несложившуюся, неустроенную молодежь.

На вид иногда перед тобою только этакая голубая или оранжевая картина, а когда присмотришься, то она оказывается, часто даже для своего автора не вполне сознательно, обрывком вот этого тягучего, зловонного, удушливого газа антипролетарской культуры.

Бдительность нужна тут огромная. Уменье чистить не только энергичное, но и тонкое. Мы не должны и не можем быть расточительными, мы должны знать, где гангрены, которые нужно резать и жечь, а где то, что можно лечить, что нужно, скрепя сердце, терпеть, пока не заменим новым и своим. Мы должны знать, что поддерживать, наставить, вовремя как следует пожурить.

Бдительная осторожность должна охранять наше культурное творчество но всех областях марксистской философии и методологии — в общественных науках, и реформе естествознания, теоретической и практической педагогики, искусство ведения и, наконец, в форме собственных продуктов художественного творчеств, оформляющего наши идеи и чувства и широко захватывающего массы, которые бурно растут. <...>

История в лицах

Луначарский Анатолий Васильевич (1875-1933) был человеком таких дарований, что простой их перечень составил бы небольшую брошюру. На торжестве, посвященном 200-летия создания Российской Академии Наук, перед учеными многих стран Луначарский прочел речь на шести языках о значении науки в истории человечества. Даже буржуазные газеты называли наркома самым культурным министром просвещения в Европе. Еще в годы эмиграции Анатолий Васильевич, получивший образование за границей, изучал педагогику. Постановку дела просвещения на Западе.

«Комиссаром при наркоме» называл В.И.Ленин заместителя Луначарского Михаила Николаевича Покровского (1868-1932).

Историк по образованию, Покровский много сделал для развития науки. Человек прямой и жестокий, Покровский не всем нравился, но прекрасно сработался с Луначарским.

Работой по ликвидации неграмотности и пропаганде идей коммунизма руководила Надежда Константиновна Крупская, жена В.И.Ленина. Человек скромный, Надежда Константиновна относилась к тем большевикам, которые никогда не добивались себе привилегий, власти. Ничего для себя, все-делу. Уже хотя бы то, что на работу она ходила пешком, хотя многие работники меньшего ранга предпочитали служебный автомобиль, говорит о многом.

Владимир Маяковский (1893-1930) — русский и советский поэт. Один из наиболее значимых поэтов XX в. Стоял у истоков русского футуризма. Будучи творчески одарённой личностью, также занимался драматургией, живописью, писал киносценарии, выступал в роли кинорежиссёра и киноактёра. Редактировал журнал «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»). Успешно работал в жанре агитпропа.

·

· Сергей Эйзенштейн (1898-1948) — советский театральный деятель и кинорежиссёр. Один из крупнейших представителей социалистического реализма в советском кинематографе. Такие его ленты, как «Стачка», «Броненосец "Потёмкин”», «Октябрь», стали признанной классикой этого жанра. Огромной популярностью пользовались киноленты, отснятые им на историческую тематику: «Александр Невский» и «Иван Грозный».

·

· Михаил Булгаков (1891-1940) — русский и советский писатель и драматург. Его авторству принадлежат множество повестей и рассказов, фельетоны, пьесы, киносценарии и др. Шедеврами не только русской, но и мировой литературы стали такие его произведения, как «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др.

·

Максим Горький (1868-1936) — русский и советский писатель, прозаик, драматург. Большинство его произведений имело революционную тенденцию. Отношения с большевиками складывались непросто, что заставило его в 1920-е гг. на несколько лет покинуть страну. В начале 1930-х гг. Горький вернулся в СССР. Его позднее творчество считалось образцом социалистического реализма в литературе. Литератор был самым издаваемым в СССР советским писателем за период с 1918 по 1986


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: